Урок русского языка по теме Слова с сочетаниями жи-ши (1 класс)


Ирина Владимировна Сафронова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов № 28» г. Курска
Урок русского языка в 1 классе по теме «Буквосочетания ЖИ – ШИ»
Цель урока: систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний жи-ши.
Задачи:
- содействовать формированию у учащихся знания о правописании жи - ши;
- способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи-ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма; развивать речь, творческую активность;
- воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в парах, группах.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной творческой и познавательной деятельности.
Предметные: уметь писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ без ошибок.
УУД:
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в парах, группах.
Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» В.П. Канакиной и рабочая тетрадь В.П. Канакиной; карточки с заданиями для работы в группах, парах; компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, презентация по теме.
Ход урока:
Этапы урока Формы работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Планируемые результаты
I. Организационно-мотивационный этап (2 мин)
Фронтальная
- Проверьте наличие необходимых принадлежностей.
Мотивационный момент
«Дерево достижений»
-Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них, любого цвета, и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
-Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех сегодня на уроке.
-тех, кто выбрал красный листик - общение;
-тех, кто выбрал желтый - активность;
-тех, кто выбрал синий - настойчивость.
-Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
-Проверяют готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок.
(Выходят по рядам и вешают листочки на дерево).
Регулятивные УУД:
-осуществлять самоконтроль.
II.Минутка чистописания (4 мин)
Фронтальная, индивидуальная-Посмотрите на экран. Там записаны буквы.
Ж И Ш Ы
-На какие две группы их можно разделить?
-Какое задание можно придумать, используя эти буквы?
-Давайте составим слоги. Что вы заметили? Почему одна буква осталась лишней?
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо в дом
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок.
Постучали на порог
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
-Запишите данные сочетания в тетради. (Образец на доске)
-Дайте характеристику согласным звукам.
-Рассматривают записанные буквы. Разбивают их на две группы, обосновывают свой выбор.
-Их можно разделить на гласные и согласные.
Придумывают задание, используя данные буквы. Делают выводы.
-Выполняют пальчиковую гимнастику для развития моторики руки.
-Записывают буквосочетания в тетради по образцу.
-Характеризуют согласные звуки.
Познавательные УУД:
Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;
формировать умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Самооценка
- Оцените свою работу на данном этапе. (Поставьте + или -)-Оценивают свою работу с помощью специальных значков.
III. Самоопределение деятельности
( 2 мин)
Фронтальная
- Посмотрите внимательно на элементы чистописания. Какие сочетания там встретились?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-ЦелеполаганиеКакие задачи мы поставим перед собой?
-Посмотрите на экран. С помощью слов-помощников сформулируйте задачи урока.
узнать … ;
повторить… ;закрепить…;
развивать…
-Формулируют тему урока.
-Используя слова-помощники, учащиеся самостоятельно формулируют цели урока:
(что-то новое);
(особенности звуков Ж и Ш);
(умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ);
(орфографическую зоркость, творчество).
Личностные результаты: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
IV.Словарная работа (6 мин)
Фронтальная, индивидуальная
-Посмотрите на экран. Разгадайте ребус, и вы узнаете словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся.

- Прием «Ассоциативный ковер»
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово.
-Запишите данное слово в словарь.
Машина
- Поставьте ударение, выделите орфограммы.
Самооценка
-Оцените свою работу, поставьте соответствующий знак в листке самооценки.
Лексическое значение слова.
Как вы понимаете лексическое значение этого слова?
МАШИНА – это:
1) механическое устройство, совершающее полезную работу (швейная, паровая, вычислительная и др.);
2) то же, что автомобиль;
3) у спортсменов: мотоцикл, велосипед.
Поисковая работа
- А где мы можем точно узнать значение слова?
-Давайте обратимся к толковым словарям.
Многозначные слова
-Как называются такие слова в русском языке?
- Расскажите про это слово.
- Запишите слово МАШИНА и запомните его написание.
- Догадайтесь, характеристику какого звука в слове МАШИНА мы будем давать? Не забудьте о теме и целях урока.
Однокоренные слова
- Подберите однокоренные слова. (Устно)
- Докажите, что эти слова однокоренные.
- Подведите итог этой части урока.
-Разгадывают ребус. Называют словарное слово – машина.
-Приводят примеры слов, которые ассоциируются со словарным словом «машина» (Стиральная, легковая, грузовая, швейная).
-Записывают слово в словарь.
-Ставят ударение, выделяют орфограммы.
-Оценивают свою работу с помощью специальных знаков.
-Работают над лексическим значением слова.
-Проводят поисковую работу над значением слова в толковых словарях.
- Каждый из трех учеников ищут словарное слово в толковых словарях разных авторов и зачитывают трактовку лексического значения, сопоставляют и сравнивают их, выбирают наиболее современное толкование.
-Такие слова называются многозначными.
- В этом слове три слога МА-ШИ-НА, ударение падает на второй слог, безударная гласная А – её надо запомнить, здесь есть сочетание ШИ.
- Мы дадим характеристику звука [Ш], так как наша цель урока повторить характеристику этого звука.)
-Устно подбирают однокоренные слова к слову «машина» (машинка, машинист, машинный).
Делают выводы. Одинаковый корень, имеют общее значение со словом машина.
- Познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш, закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ.) Коммуникативные УУД:
-Формировать умение слушать и понимать других;
-формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формировать и отрабатывать умение согласованно работать в коллективе.
Регулятивные УУД:
- Формировать умение высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.
Познавательные УУД:
-Формировать умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы;
- формировать умение работать с разными источниками информации и извлекать из них необходимые сведения.
Регулятивные УУД:
-Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Самооценка
- Возьмите лист самооценки, оцените свою работу.
-Оценивают свою работу с помощью специальных знаков.
Характеристика слова
- Что вы можете рассказать об этом слове? Рассказывают о слове как части речи.
- Это имя существительное.
- Отвечает на вопрос Что?
- Обозначает предмет.
- Неодушевленное.
- Нарицательное.
- Женского рода.
-Единственного числа
Самооценка
-Оцените свою работу. IV. Физминутка для глаз «Осень»(1 мин)
-Посмотрите на экран. Повторяйте движения глазами за листьями и тучкой.
-Следят глазами за листьями и тучкой.
Личностные результаты:
Формировать умение проявлять заботу о своем здоровье.
V.Актуализация знаний
(7 мин)
Работа в парах
(3 мин)
-Возьмите карточку желтого цвета. Прочитайте задание. Выполните эту работу в парах. Если вы выполните задание раньше времени, подайте сигнал.
Задание
- Добавьте слоги, чтобы получились слова.
… ЖИ (Лыжи, моржи, коржи, стрижи, лужи, ножи)
…ШИ
(мыши, уши, камыши)
ЖИ…
(жираф, живот, жир, жилы)
ШИ… (шило, шина, ширина, шиповник, шишка)
-Запишите слова, выделите орфограммы.
-Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили.
-Читают задание и выполняют работу в парах. Составляют и записывают слова с сочетаниями жи - ши. Выделяют орфограммы.
-Проверяют задание по образцу.
Регулятивные УУД:
-Формировать умение работать в парах, выслушивать мнение товарища;
-формировать умение строить логические рассуждения.
Познавательные УУД:
- Нахождение изучаемой орфограммы, умение использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях.
Самооценка
- Оцените свою работу, соответствующим знаком. - Оценивают свою работу.
Работа в группах
( 4 мин)
Творческая работа. Сочинение чистоговорок- Посмотрите на экран.
ЖИ-жи-жи – в траве ползают ужи.
Ши-ши-ши – с буквой И пиши жи-ши.
-Прочитайте фразы. Как называются такие фразы?
- Проявите творчество и попробуйте сочинить свою чистоговорку в группе.
-Когда ваша группа будет готова, подайте сигнал.
-Читают чистоговорки. Сочиняют свои чистоговорки в группах.
-Озвучивают получившиеся чистоговорки.
Познавательные УУД:
- Нахождение изучаемой орфограммы, умение использовать творческий подход при выполнении различных заданий.
Самооценка
- Оцените свою работу в группе.
-Оценивают свою работу. VI. Физминутка (для снятия статического напряжения) «Зарядка с Серебряшкой»
( 3 мин)
-А сейчас давайте немного отдохнем и снимем напряжение. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте движения за героем.
-Выполняют физминутку для снятия статического напряжения. Повторяют движения за героем - Серебряшкой.
Личностные УУД:
-Формировать умение проявлять заботу о своем здоровье.
VII. Продолжение работы по теме
(16 мин)
Работа в парах
(4 мин)
Работа в парах
- Возьмите карточки оранжевого цвета. Прочитайте задание и выполните его в парах.
Задание
Соедините части так, чтобы получилась пословица.
-Кто составил пословицы. Прочтите, что у вас получилось.
-Как вы понимаете смысл пословиц.
Жить- век учись
Шила Родине служить.
Век живи, в мешке не утаишь.
-Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы соединили части пословиц.
-Запишите 1 пословицу в тетрадь и выделите орфограммы.
-Выполняют задание в парах. Работают с пословицами. Соединяют части пословиц, объясняют их смысл. Записывают одну из пословиц по выбору в тетрадь.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, построение речевого высказывания.Регулятивные УУД: контроль (сличение с эталоном)
Познавательные УУД:
- Нахождение изучаемой орфограммы, умение использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях.
Самооценка.
- Оцените свою работу.
-Оценивают свою работу в листке самооценки.
Индивидуальная работа (5 мин)
Работа по учебнику. Деформированный текст
- Откройте учебник на стр. 117, упр. 5
- Прочитайте. Как называется этот жанр? Кто автор этих строк? (С. Маршак «Апрель»).
-Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
Скоро выйдут муравьи
На дорогах лужи.
По полям бегут ручьи,
После зимней стужи.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
-Кто выйдет к доске и расставит строки по порядку.
-Прочитайте получившееся стихотворение.
Выборочное письмо
-Запишите слова, соответствующие теме урока. Подчеркните орфограммы.
-Посмотрите на экран. Проверьте правильность выполнения задания.
-Работают самостоятельно по учебнику с деформированным текстом. Расставляют строки по порядку. Один ученик выходит к доске восстанавливает порядок строк с помощью карточек с цифрами. Читает четверостишие.
Ученик выполняет задание.
-Находят и выписывают слова с сочетаниями жи-ши, выделяют орфограммы.
Познавательные УУД: нахождение изучаемой орфограммы, умения использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях.
Самооценка
-Оцените свою работу в листке самооценки.
-Оценивают свою работу.
Регулятивные УУД: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.
Работа в группах
(7 мин)
Творческая работа. Составление рассказа (устно)
-Возьмите карточки сиреневого цвета. Рассмотрите схемы. Придумайте название. Составьте рассказ.














-Если ваша группа будет готова раньше назначенного времени, подайте сигнал.
-Составляют рассказ по схемам. Придумывают название рассказа.
Несколько групп представляют свой рассказ.
Коммуникативные УУД: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля.
Самооценка
-Оцените свою работу.
-Оценивают свою работу в группе.
VIII. Рефлексия
(2 мин)
- Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите на экран.
Продолжите фразы:
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я научился… -Дают оценку своей работы в течение урока.
Строят рассуждения, используя начало фраз, представленных на слайде.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.Личностные результаты: способность к самооценке.
IX. Итог урока
(2 мин)
-Ребята, в начале урока мы с вами украсили наше дерево достижений листочками. Скажите, сбылись ли ваши желания? Или кто-то хотел бы поменять листочек на дереве?
- Ну, что ж я рада, что у многих сбылись желания. Некоторым удалось добиться лучших результатов, чем они ожидали.
-Молодцы! Спасибо вам большое за активную работу, сотрудничество и творчество.
-Ребята, не забудьте вложить в тетради свои листки самооценки. При проверке я буду учитывать эти данные.
Дети думают, если есть необходимость, перевешивают листочки. Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям.