Пример сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (Е. Ильин)

Текст (1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость всё ещё не ясно. (3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку. (8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. (10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко! (14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость. (19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести. (20)Справедливость поэтому искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним. (По И. Ильину*)

Рецензия
И.Ильин, автор данного текста, поднимает актуальную во все времена проблему понимания справедливости в человеческом обществе.
Начиная рассуждение, автор объясняет читателю, почему эта проблема существует всегда: понятие справедливости искажено, толкуется неправильно, многие «поколения застревают в предрассудках».
Далее философ, размышляя об истоках заблуждений (причиной является ложное убеждение, что все люди равны от рождения), высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль: «сущность справедливости состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми». Эту мысль автор убедительно обосновывает и приводит нас к пониманию того, что нельзя подходить к справедливости «арифметически». Об искренней убежденности автора свидетельствуют эмоциональные восклицания в 13 предложении («Как наивно, как просто, как мелко!»).
Опровергая утверждение о равенстве людей по рождению, И.Ильин использует в предложениях 14-16 такой прием, как лексический повтор (формы слова «различный»), при помощи которого он расставляет в тексте смысловые акценты и подводит читателя к пониманию главной мысли: «люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию».
Таким образом, становится очевидной авторская позиция. Справедливость, считает И.Ильин, заключается именно в неравенстве. Более того, автор пишет об «искусстве неравенства», как о качестве, присущем «благородным душам».
Сложно не согласиться с такой обоснованной позицией. Я тоже считаю, что справедливость – это не значит, что всем людям положено одинаковое отношение. Нужно помнить о том, что в обществе есть люди самые разные, друг на друга не похожие, и каждый человек заслуживает индивидуального подхода в вопросе справедливости.
Русских писателей всегда интересовала эта проблема. Вспоминается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Порфирий Петрович, конечно же, понимает, что Раскольников совершил убийство. Но следователь не подходит к делу раскрытия преступления механически, бездушно. Наоборот, он учитывает и душевное состояние преступника, и способность его к глубокому раскаянию, и возможность исправления. Порфирий Петрович подводит Раскольникова к признанию вины, что, разумеется, смягчает наказание. В таком отношении следователя к преступнику проявляется истинная справедливость.
История человечества насчитывает немало примеров того, как люди пытались положить в основу справедливости всеобщее равенство. Все знают, чем заканчивались такие попытки. Достаточно вспомнить историю СССР. Построить общество, в котором не учитывается сложное многообразие людей и обстоятельств, можно, но общество это не будет справедливым в полной мере. Мы помним, как, например, карались смертными приговорами дети, укравшие в голодный год несколько колосков с колхозного поля. Разве это справедливость? Это бесчеловечное и бездушное отношение к людям.
Потребность в справедливости всегда существовала и будет существовать у людей. На справедливости должно строиться гуманное государство. И понять это нам помогают писатели и философы, в том числе И.Ильин.
391 слово