Система работы над словарными словами, как один из способов коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Система работы над словарными словами, как один из способов коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Корчуганова А.Л., учитель -дефектолог
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Крапивинская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».

 Ф
ормирование навыка грамотного письма - одна из основных задач при обучении русскому языку и становлении полноценной, социально адаптированной личности. Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря. Наибольшую актуальность данная деятельность приобретает в образовании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу недостаточного социального опыта.
Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Большого труда требует от педагога и ребенка запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова».  Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным.   На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении.  Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Программой определяется количество и последовательность изучения словарных слов.
Поэтому, чтобы облегчить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся мы создали своеобразную «базу данных», включающую разнообразный дидактический материал на словарные слова, изучаемые в начальных классах школы для детей с ОВЗ. Используя накопленный материал, мы формируем у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над словарными словами, совершенствуем речевое развитие школьников, через обогащение их лексическими средствами. Этот всесторонний материал помогает с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаёт основу для последующей языковой практики учащихся, делает работу на уроке разнообразной, повышает внимание к слову.
Методы работы над правописанием трудных слов
Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
Вставка слова в классное наборное полотно.
Чтение слова учителем.
Объяснение значения слова (учителем или детьми).
Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
Написание строчки данного слова.
Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.
Запись слова в орфографический словарик.
Задание на дом – выучить написание слова.
Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
Виды словарных работ
Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Животные» или «Школа» и т.п.)
Составление рассказа из группы словарных слов (медведь, малина, шёл, ягода, человек, деревня, земляника).
Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование единственного числа и множественного или наоборот (медведь - медведи).
Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву М, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
по родам;
по числам;
по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
с непроверяемой и проверяемой гласной;
одушевленные или неодушевленные предметы;
по тематике – «Город» и «Деревня»;
по частям речи;
с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
Выписать из данных слов:
слова, состоящие из двух, трех слогов;
слова с Й;
слова с шипящими.
Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
Подбор однокоренных слов.
Восстановление деформированного текста или предложения (малину, долго, в, искал, медведь, лесу).
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
Письмо по памяти.
Самодиктант и взаимопроверка.
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кланый, кероин, шое, роа, каир, баейн).
Перфокарты, перфоконверты.
Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).
От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово».
Рассматривание предметных картинок с последующей их записью и с проговариванием.
Картинный диктант (Показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).
Узнавание слова по описанию признаков предмета.
Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).
Восстановление деформированного предложения.
Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.
Запись слова с закрытыми глазами.  (Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово так, как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая то, что пишешь).
Отгадывание кроссвордов.
  Изучение словарных слов по методике С. Н. Лысенковой. По данной методике работа над трудными словами состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки (1. Школа  2. Россия  3. Наш огород  4. Неделя 5. События  6. Рисовать  7. В магазине ).  Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и вывешивается на неделю в классе. Работа над словарными словами ведётся по следующему алгоритму.
1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов и др.
2 урок. Запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.
3 урок. Составление словосочетаний, составление предложений, работа с карточками «сорбонками».
4 урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с картинным словарём, дописывание предложений, отгадывание кроссвордов и другие виды работ.
5 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.

Запоминание и способы проверки словарных слов
(памятка для взрослых)

Объяснить значение слова. Это необходимо! Не пренебрегайте этим. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание. После того как ребенок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими, запоминающимися деталями.
Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не мидветь, не миветь, а именно мЕДвеДь.
Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным фломастером или карандашом, в классе на доске). Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей: визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).
Записать по памяти.
Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.
Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта. Семантическая карта может быть оформлена в таком виде:



Сначала надо объяснить детям, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. Вот после этого ребенок пусть сам фантазирует! Следует оговорить, что легко дети рисуют слова с конкретным значением (корзина, портфель), сложнее даются слова с абстрактным значением (Родина ).
Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться к его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание.
Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене. Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов.
Запоминание слова по сетке
Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.
МЕ Д В Е Д Ь
Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.
«Устный кроссворд»
Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях, а представлять слово доступным языком. При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.
В данной статье мы приводим пример работы со словарным словом 2 класса коррекционной школы VIII вида медведь. Языковой материал по каждой лексической единице включает несколько моментов.


Медведь

Ребус



Этимология
Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Медведь-мёд, ведающий= «знающий, где есть мёд».
Толкование
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке (перен.)

Медведь-род хищных млекопитающих семейства медведей. Медведи водятся во всех странах за исключением Африки и Австралии. Главные виды: белый медведь в полярных морях, питается тюленями и рыбою; американский медведь или черный, ценимый за свой мех, в северной части Северной Америки; гризли или серый медведь - крупнее обыкновенного, в скалистых горах Северной Америки; бурый медведь, север России, Сибирь, Скандинавия, Карпаты и Балканы; медведь –губач - в горах Ост-Индии и Цейлона с длинными хоботообразными губами.
(энциклопедический словраь Ф.Брокгауза, И.Ефрона)
Медведь-на юге ведмедь (т.е. медолюб). На Руси их два вида: белый, ледовитый и бурый; этому дано много бранных и почетных кличек: бирюк, зверь, черный зверь.лапистый зверь, лесник, ломака, ломыга, костоправ, Михайло Иванович Топтыгин, косолапый, куцый,куцык, Косматый, космач, мохнатый, мохнач, лешак,леший,лесной черт, черная немочь, мишка, мишук, потапыч,сергацкий барин,лесной архимандрит. Охотники различают три породы бурого медведя: стервеник, стервятник, самый большой и плотоядный, овсяник, средний, охотник до овса, малины, кореньев; муравьятник, муравейник, самый малый и злой, черный, молодой с белесоватым ошейником. Перегодовалый медведь называется пестун, а старый пест. Рой сел медведем, облепил улей кругом, снизу доверху. Силен медведь, да в болоте лежит. Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!
(Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даль)
Однокоренные слова
медведюшка , медведица ,медвежонок, медвежий
Синонимы
Косолапый, Мишка, Мишка косолапый, Топтыгин

Фонетический разбор
Медведь - 7 букв, Медведь- 2 глас.,4 согл., Мед-ведь - 2 слога ( для переноса мед-ведь), ударение падает на вторую «е», один согласный твёрдый, три согласных мягких.
Варианты ошибок
Метветь, мидветь, миветь, мдветь, митведь, мтвть
Словообразование
Образование сущ. при помощи суффиксов - медвежонок, медведица, медвежатина.
Образование единственного и множественного числа - медведь - медведи.
(Образование сущ.) - медвежонок, медведь, медведище.
(Образование притяжательных прил.) - медвежий (след), медвежья (шкура), медвежье (ухо), медвежьи (проделки).
(Предлог + сущ.) – у медведя, к медведю, на медведе, за медведем...
(Сущ.+гл.) - медведь - бродит, спит, шатается, ревет, рычит, ест, ловит, ломает
(Сущ.+прил.) - медведь - бурый, косолапый, белый, злой, сильный, молодой, мохнатый
(Согласование сущ. с числительным) - один медведь, два медведя, пять медведей.
(сущ.+ местоимение) - мой медведь, медвежонок, моя медведица, мои медведи.
(сущ.+ наречие) - медведь ревёт (как?) громко, грозно; ходит (как?) медленно, по-медвежьи .

Словоизменение
(изменение сущ. по падежам и числам)

И. п. медведь медведи
Р. п. медведя медведей
Д.п. медведю медведям
В. п. медведя медведей
Т. п. медведем медведями
П. п. о медведе о медведях

Образование предложения (из 3-4 слов)- Белый медведь ловит рыбу.
Фразеологизмы
Медведь на ухо наступил - отсутствие музыкального слуха.
Медвежья услуга - неумелая услуга, причиняющая только неприятность.
Делить шкуру неубитого медведя- распределять прибыль от ещё неосуществленного дела.
Загадки

1.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос
2.
Летом наедается ,
зимой высыпается.
Пословицы и поговорки
Медведя боятся ,так в лес не ходить.
Медведь неуклюж, да дюж.
Кто боится медведя, тот боится и его следов.
Для медведя зима-одна ночь.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Кобыла с медведем тягалась, только хвост да грива осталась.

Скороговорка
Мёд медведь в лесу нашёл, мало мёду много пчел.

Предложения

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка.
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке.

Текст

Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Это интересно
Медведи-это мохнатые тяжеловесы среди хищников. Самый большой белый полярный медведь. Его длина бывает больше 3 метров, а весит этот гигант целую тонну. У этого громадного зверя железные мышцы.От холода его спасает толстый слой жира и шкура с густой теплой шерстью. Он чует добычу за 5-7 км. За раз съедает 10-25 кг. добычи. Белый медведь внесен в Красную книгу. Вообще у всех медведей главное оружие – когти. Хотя семейство медведей относится к отряду хищников, они с удовольствием едят злаки, корни, ягоды, орехи и мёд. Если у южных народов царем зверей считают льва, то на Севере такое звание носит медведь. Самый распространенный медведь – бурый. Медвежата рождаются слепыми и беспомощными, размером не превышающим крысуи весом 400 гр. Бурая медведица приносит от одного до четырех медвежат. Рождаются они в январе-феврале. Мать кормит их молоком до апреля-мая,после этого они отправляются вместе с ней на охоту. Обычно медвежата остаются с матерью до года.
Русские сказки, в которых одним из персонажей выступает медведь Колобок, Теремок, Маша и медведь, Три медведя, Медведь – липовая нога, Мужик и медведь и др.
Произведения, изучаемые в начальных классах коррекционной школы VIII вида: 2 класс – «Белка и Медведь» (Н.Сладков), « Медвежата» (Г.Снегирев); 3 класс – «Рыжие листья» (сказка) (Н. Грибачев), «Про бурого мишку и мышку вертушку» (Русская сказка), «Купание медвежат» (По В. Бианки); 4 класс – «Трудолюбивый медведь» (басня) (И.Крылов), «Медвежонок» (По Г. Скребицкому), «Медведь и солнце» (сказка) (Н. Сладков).

Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре уроков фрагментов развития речи учащихся (словарной работе) длительностью около 7 минут.
В процессе работы у школьников формируется внимание к правильному написанию слову, его значению, и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте.
Систематическое использование данного материала на уроках повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов детей с особыми образовательными потребностями, тем самым способствует развитию способности к самостоятельному высказыванию, формирует понятие о языке.
Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший коррекционно - развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы успешной социализации учащихся с нарушением интеллекта.






Литература
Аксёнова А. К. и др. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. В 2 частях. М.: Просвещение. 2008.
Баранников И. В. и др. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов. СПб.: Просвещение. 1993.
Воронкова В. В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС. 2003.
Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.: Питер, 2009. 96 с: ил. (Серия «Детскому психологу»).
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы: Пособие для логопеда. М.: Про свещение, 1991. 239 с.
Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. М.: 1988.
Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе.-М :ООО «Чистые пруды»,2005. - 32с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715




Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 315