Формирование операций контроля при коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ, ЗПР


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»
Формирование операций контроля при коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ, ЗПР
Консультативная площадка
в рамках реализации плана опорной школы: «Психолого- педагогическая поддержка обучающихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения»
Кузьминых Людмила Николаевна,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Письмо - вид психической деятельности, требующей участия мышления, памяти, произвольного внимания. Нарушение взаимодействия между компонентами письменной речи, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребенка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах).
Мы остановимся на нарушении у обучающихся самоконтроля за собственной письменной продукцией. При моторной организации процесса письма одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Отличительная особенность детей с низким самоконтролем - резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Такая недостаточность обусловливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания.
Известно, что у каждого ребенка в разной степени развиты аудиальные, визуальные и кинестетические способности приема и передачи информации. Любая информация, идущая через нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания (совокупность видов деятельности, в основе которых лежит тот или иной анализатор). Для успешного развития языкового анализа и синтеза и формирования операций контроля важно преподносить материал в модальности, совпадающей с ведущей репрезентативной системой ученика на вход информации. Наиболее высокие по иерархии слуховая и зрительная модальности находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и вместе с тем конкурентности в различных видах деятельности. Важно развивать слуховую модальность в вербальных сферах деятельности и работать над совершенствованием визуальной памяти учеников, которая помогает «сфотографировать» слово и узнать, что оно написано верно. Кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору головного мозга, постоянно связаны со слуховыми, они уточняют и обостряют слух (И.П. Павлов). Четкие кинестетические раздражения помогают ребенку при обучению чтению и письму. По наблюдениям учителей начального звена, у учащихся первых классов (второе полугодие) четко выявляется роль проговаривания в письме (текущий контроль). Ученик проговаривает слова сначала вслух, затем шепотом и, наконец, скрытым внутренним голосом (регистрация тонких движений гортани, сопровождающих письмо, показывает, что при развитом навыке письма эти движения продолжают еще участвовать). В случае запрещения проговаривания письмо становится хуже, число ошибок, связанных с пропущенными буквами, увеличивается.
В методических рекомендациях педагога Е.Н. Ильина предлагаются «устные» диктанты слов. При проговаривании слова по слогам у ученика включаются в работу визуальный и аудиальный каналы восприятия. Внимание ученика концентрируется на конкретном задании, задействована слуховая, зрительная, моторная память. Такой вид работы можно отнести к предваряющему контролю. Дети с дисграфией при выполнении таких заданий, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов . Дефицит сукцессивных функций отрицательно сказывается на формировании способности к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности, его реализации и контроля за выполнением действий.
Приемы работы по формированию контроля.
Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, целесообразно использовать систему предварительных упражнений, способствующих развитию сукцессивных функций, развивающих межполушарное взаимодействие и создающих предпосылки для формирования операций контроля.
Вот несколько примеров предварительных упражнений.
1. Посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его, затем то, что запомнили:
- нарисуйте пальцем на парте;
- расскажите;
- напишите в тетради.
После выполнения каждого задания попросите сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить. Обсудите, какой вариант выполнения был наиболее успешен.
2. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей:
- проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и карточке-образце;
- проверьте, правильно ли срисован узор;
- запомните карточку и выберите такую же (ребенку предлагается запомнить ряд предметных картин, символов, цифр, букв на карточке и найти такую же среди второго набора карточек, из которых только одна совпадает с тестовой);
- выложите по памяти ряд из отдельных элементов;
- напишите по памяти ряд из отдельных элементов.
После выполнения каждого задания попросите сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить.
3. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения временных последовательностей:
- «Зарядка» - последовательность движений (от 3 до 6);
- назовите по порядку дни недели, времена года, месяцы (предметные рисунки, символы, вербально);
- «шарики в непрозрачной трубочке» (на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: определите, в какой последовательности они выкатятся из противоположного конца трубочки). Усложненный вариант: определить, в какой последовательности шарики выкатятся из того же конца трубочки, в который вкладывались (для этого требуется инвертировать ряд).
4. Перекодирование временной последовательности в про странственную и наоборот - «картинки-невидимки».
Перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (предметные рисунки, символы). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицевой стороной вниз. Таким образом, выложенный ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти идентичный выложенному. После того как выбор сделан, оба ряда сличаются.
5. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания:
- отыщите числа от 1 до 25 в таблицах Шульте (числа расположены в 25 клетках в случайном порядке);
- выберите определенную букву, прочитайте текст и вычеркните заданную букву;
- выберите определенное слово и прочитайте текст, подчеркивая заданное слово.
6. Последовательность действий и планирование.
Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, и 5-шаговые инструкции): по опорным символам, по памяти (словесной инструкции).
Предваряющий контроль
1. Метод ритмизованного чтения (на основе методики Т.Г. Визель):
- прочитайте предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте - так, как они пишутся. (Логопед при этом отстукивает ритм.)
Это послоговое «орфографическое» ритмизованное произнесение слов и фраз осуществляется в следующих вариантах:
- повторите за логопедом ритмизованное слово (предложение), а затем запишите его;
- повторите по слогам со слуха, когда логопед произносит предложение обычным способом;
- «со зрения», ритмизованно прочитайте текст.
Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, можно использовать следующие приемы слогозвукового анализа.
1. Анализ и составление схемы слова
В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твердого и мягкого знаков:
- актуализация смысла слова;
- ритмизованное повторение слова;
- обозначение гласных звуков буквами в схеме слова;
- обозначение согласных звуков точками в схеме слова;
- обозначение места твердого и мягкого знаков в схеме слова;
- деление слова на слоги;
- чтение слова в соответствии со схемой по слогам.
После того как ребенок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объем слухоречевой памяти ребенка.
2. Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):
- посмотрите на слово;
- посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);
- посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);
- продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;
- назовите слово.
После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.
Текущий контроль
Письмо с проговариванием вслух:
- логопед («ведущий») проговаривает лексический материал вслух, ученик («ведомый») записывает, затем роли меняются;
- проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.
Слова произносятся вслух громко, в шепотной речи, проговаривание только сложных слов.
Результирующий контроль:
- сравнение текста с ошибками, типичными для данного ребенка, с нормативным образцом текста;
- самостоятельное исправление ошибок в тексте;
- списывание с последующей самопроверкой (логопед может сделать акцент внимания на строке с ошибкой);
- проверка с отчеркиванием слогов, маркированием гласных точками;
- ритмизованное чтение своей работы.
В результате поэтапного формирования у детей самоконтроля это предметное действие совершенствуется и присоединяется к основному производительному действию. «Всегда направленный на основное производительное действие контроль сливается с ним и сообщает ему свои характеристики - направленность на основное действие и сосредоточенность на нем. Когда контроль из развернутого действия переходит в идеальный план, сокращается и автоматизируется, он превращается во внимание к сопряженной с ним деятельности».