Конспект урока русского языка Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре».
Учитель: Османова Д.Н.
Цели:
Образовательные: познакомить с историческими чередованиями в корнях, сформировать понятие полногласные и неполногласные сочетания.
Развивающие: в процессе совместной деятельности проводить наблюдения над различиями в значении, стилистической окраске, сфере употребления в речи слов с полногласными и неполногласными сочетаниями; знать источники появления в языке исторических чередований; развивать орфографическую зоркость учащихся в определении выбора правописания корней с полногласными и неполногласными сочетаниями;Воспитательные: способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, способствовать развитию любви к предмету, потребности и умению работать в коллективе при решении сложных задач.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
-коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность.Основные понятия: полногласные и неполногласные сочетания, чередование.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, карточки-задания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность детей Планируемый результат (УУД)
1 Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем всем нам успеха. Обеспечивают готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок. Включение обучающихся в деятельность, эмоциональный настрой.
2 Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
-Догадайтесь, какие сочетания букв мы будем писать на чистописании:
-Что общего в словах ворона, воробей, город?
-Что общего в словах золотой, молодой, колос?
-Что общего в словах берег, дерево, серебро?
-Значит какие сочетания будем писать?
-Сели правильно, правый уголок тетради слегка подняли (левши левый), красиво и аккуратно записываем одну строчку сочетаний оро, оло, ере. Работа в тетрадях.
-Есть оро.
-Есть оло.
-Есть ере.
-Оро, оло, ере. Совершенствование каллиграфических навыков.
3 Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации.

-Закончите пословицу: Правда дороже …(золота). Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Запишите слово золото в тетрадь, подберите и запишите к нему однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.
-Отгадайте загадку: Два братца через мать друг на друга глядят
-Запишите слово берег с красной строки, подберите и запишите к нему однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Что заметили, когда выделили корень? Корни различаются, может слова не являются однокоренными? Тогда почему корни различаются?
-Ребята, каким словом я с вами поздоровалась? Очень приятно произносить это слово, а ещё приятнее слышать его, не забывайте здороваться с окружающими. Запишите слово здравствуйте, подберите к нему однокоренные слова, выделите корень. Что заметили? -Золота.
Объясняют смысл пословицы.
Золото-золотой, золотце, позолоченный. Выделяют корень.
-Берег.
Берег-береговой, побережье, брег. Выделяют корень.
-Корни различаются.
-Слова однокоренные, здесь просто чередование.
-Здравствуйте.
Здравствуйте-здоровье, здравие, здоровый. Выделяют корень.
Корни разные, потому что чередование. Регулятивные: выдвигать версии, находить и исправлять ошибки
Познавательные:
анализировать, обобщать и группировать по заданным основаниям
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами, участвовать в диалоге, понимать позицию другого
4 Формулирование темы урока, постановка цели -Ещё раз посмотрите на записанные слова. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Сегодня мы будем говорить о словах, в корнях которых есть сочетания оро-ра, оло-ла, ле, ере-ре. Эти сочетания имеют названия: полногласные и неполногласные. Тема урока-полногласные и неполногласные сочетания. Сочетания ра, ла, ле, ре коротенькие, как бы неполные по сравнению с сочетаниями оро, оло, ере, поэтому они называются неполногласными, а сочетания оро, оло, ере называются полногласными. Полногласные и неполногласные сочетания образуют пары: золото-злато, берег-брег, молодой-младой. Запишем эти пары в тетрадь.
-Откуда взялись такие пары? А выросли они из старинной дружбы русского языка с другим языком – старославянским. В старославянском встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: злато, брег, младой. Они «прижились» в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: золото, берег, молодой. Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.
-Итак, какие же сочетания в словах являются полногласными? А неполногласными? -Слова с чередованиями оло, оро, ере, ра, ла, ре.
Записывают в тетрадь парами слова: золото-злато,берег-брег, молодой-младой, Подчёркивают сочетания. Регулятивные: постановка цели, саморегуляция.
Познавательные: формирование представления об исторических изменениях, подведение под понятие, выведение следствий
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью.
5 Изучение нового материала.
-Подберите неполногласные родственные слова к следующим словам, запишите получившиеся пары, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания. Слайд 1
-А теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам, запишите получившиеся пары слов в тетрадь, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания. Слайд 2
-Какое слово хочется добавить к слову млечный? Что такое млечный путь? Млечный путь переводится с латинского как «молочная дорога», а с др.-греческого- «молочный круг». Слайд 3.
-Значит какая пара будет к слову млечный? Выполняют задание в тетрадях.
Ворота-врата
голова-глава
дерево-древо
молоко-млеко
Брег-берег
злато-золото
посредине-посерединемлечный-молочный-Путь.
-Млечный путь-это скопление звёзд.
-Молочный. Познавательные:
уметь подбирать пары к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами
Предметные: иметь представление о полногласных и неполногласных сочетаниях
5 ФизминуткаДавным-давно жил царь
Горох и делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Выполняют движения. Снятие утомления.
6 Закрепление нового материала -Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получает задание на основе упр.39 в учебнике. Задание написано на карточке. Сначала в группе обсудите задание, как его надо выполнить, а потом каждый из вас должен выполнить задание в своей тетради.
-Давайте проверим, как вы выполнили задания.
-слайд 4. Ребята, одному ученику так понравились слова с полногласными сочетаниями, что он в своём сочинении написал такое предложение: Царские хоромы охранял сторож. Но одно слово он употребил неуместно. Какое? Почему? А какое слово надо употребить в этом предложении?
-А часто мы в своей речи употребляем слова с неполногласиями? А где мы их можем встретить?
-Посмотрите на экран.
Слайд 5
-Можно ли сказать, что эти слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Попробуем подобрать пару. Получается? Значит, в этих словах не может идти речь о полногласии или неполногласии, т.к. нельзя подобрать пару. -Работают в группах.
Руководитель каждой группы отчитывается о выполнении задания.
-Сторож. Оно более современное, надо страж.
-Нет. В сказках, пословицах.
-Можно, есть сочетания оро, ере, ра.
-Не можем подобрать пару. Познавательные:
Классифицировать, группировать по заданным основаниям
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, работать в группе
Регулятивные:
выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить8 Итог урока
-С какими сочетаниями мы познакомились?
-Зачем надо знать эти сочетания? -С полногласными и неполногласными.
-Чтобы знать старославянские слова и правильно писать слова. Коммуникативные: излагать и аргументировать свое мнение
Регулятивные: оценивать степень успешности
Личностные: адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности
9 Домашнее задание Упр.36
-А кто хочет получить «5» на следующем уроке, может выполнить дополнительное задание: выписать из любых произведений А.С.Пушкина предложения, в которых встречаются слова с полногласными или неполногласными сочетаниями.
-Спасибо!!!! Записывают в дневники д/з. Познавательные: закрепить полученные знания, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.