Критерии и показатели сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.


Критерии и показатели сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Компоненты Критерии Показатели
Синтаксический
Умения использовать в речи разные синтаксические конструкции - умение употреблять простые предложения;
- умение пользоваться сложными предложениями;
- умение конструировать предложения.
Морфологический Словоизменительные умения - умение согласовывать глаголы с существитель ными по числам и родам;
- умение согласовывать существительные с прилага тельными по числам, родам, падежам;
- умение употреблять существительные множест венного числа в родитель-ном падеже;
- умение употреблять несклоняемые существи тельные.
Словообразовательный Словообразовательные умения - умение образовывать слова префиксальным способом;
- умение образовывать слова суффиксальным способом;
- умение образовывать слова словослагатель-ным способом;
- умение подбирать одноко ренные слова.
Уровни сформированности грамматических умений детей
Высокий уровень – умеет правильно использовать в речи разные синтаксические конструкции; умеет согласовывать глаголы с существительными, употреблять существительные множественного в родительном падеже, несклоняемые существительные; умеет образовывать слова префиксальным, суффиксальным и словослагательным способом, а также подбирать однокоренные слова. Допускает ошибки лишь в отдельных трудных случаях.
Средний уровень – допускает ошибки при согласовании глаголов с существительными по числам и родам, прилагательных с существительными по числам, родам и падежам, при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, несклоняемых существительных; при образовании слов префиксальным, суффиксальным и словослагательным способом, а также при подборе однокоренных слов; испытывает затруднения при составлении сложных предложений и конструировании предложений.Низкий уровень – чаще допускает грамматические ошибки, особенно в словах, которые являются исключением из правил (при употреблении несклоняемых имен существительных, существительных множественного числа родительного падежа, при согласовании глаголов с существительными); не умеет конструировать и составлять сложные предложения.
Система бальных оценок:
2 балла – соответствует высокому уровню;
1 балл – соответствует среднему уровню;
0 баллов – соответствует низкому уровню.
Высшая общая оценка по всем критериям:
22 балла (соответствует высокому уровню);
11 – 21 балов (соответствует среднему уровню);
менее 11 баллов (соответствует низкому уровню).
Диагностические задания для оценки каждой группы показателей:
Для выявления сформированности морфологических и словообразовательных умений используется методика А. Максаковой «Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста (грамматический строй речи)».
Для выявления сформированности синтаксических умений используется методика Алексеевой М.М., Яшиной В.И. «Обследование состояния грамматических навыков у детей».