Рабочая программа по русскому языку для 4 коррекционного класса VII вида по программе Школа России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
Рабочая программа
по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Русский язык и литературное чтение»
начальное общее образование
для 4 «Д» класса (базовый уровень)
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов
Новоалтайск,
2016 год
Структура рабочей программы стр.
Пояснительная записка 3 – 5
Планируемые результаты 5 – 7
Содержание учебного курса 7 - 10
Календарно-тематическое планирование 11 – 19
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 19
Лист внесения изменений 19
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2016/2017 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23.05. 2012 г., протокол № 171
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013 г.
Авторская программа для общеобразовательных учреждений - Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Русский язык: 1 – 4 классы. М.: Просвещение,2011. Разработана на основе УМК «Школа России».
Обоснование выбора УМК
УМК «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
Целью УМК является «обеспечение современного образования младшего школьника».
УМК «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основ. В нём бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики. Авторы учебников взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении реальные возможности личностного развития ребёнка, обеспечивает слияние обучения, развития и воспитание в единый органичный процесс образования.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебники
Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013. – 160 с., [2] л. ил.:
(Школа России).
Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013. – 160 с., [2] л. ил. :
(Школа России).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Ценностные ориентиры курса « Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Общая характеристика организации учебного процесса
Ступень образования Ведущие методы преподавания Оптимальные формы организации учебной деятельности Используемые технологии
Начальная школа Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные (наблюдение, сопоставление, сравнение, демонстрация)
Практические
Поисковые
Частично-поисковые Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в мини-группах Личностноориентированное обучение
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологии
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Русский язык» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 часов в неделю:
9 учебных недель первой четверти (44 часа);
7 учебных недель второй четверти (36 часов);
11 учебных недель третьей четверти (55 часов);
7 учебных недель четвёртой четверти (35 часов).
На изучение русского языка выделяется в 4 классе 170 часов (5 ч. в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы 1 год. В авторскую программу изменения не внесены.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста¹.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических
_____________
¹Курсивом обозначен материал для ознакомления.
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписии т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам «кто?» и «что?». Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Изменение существительных по числам. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи Морфологический разбор глаголов.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, её значение.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Последовательность предложений в тексте.
Содержание тем учебного курса
№ п/п Кол-во часов Название разделов учебного курса Содержание учебного курса
1 11 Повторение 2 9 Предложение Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
Сравнивать простые и сложные предложения.
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
3 21 Слово в языке и речи Определять значение слова по тексту или
уточнять с помощью толкового словаря.
Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
Находить наречия среди данных слов и в тексте.
4 43 Имя существительное Классифицировать имена существительные по склонениям.
Обосновывать написание безударного падежного окончания.
Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе
5 30 Имя прилагательное Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных единственного и множественного числа, оценивать правильность написанного.
6 7 Личные местоимения Определять лицо, число, род личных местоимений
7 34 Глагол Определять спряжение глаголов.
Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
8 15 Повторение 170 Календарно-тематическое планирование
Период № урока Кол-во часов Тема урока Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)
Характеристика основной деятельности ученика Примечание
1 четверть
(45 часов) 11 Повторение
1 неделя 1 1 Наша речь и наш язык Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Сопоставлять тексты разного стиля.
Различать главные и второстепенные члены
предложения, распространённые и нераспространённые предложения.
Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.
Выделять в предложении словосочетания.
Разбирать предложение по членам предложения. 2 1 Текст. Признаки текста. 3 1 Типы текстов 4 1 Развитие речи. (Подробное изложение повествовательного текста) 5 1 Предложение. Виды предложений по цели высказывания; по эмоциональной окраске. 2 неделя 6 1 Обращение 7-8 2 Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. 9 1 Словосочетание 10 1 Развитие речи (восстановление деформированного текста) 3 неделя 11 1 Проверочная работа 9 Предложение
12-15 4 Однородные члены предложения Распознавать предложения с однородными членами.
4 неделя 16 1 Однородные члены предложения Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.
Сравнивать простые и сложные предложения.
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения. 17 1 Простые и сложные предложения
18 1 Союзы в сложном предложении 19 1 Знаки препинания в сложных предложениях. 20 1 Проверочная работа 21 Слово в языке и речи
5 неделя 21-22 2 Лексическое значение слова. Выявлять слова, значение которых требует
уточнения.
Определять значение слова по тексту или
уточнять с помощью толкового словаря.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.
Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. 23 1 Лексическое значение слова.
Синонимы, антонимы, омонимы 24 1 Лексическое значение слова.
Фразеологизмы. 25 1 Состав слова.
Значимые части слова. 6 неделя 26 1 Различие изменяемых и неизменяемых слов 27 1 Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. 28 1 Разбор слова по составу 29-30 4 Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 7 неделя 31-32 33 1 Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. 34 1 Контрольный диктант 35 3 Части речи.
Повторение и углубление представлений о частях речи 8 неделя 36-37 38-40 3 Наречие (общее представление) 9 неделя 41 1 Проверочная работа 43 Имя существительное
42 1 Изменение по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. 43-44 2 Начальная форма имени существительного 45 2 Имена существительные, которые употребляются в одной форме 10 неделя
2 четверть
(35 часов) 46 Три склонения имён существительных (8) 47-48 2 1-е склонение имён существительных Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.
Классифицировать имена существительные по склонениям. 49-50 2 2-е склонение имён существительных 11 неделя
51-53 3 3-е склонение имён существительных 54 1 Развитие речи Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе (20) 55 1 Способы проверки безударных падежных окончаний Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
Обосновывать написание безударного падежного окончания.
Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей). 12 неделя
56 1 Именительный и винительный падежи 57-58 2 Родительный падеж 59-60 2 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 13 неделя
61-62 2 Дательный падеж 63-64 2 Творительный падеж 65 2 Предложный падеж 14 неделя
66 67-70 7 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах 15 неделя
71-73 Правописание безударных окончаний имён существительных во множественном числе (8) 74 1 Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.)
в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).
75 1 Именительный падеж 16 неделя
76 1 Родительный падеж 77 1 Винительный падеж одушевлённых имён существительных 78-79 2 Дательный, творительный, предложный падежи 80 1 Морфологический разбор имён существительных 17 неделя
3 четверть
(55 часов) 81 1 Контрольный диктант 82-83 2 Обобщение знаний об имени существительном 84 1 Развитие речи.
Изложение. 30 Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4) 85 1 Значение и употребление имён прилагательных в речи Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.
Определять род и число имён прилагательных.
Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
18 неделя
86 1 Род и число имён прилагательных 87 1 Начальная форма имён прилагательных 88 1 Развитие речи 89-90 2 Изменение по падежам имён прилагательных Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10) 19 неделя
91 1 Именительный падеж Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.
92 1 Родительный падеж 93 1 Дательный падеж 94-95 2 Именительный, винительный, родительный падежи 20 неделя
96-97 2 Творительный и предложный падежи 98-99 2 Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей 100 1 Развитие речи Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (7) 21 неделя
101 1 Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. 102-103 2 Именительный и винительный падежи 104-105 3 Родительный, дательный, творительный падежи. 22 неделя
106 107 1 Развитие речи Склонение имён прилагательных во множественном числе (5) 108 1 Склонение имён прилагательных во множественном числе Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.
109 1 Именительный и винительный падежи 110 1 Родительный и предложный падежи 23 неделя
111 1 Дательный и творительный падежи 112 1 Развитие речи 113 Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор 114 Контрольный диктант 7 Личные местоимения Местоимение (2) Определять лицо, число, род личных местоимений . 115 1 Роль личных местоимений в речи 24 неделя
116 1 Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (5) 117 1 Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица Различать начальную и косвенную формы
личных местоимений.
Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. 118 1 Склонение личных местоимений 3-го лица 119 1 Окончания личных местоимений в косвенных формах 120 1 Морфологический разбор личных местоимений 25 неделя
121 1 Проверочная работа 34 Глагол Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3) 122 1 Значение глаголов в языке и речи Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). 123-124 2 Время глаголов. Изменение глаголов по временам Неопределённая форма глагола (5) 125 4 Неопределённая форма глагола Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.
Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).
Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. 26 неделя
126-128 129 1 Развитие речи 130 1 Спряжение глагола. 27 неделя
131-132 2 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам 133-134 2 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе I и II спряжение глаголов (3) 135 1 Спряжение глаголов в настоящем времени Определять спряжение глаголов.
28 неделя
4 четверть
(35 часов) 136 1 Спряжение глаголов в будущем времени 137 1 Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8) 138-139 2 Способы определения I и IIспряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Моделировать в процессе работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.
Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. 140 6 Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. 29 неделя
141-145 Правописание возвратных глаголов (3) 30 неделя
146 1 Возвратные глаголы (общее представление) Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.
Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. 147 1 Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени 148 1 Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах Правописание глаголов в прошедшем времени (3) 149 1 Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Определять и образовывать формы глаголов
в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. 150 2 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. 31 неделя
151 Обобщение по теме «Глагол» (4) 152-153 2 Морфологический разбор глагола Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. 154 1 Контрольный диктант 155 1 Развитие речи 15 Повторение 32 неделя
156 1 Язык и речь 157 1 Текст 158-160 3 Предложение и словосочетание 33 неделя
161 1 Развитие речи 162 1 Лексическое значение слова 163-165 3 Состав слова 34 неделя
166-168 3 Части речи 169 1 Развитие речи 170 1 Звуки и буквы График контрольных работ
Период Вид работы
3 неделя Проверочная работа
4 неделя Проверочная работа
7 неделя Контрольный диктант
9 неделя Поверочная работа
17 неделя Контрольный диктант
23 неделя Контрольный диктант
25 неделя Проверочная работа
31 неделя Контрольный диктант
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с. – (Школа России).
Узорова О.В. Русский язык. Правила и упражнения : 1-5-й классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ : Астрель, 2014. – 250, [6] с.
Рабочие тетради
Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 112 с.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
Лист внесения дополнений и изменений
№ п/п Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения