КЛАССНЫЙ ЧАС В 10А КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №35 города АКТОБЕ НА ТЕМУ: ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


СРЕДНЯЯ ШКОЛА №35 г. АКТОБЕ
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
КЛАСС: 10 «а»
Жулумбетова Н.А.
09.01.2017
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;Задачи:Обобщить знания детей об основных правах ребенка;Развести понятия «права», «обязанности» и «ответственность», показать единство прав, обязанностей и ответственности;Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.Оборудование:Карточки – ситуации по разграничению «прав» и «обязанностей» учащихся в школе;Выставка литературы по правовому воспитанию;Анкета на закрепления материала.^ Словарная работа: Декларация - это документ, который призывает к добру, справедливости в отношении детей.Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.Конституция – основной закон, по которому живут все граждане.^ Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании».Ход занятия:
Организационный момент.
Проводится разминка “снежный ком”, т.е. задаются вопросы, ученики не задумываясь, отвечают: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Где ты живешь? Номер твоего дома? Любишь ли ты мороженое? Как зовут твою маму? Какое время года сейчас? Как называется наш район? Сколько лет младшему брату (сестре)? Как зовут директора школы? Ты подросток? Ты имеешь права? Ты имеешь обязанности? Ты имеешь ответственность?
^ Введение в тему.
Разыгрывается ситуация «Ложный звонок».Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!^ Ведущий: Давайте, ребята, разберёмся. -Прав ли Женя? Почему он не прав? Почему не прав?Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (случается так, что срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается). А ведь может случится и по настоящему пожар уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведёт к большой трагедии), к ложному вызову скорой помощи, полиции.– Может, кто догадался о теме нашего разговора?^ III. Сообщение темы и постановка цели занятия:Мы будем говорить о правах, обязанностях и ответственности. И попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.^ IV. Знакомство с материалом.Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:-Что люди могут делать и чего не могут?-Что они обязаны делать и чего не обязаны?-На что они имеют право и на что не имеют?Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.1). В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. А). Декларация – это документ, который призывает к добру, справедливости в отношении детей.Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.Б). Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.Она призвана создать благополучные условия для развития детей.В Конвенции записаны права детей. Их очень много. I группа прав - основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство - помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, иметь свободу мысли, совести и религии);IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.В). В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)Г). Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».-Как называются документы, в которых прописаны права ребёнка?Отв: Декларация, Конвенция, Конституция, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс.Итак, мы сказали, что права ребёнка прописаны в Декларации, Конвенции, Конституции, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Трудовом кодексе, Законе об образовании, и все они призваны защищать наши права.Д). В нашей школе, как и в любом другом учреждении, есть документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.- Кто знает, как называется этот документ? Отв: ^ Устав школы.- Какими правами вы обладаете, находясь в школе?Отв: На жизнь; всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства; на образование; на поощрение за труд… 2). Зная права, необходимо помнить и об обязанностях. Анализ ситуацийВаня: Дима, ты уже который понедельник не готов к литературе!Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.- Кто прав в этой ситуации? Кто не прав?Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. 3). Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.Ответственность бывает – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это всё прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.- Кто знает с какого возраста наступает уголовная ответственность?Отв: С 14 лет.Вывод: На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.V. Закрепление материала.