Аналитический отчет «Адаптивная система обучения как основа личностно-ориентированного подхода на уроках и во внеурочной деятельности по предметам основы безопасности жизнедеятельности и культура безопасности жизнедеятельности».

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов»









Аналитический отчёт
за межаттестационный период
2009-2014г.г.
















Каменск-Уральский
2015 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.3
1. Аналитическая часть.5
1.1. Эмоционально психологический компонент деятельности6
1.2. Регулятивный компонент деятельности.7
1.3. Социальный компонент деятельности.10
1.4. Аналитический компонент деятельности13
1.5. Творческий компонент деятельности.19
1.6. Компонент самосовершенствования20
2. Проектная часть22
Заключение24
Литература25
Приложение























ВВЕДЕНИЕ
Я, Колмогорцева Ольга Александровна, автор данного аналитического отчета, являюсь учителем основ безопасности жизнедеятельности Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа № 17») города Каменска – Уральского.
Сообщаю о себе следующие сведения: имею высшее образование, окончила Уральский государственный педагогический университет в 2010 году по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Стаж педагогической работы (по специальности) – 13 лет, в данной должности – 13 лет, в данном образовательном учреждении – 5 лет.
Прохожу аттестацию по должности «учитель» второй раз. В настоящее время не имею квалификационной категории, так как срок действия второй квалификационной категории истек 30.03.2013 года, а срок ее продления – 30.03.2014 года.
В межаттестационный период преподавала основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и культуру безопасности жизнедеятельности (КБЖ) в 5 – 11 классах.
Основанием для аттестации считаю результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.
Знаю основополагающие документы, регламентирующие государственную и региональную политику в области образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования;
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
Закон «Об образовании в Свердловской области».

Изучая документы, пришла к выводу, что актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.
Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Поэтому основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.
В аналитическом отчете представлены результаты моей работы за межаттестационный период по основным направлениям процессы обучения и воспитания.
Объект моей педагогической деятельности – методы и приемы обучения, используемые в процессе преподавания ОБЖ.
Предмет исследования – личная профессиональная деятельность в период с 2009 по 2014 годы.
В межаттестационный период цели и задачи моей педагогической деятельности заключались в совершенствовании учебного процесса через внедрение новых технологий. Поставленные задачи я решала через уроки основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и культуру безопасности жизнедеятельности (КБЖ), а так же внеклассную, внеурочную и кружковую деятельность.














АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мной в межаттестационный период была выбрана проблема «Адаптивная система обучения как основа личностно-ориентированного подхода на уроках и во внеурочной деятельности по предметам основы безопасности жизнедеятельности и культура безопасности жизнедеятельности».
Задачи своей деятельности определила так:
Отобрать и на практике апробировать формы и методы обучения, которые позволяют эффективно осуществлять развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных способностей в процессе учебной и внеучебной деятельности, определяют пути формирования духовного мира личности, условий ее культурной самореализации и саморазвития как субъекта безопасного поведения и деятельности.
Способствовать формированию и развитию регулятивных действий: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
Повысить познавательную и учебную мотивацию, способствовать достижению обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Вся моя работа в межаттестационный период была направлена на реализацию поставленных задач. Она велась по нескольким направлениям:
изучение личности подростка, поиск положительных сторон индивидуальности, общее психологическое развитие личности;
формирование у учащихся универсального умения учиться через освоение учебных предметов основы безопасности жизнедеятельности и культура безопасности жизнедеятельности и организацию внеурочной деятельности по данным предметам, используя при этом элементы современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения: ИКТ, уровневую дифференциацию обучения, групповые технологии, метод проектов  и др.;
реализация в соответствии с данными технологиями методов развития творческих способностей учащихся;
повышение квалификации.



Эмоционально - психологический компонент
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество».
Данные постулаты известного педагога Ш.А. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Создавала условия для развития способностей обучающихся через разнообразные виды внеурочной деятельности, привлекая к участию в агитбригадах, театрализованных выступлениях, спортивных и военно-спортивных состязаниях. Использование разнообразных форм и видов деятельности призвано стимулировать обучающихся к взаимовыгодному сотрудничеству, создавая атмосферу взаимопонимания и включать их в активный поиск решения поставленных задач. Применяла элементы групповой и парной работы, которые позволяют обучающимся проводить анализ и самоанализ, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение, аргументировано и корректно вести диалог, вырабатывать и представлять совместное решение. Индивидуальная работа позволяет выстраивать учебную траекторию обучающегося и способствовать развитию его способностей и личных качеств.
Считаю, что обладаю педагогическим тактом и культурой речи, которые помогают мне избегать конфликтных ситуаций на уроке и внеурочной деятельности. Жалоб, претензий со стороны обучающихся, их родителей и законных представителей по поводу моей педагогической деятельности за межаттестационный период не поступало. Возникающие проблемы стараюсь решать своевременно и педагогически грамотно.
Регулятивный компонент деятельности
В своей педагогической деятельности руководствовалась нормативно-правовыми документами:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», представляя обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению универсальными учебными действиями и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;
Конвенцией о правах ребенка, обращая внимание на возможности развития личности, ее талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме, ее подготовку к сознательной жизни, воспитание уважения к окружающей природной среде;
Федеральным образовательным государственным стандартом основного общего образования обращенного к современному обществу, которому нужны образованные, компетентные, мобильные, предприимчивые люди, способные анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за свои поступки;
Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при реализации которого рекомендовала учащимся только проверенную литературу и сайты сети «Интернет»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), во исполнение которых в кабинет была заказана новая мебель, расположенная согласно росто-возрастным особенностям обучающихся, обеспечено естественное и искусственное освещение, рабочее место учителя заменено и приведено в порядок, для более интересного и полного изучения правил безопасности дорожного движения в школе приобретено оборудование для кабинета «Светофор», к сожалению, по техническим причинам его не успели привезти в школу.
Планирование учебного процесса строила по следующим учебно-методическим комплектам (УМК):
Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). - Учебник. Марков В.В, Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 (6,7,8,9) класс. М.: Дрофа, 2005. – Методические рекомендации. Марков В.В., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5( 6,7,8,9) класс.
Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). - Учебник. Марков В.В, Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 - 11 класс. М.: Дрофа, 2005. – Методические рекомендации. Марков В.В., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под редакцией В.А.Горского. М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге», занятия, акции/авт.сост.Т.В. Фролова.- Волгоград: Учитель, 2014.
Планирование построено с учетом принципов системности, научности и доступности, перспективности, а также преемственности между различными разделами курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, сформированных у учащихся в предыдущих классах.
Учебный предмет ОБЖ в современной школе решает познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного. Техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства.
Практические задачи:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
Знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а так же на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Общепредметные задачи:
Способность использования универсальные учебные действия (УУД), регулятивные, познавательные и коммуникативные в учебной, познавательной и социальной практике;
Самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и учебное сотрудничество и педагогами и сверстниками;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, справочной литературой;
Построение индивидуальной образовательной траектории.
Основные цели моей профессиональной деятельности направлены на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Используя личностно-ориентированный подход, особое внимание уделяла приобретению обучающимися умений организации учебной деятельности, использованию различных источников информации, способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
В результате анализа выполнения намеченных действий и на основании педагогического мониторинга можно сделать следующий вывод: достигнуты стабильные результаты освоения обучающимися образовательной программы – при 100 % успеваемости показатель качества обучения составляет 5-9 классы – от 78, 3% до 100 %, в 10 – 11 классах – от 88,3% до 100 %.

1.3 Социальный компонент деятельности
Вся моя педагогическая деятельность была направлена на получение метапредметных и личностных результатов. При подготовке к урокам использовала не только учебник и методические рекомендации, но и Интернет-ресурсы, материалы коллег и справочную литературу. Половину урока старалась отводить на самостоятельную работу, в которой обучающиеся были организованы на деятельность по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т.д. Использовала групповую, парную и индивидуальную форму работы в течение всего урока. Вовлекала учащихся в подготовку уроков, давала опережающие домашние задания. Для изучения нового материала, а также проверке усвоенного использовала разноуровневые задания, рассчитанные на базовый и повышенный уровень, проблемные вопросы, опорные тексты и схемы, самостоятельный поиск-исследование.
Внеурочная деятельность, организованная мной способствует развитию творческих способностей. Мною разработаны рабочие программы для учащихся 1-2 классов по программе «В жизнь по безопасной дороге», организована кружковая внеклассная работа среди учащихся 4-6 классов по программам «Юные инспекторы дорожного движения» и «Дружина юных пожарных».
Учащиеся, занимающиеся во внеурочной деятельности принимали участие в различных мероприятиях школьного и городского уровня:
Экскурсии в пожарные части города, по микрорайону школы, для определения безопасного маршрута из школы домой, «Музей Камня», библиотеку Бажова.
КВН по пожарной безопасности и безопасности дорожного движения;
Игры - «Посвящение в пешеходы», «Я – пассажир!», «Огонь – наш друг и враг!»;
Театрализованные выступления и агитбригады: «Мы – огнеборцы», «Огонь – враг леса», «Фунтик – лучший ДЮПовец», «Привет – пешеходам», «История знаков», «Азбука города»;
Акции по распространению листовок в микрорайоне школы по пожарной безопасности и памятки для пешеходов и пассажиров;
Слеты отрядов «ДЮП» и «ЮИДД»;
городской конкурс агитбригад ДЮП (2009),
городской конкурс агитбригад ЮИД (2009),
конкурс по основам православной культуры «Ручейки добра: нравственная и культурная красота православия» (2009),
городской конкурс «Смотр строя и песни» (2009,2013),
городской конкурс «А ну-ка, девушки» (2009, 2013),
городской конкурс «А ну-ка, парни» школьный и муниципальный этапы (2013),
городской конкурс «Безопасное колесо»(2009,2013),
городской конкурс-соревнование по стрельбе на кубок памяти Г.П.Кунавина (2013),
городской конкурс «Парад Победы» (2013),
городской конкурс рисунков и плакатов антинаркотической направленности (2013),
областной проект «Будь здоров!» (2013),
международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся» (2012, 2013),
школьный и муниципальный этап олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности (2014),
международный блиц-турнир «Правила безопасности»(2014),
городской проект «Формула смелости» (2014).
В этом году с учащимися 8 «Б» класса, в котором являюсь классным руководителем, принимаем участие в городском конкурсе «Формула смелости». Кроме того, участвовали в различных школьных и городских мероприятиях и акциях:
Акция «Милосердие» - сбор канцелярских товаров и подгузников для детей-отказников; «Я – живой!» - спонсорская помощь приюту для животных;
Фотоконкурс «Школа моими глазами», туристический слет, всероссийский конкурс «Призывники России»;
Митинг, посвященный открытию памятника жертвам радиационных аварий, «День воинской славы», закрытие молодежной трудовой вахты «Лето – 2014», соревнования по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки.

Как учитель предметник участвовала с детьми в таких мероприятиях:
День Призывника;
Соревнования по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки;
«А ну-ка, парни!»,
«А ну-ка, девушки!»;
Смотр строя и песни;
«Салют Победы!»;
«Зарница»,
«Будь – здоров!»;
Учебно-полевые сборы для юношей 10 класса.
Позитивная динамика участия во внеурочной деятельности ребят и их достижения обусловлены применением мною во внеурочной деятельности проектной и исследовательской технологии, разнообразных форм работы, развивающих мотивацию учащихся к деятельности, личную заинтересованность в этой деятельности меня, как педагога. Считаю участие в данных мероприятиях важным для обеспечения индивидуальной образовательной траектории моих учеников.
В условиях стандартизации образования одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе моя работа направлена на проявление устойчивого интереса к моему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении материала или пропустивших уроки, систематически проводились дополнительные занятия.
В профессиональной деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии. Являюсь активным пользователем сайта педагогов Фестиваль педагогических идей «Первое сентября»» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Активно использую в своей работе методические разработки, представленные на Интернет-ресурсах. Имею свой интернет-сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Имею грамоты и благодарственные письма, подтверждающие активность участия в мероприятиях разного уровня:
Грамота за организацию в образовательном учреждении международного дистанционного проекта «Эрудит – Марафон учащихся» 2012 – 2013 учебного года;
Грамота за подготовку команды для участия в городском военно-спортивном конкурсе «А ну-ка, парни!» (2014).

1.4 Аналитический компонент деятельности
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование универсальных учебных действий (УУД). Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
 ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
 ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
 ситуация-оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
 ситуация-тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.
Личностные универсальные учебные действия:
 на личностное самоопределение;
 на развитие Я-концепции;
 на смыслообразование;
 на мотивацию;
 на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 на учёт позиции партнёра;
 на организацию и осуществление сотрудничества;
 на передачу информации и отображению предметного содержания;
 тренинги коммуникативных навыков;
 ролевые игры;
 групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
 задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
 задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
 задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
 задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
 задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 на планирование;
 на рефлексию;
 на ориентировку в ситуации;
 на прогнозирование;
 на целеполагание;
 на оценивание;
 на принятие решения;
 на самоконтроль;
 на коррекцию.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Работа по формированию УУД не идет в ущерб предметным задачам урока, а позволяет одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся.
В настоящее время учитель, лишь передающий сумму знаний, не может быть интересен ученику. Современному школьнику доступна практически любая информация. Таким образом, сегодня роль учителя, прежде всего, заключается в правильной организации и грамотном управлении процессом познания.

Использование современных образовательных технологий в личностно-ориентированном обучении
Пп/п
Используемая технология
Обоснование применения

11
Технология дифференцированного обучения
Повышение интереса учащихся к предмету.
Возможность самостоятельности при выполнении тестовых заданий.
Возможность самопроверки

22
Технология проблемного обучения
Эффективное усвоение и закрепление учебного материала.
Возможность исправить ошибки или восполнить пробелы в знаниях непосредственно на уроке

23
Тестовые технологии
Возможность для ученика работать в своём темпе.
Возможность самооценки своих возможностей и результатов

44
Разноуровневое обучение
Возможность помогать слабому ученику индивидуально.
Реализация желания сильных учащихся продвигаться в освоении темы в более быстром темпе.
Возможность для всех учеников испытывать учебный успех.
Повышение уровня учебной мотивации

5
Проектные методы обучения
Возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, коммуникативную культуру, навыки планирования деятельности, исследовательские навыки.
Помощь в профессиональном и социальном самоопределении 

6
6
Исследовательские методы в обучении
Возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

7
7
Игровые технологии
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков

88
Информационно-коммуникативные технологии
Изменение и обогащение содержания образования, доступ в ИНТЕРНЕТ, работа с гиперссылками и др.

99
Здоровьесберегающие технологии
Равномерное распределение различные виды деятельности во время урока, чередование мыслительной деятельности с физминутками, научно обоснованное распределение времени подачи сложного учебного материала, выделение времени на проведение самостоятельных работ и др., нормативное применение технических средств обучения 

0 10
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Реализация совместной развивающей деятельности педагога и учащихся, взаимообучение в группе 


Использую в работе все компоненты личностно-ориентированного подхода: аксиологический, оказывая помощь ученику в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов. Когнитивный, обеспечивая школьников научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Деятельностно - творческий, формируя и развивая у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности, необходимые для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности. Личностный – обеспечивая познание учеником себя, развитие его рефлексивной способности, саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирование личностной позиции.
Из современных педагогических технологий, методов и приёмов обучения наиболее часто и успешно применяю следующие:
Считаю, что домашнее задание обязательно должно быть дифференцированным, должно содержать задания творческого характера, нестандартные. Такие задания мотивируют учащихся на более глубокое и серьёзное изучение предмета.
Опережающее домашнее задание практикую в 9-11 классах. В зависимости от сложности варьирую по уровням. Задания базового уровня выполняют все ученики в классе, задания повышенного уровня, по желанию - те, кто хорошо знает предмет. Такие задания требуют больших временных затрат, обращения к дополнительным источникам информации по теме.
Практически на каждом уроке слово предоставляется ученикам, подготовившим сообщения, доклады. Это позволяет расширять кругозор, повышать учебную мотивацию, совершенствовать навык работы с различными информационными источниками, умение правильно представить собранный материал, преодолевать страх перед аудиторией.
Активные методы обучения требуют от учителя высокого уровня профессионализма, глубокого знания материала, коммуникативных умений, быстроты реакции, способности лидировать, умения вести диалог, анализировать и корректировать ход дискуссии, умения владеть собой, быть объективным. Могу сказать, что на данном этапе своей педагогической деятельности использую активные методы обучения с удовольствием. Строю урок так, чтобы ученик, независимо от его желания, вынужден был бы активно мыслить. Активные методы обучения предполагают повышенную степень эмоциональности, что как нельзя лучше выражается в специфике преподаваемых мною предметов. Стараюсь и в информационных лекциях использовать проблемные вопросы.
Систематически использую в работе со старшеклассниками дискуссионные методы, позволяющие не только повышать учебную мотивацию и эффективно осваивать предметные знания, но и решать социально-педагогическую задачу формирования у молодых людей активной, инициативной и ответственной гражданской позиции. Считаю дискуссию одним из важнейших способов формирования коммуникативной компетентности.
«Общий шум» предполагает, что каждый участник поворачивается к своему соседу и за 5-7 минут обсуждает проблему вместе с ним, а затем представляет его точку зрения всем.
«Симпозиум», где каждый участник группы выступает со своим сообщением, представляющим его точку зрения, и отвечает на вопросы других, а затем идет обсуждение.
Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние пять лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции информации. Всё это открыло передо мной новые дидактические возможности, прежде всего применение графических иллюстраций. Я уже и не представляю себе урок ОБЖ без использования ИКТ.
Необходимые навыки работы с программным обеспечением совершенствую постоянно.
Метод интеграции усиливает межпредметные связи, позволяет школьникам сформировать целостную картину мира, расширить сферу использования получаемой на уроке информации, укрепить мотивацию. Важно и то, что интеграция позволяет избежать учебных перегрузок. Знания по предмету ОБЖ не возможно получить не владея знаниями по биологии, географии, физической культуре, физике, химии.
Описанная выше система работы сформировала результаты, представленные в данном аналитическом отчёте.
Отслеживая качество достижений учащихся, применяю разнообразные методики и контрольно-измерительные материалы: используются контрольные работы разных видов (викторина, тест, работа на индивидуальных листах, самостоятельное составление теста, ответ на проблемный вопрос с аргументацией).
В целях развития логического мышления учащихся, их языковой и лингвистической компетенции использую такие приёмы, как составление обобщённых таблиц, схем, составление алгоритмов, памяток.
В работе мною применяются следующие методы: проблемный (при изложении нового материала, закреплении и контроле); поисковый (при работе с текстами, таблицами); творческий подход в использовании разного вида иллюстративного материала.
В межаттестационный период использовала в процессе обучения элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательские технологии; также обратилась к освоению новых: технологии критического мышления и технологии «портфолио».
Использую в работе гибкую систему оценивания: традиционную пятибалльную, безоценочную, самооценивание и взаимооценивание, портфолио.
1.5 Творческий компонент деятельности
Результаты проектной деятельности учащихся
Ежегодно мои учащиеся являются участниками олимпиад школьного и муниципального уровня, а также участниками и призерами различных городских конкурсов.
Фамилия Имя
Класс
Конкурс
Год
Результат

Федосеев Алексей
8 б
Муниципальный этап олимпиады ОБЖ
2014
3 место

Ведерников Евгений
8 б
Соревнования по пулевой стрельбе
2014
3 место

Сайдаков Максим

Соревнования по пулевой стрельбе
2014
2 место

Калита Олег
10 б
Соревнования по пулевой стрельбе
2014
3 место

Мубаракшин Денис
11 а
Городской конкурс «А ну-ка, парни!»
2013
2 место

Потапенко Стас
11а
Городской конкурс «А ну-ка, парни!»
2013
2 место

Ильясов Алексей
11а
Городской конкурс «А ну-ка, парни!»
2013
1 место

Иванов Вася
11 а
Городской конкурс «А ну-ка, парни!»
2013
2 место

Софьин Костя
11а
Городской конкурс «А ну-ка, парни!»
2013
1 место


В межаттестационный период представляла опыт работы через открытые уроки и мероприятия школьному педагогическому сообществу и родительской общественности.
1.6 Деятельность по самосовершенствованию
Выступала на школьном педагогическом совете по теме: «Некоторые ошибки в преподавании правил дорожного движения в начальной школе» (2009), «Правила поведения при пожаре в образовательном учреждении» (2009), «Профессиональные заболевания педагога, причины, профилактика» (2012); на общешкольном родительском собрании по теме: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма в младшем школьном возрасте» (2012); на заседании школьного методического объединения по теме: « Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ» (2013).
В 2012 – 2013 учебном году мною был реализован проект по безопасности: «В школу я иду учиться, а не после травм лечиться», в рамках школьного проекта «Здоровьесберегающая культура».
Участвовала в «Стяжкинских чтениях» (2014), на заседаниях городского методического совета учителей основ безопасности жизнедеятельности (2009, 2012, 2013),педагогических чтениях (2009, 2012), городском форуме старшеклассников: «Как сдать ЕГЭ, поступить в ВУЗ и стать успешным» (2014), в вебинаре по теме:»Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в Свердловской области» (2013).
Оборудовала кабинет по основам безопасности жизнедеятельности: оформила стенды по правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, основам военной службы, гражданской обороне и правилам безопасного поведения на водоемах; выставки учебной, методической и художественной литературы по предмету ОБЖ. На первом и втором этажах школы мною оформлены уголки безопасности по правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и гражданской обороне.
Для оснащения кабинета «Светофор» настояла на приобретении магнитной доски по ПДД, макета светофора и дорожных знаков, жилетов для детей со светоотражающими элементами, раздаточного материала для учащихся начальной школы, настольных игр по правилам дорожного движения, которые, к сожалению, еще не поступили в школу.
Занималась подготовкой учащихся к городской олимпиаде по ОБЖ и международным дистанционным олимпиадам.
Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является повышение уровня профессиональной компетентности. В межаттестационный период я прошла дополнительную профессиональную подготовку по следующим направлениям:
2013 год « Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: идеология, содержание, технология введения», УрГПУ, 108 часов
2013 год «Программа подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.», ГКУДПО «УМЦ по ГО и ЧС Свердловской области», 36 часов.

Анализируя свою деятельность в межаттестационный период, отмечаю такие противоречия, как:
противоречие между использованием разнообразных форм контроля и оценки уровня достижений учащихся и конечным результатом, воплощенным в традиционную оценку;
противоречие между внедрением современных педагогических технологий и традиционной системой оценивания учащихся;
противоречие между предметными и универсальными учебными действиями обучающихся.
В связи с этим на новый межаттестационный период я ставлю следующие задачи:
систематизировать основные формы контроля и оценки уровня достижений учащихся в соответствии с результатами освоения ФГОС;
продолжить освоение проектной технологии и технологии «портфолио», организовать процесс обучения на основе данных технологий, соотнести их с результатами освоения ФГОС и разработать оптимальную систему оценивания;
продолжить работу по формированию универсальных учебных действий в предмете ОБЖ.
Итак, в данной главе я представила результаты учебных достижений, внеурочной деятельности обучающихся, результаты воспитательной работы, проанализировала, аргументировала условия, обеспечивающие качество образования, выявила противоречия.


II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Планируемый результат образования:
скорректировать рабочие программы педагога в соответствии с ФГОС основного общего образования;
разработать и апробировать в собственной педагогической деятельности измерительные материалы для проверки учебных достижений обучающихся;
2.2 Программа саморазвития
Цель на следующий межаттестационный период – создание и внедрение инструментария мониторинга универсальных учебных действий на уроках ОБЖ, обеспечивающего развитие личности, способной к самообразованию в постоянно меняющемся мире.
Задачи:
повышать интерес к предмету через использование различных форм и методов обучения;
отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности универсальных учебных действий;
выявить и проанализировать факторы, способствующие формированию универсальных учебных действий;
выявить методики оценки уровня сформированности УУД;
разработать технологические карты оценки сформированности УУД;
продолжить создавать условия для исследовательской работы обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
продолжить работу по раскрытию информационно-коммуникативных и познавательных умений обучающихся;
способствовать развитию личности обучающегося через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;
привлечь родителей к проблемам развития и совершенствования обучающегося.
2.3 Основные направления работы:
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса, инструментария оценивания и диагностики результатов.
Освоение новых педагогических технологий.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих групп, проведение исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение и представление педагогического опыта учительскому сообществу.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (2015)
1. Самообразование педагога в области апробирования новых стандартов.
2. Оптимизация рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС.
Организационно-содержательный этап (2016 2018)
Совершенствование системы мониторинга педагога за достижениями учащихся.
Аналитический этап (2019 2020)
1. Аналитические материалы промежуточных этапов реализации проекта.
2. Определение вопросов преемственности в реализации стандартов второго поколения на новой ступени обучения.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы сказать, что цели и задачи, поставленные на 2009-2014 гг. мною реализованы, избранные педагогические приемы, методы и технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Мне удалось активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить формирование у них системы устойчивых знаний и умения применять их в творческих условиях на основе использования современных эффективных технологий преподавания.
Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного профессионального пути.
Аналитически осмыслив выявленные проблемы, наметила пути их решения.
В ходе написания работы я усвоила, что для того, чтобы понять недостатки и положительные стороны в работе, необходим качественный анализ своей деятельности. Зная основополагающие положительные и негативные аспекты своей деятельности, легче понять и планировать работу на будущее.
Считаю, что вышеизложенные результаты моей педагогической деятельности за межаттестационный период являются основанием для аттестации на первую квалификационную категорию.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001, №3.
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М.: Просвещение, 1992.
Веткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). //Издательство Саратовского университета, 1978. 24 с.
Газета «Первое сентября»
Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). -М., Просвещение, 1984
Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981
Коротяев Б. И. Учение – процесс творческий. -М., Просвещение, 1980, 120 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –М., Наука, 1984
Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
Львова Ю.Н. Лаборатория учителя. М.,1982
Малова Е.И. Проблемы освоения личностно-ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения \ Образование и общество №3, 2003 г.
Матвеева Т.В. Практикум для учащихся старших классов общеобразовательных школ,- Екатеринбург, Издательство «Сократ», 2005.
Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр "Академия", 1999.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология общения. - М.; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Этапы проектной деятельности//Завуч. Управление современной школой, 2007- №3.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологи. М.. 1998
Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение –М., Педагогика. 1994. №5.
Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. "Директор школы", № 11, 1998.
Якиманская И. С. Разработка технологии личносто-ориентированного обучения. //Вопросы психологии. №2, 1995
Ярулов А.А. Формирование культуры познавательной компетентности школьников. - М.: школьное планирование, № 3, 2004.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515



Составитель: Колмогорцева Ольга Александровна
Должность: учитель ОБЖ




rђЗаголовок 1,Мои заголовки15