Урок по ФГОС УМК «Школа 2100» в 4 классе «Работа с деформированным текстом»


Урок по ФГОС в 4 классе " Работа с деформированным текстом"
Класс: 4, УМК «Школа 2100».
Дидактическая цель урока: организовать совместную работу в малых группах с целью восстановления деформированных текстов.
Задачи:
Предметные: усовершенствовать навыки восстановления деформированного предложения и текста, с опорой на цепочки связей.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, отрабатывать умение делить текст на абзацы; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия, работать по предложенному учителем плану;
личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; осознавать роль языка и речи в жизни людей, формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Средства обучения:
компьютерная презентация;
рабочие листы;
конверты с индивидуальными заданиями для групп;
карточки с деформированным планом;
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность закрепить и улучшить умение восстанавливать деформированный текст-повествование.
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;
регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Ход урока
Этап урока.
Формы, методы,
методические приёмы. Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Фронтальная,
групповая. а) Учим детей правильному произношению звуков.
Приложение 1.
б) Есть ли в скороговорке однокоренные слова?
Вспоминаем что такое форма слова.
Разбор слова по составу.
Объяснить лексическое значение слова.
Сегодня на уроке мы будем учиться рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы. а) Скороговорка:
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
(Произносят четко проговаривая каждый звук)
б)Нет, так как сено, сени – форма слова.
Форма слова – это варианты одного и того же слова. Основа не изменяется, меняется только окончание.
Сено, (на) сене
Работа с толковым словарем.
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Правила работы в группе:
1. В группе должен быть ответственный.2. Работать должен каждый на общий результат.3. Один говорит, другие слушают.4. Своё несогласие высказывают вежливо.5. Если не понял, переспроси.6. Избегай прямых указаний и назидательности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Повторение пройденного материала.
Фронтальная, индивидуальная,
групповая
словесный метод-беседа
.
Работа с текстом
чтение слов и составление слов из слов предложений и текст.
3. Физкультминутка.
4. Изучение нового материала.
Постановка учебной задачи.
Работа с текстом:
чтение слов и составление предложений из слов. Составление текста из предложений.
Фронтальная, индивидуальная,
групповая,
практический метод-упражнение. – Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала?
Приложение 2.
Веселые загадки:
1. Не на меру, не на вес,
А при всяком это есть?
2.На одной дорожке
Собрались друзья.
Спорят понемножку
И идет игра.
«Я пойду в начало,
Ты вставай в конце!»
Важный смысл родился
В этакой игре.
3.Человечки сядут в группки,
Все расскажут нам без шутки.
4.От рожденья все немые и кривые.Встанут в ряд — заговорят!
•Всё, что я вам зачитывала, - это речь.
•Вы отвечали на загадки - это тоже речь.
•Составим логическую цепочку "Паровозик".
Какая бывает речь?
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?

Слова мы делим на что?
Из чего состоит слово?
Приложение 3.
Вспомним признаки текста:
Прочитайте слова. Измените форму имен существительных. Добавьте подходящие по смыслу предлоги. Составьте предложения.
Что такое предложение?
Осуществляют операции анализа и синтеза.
Составляем текст из полученных предложений:
Озаглавим текст
Приложение 4.
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим — на парту гляди.
И снова наверх — где там муха летит?
Глазами повертим, теперь головой, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
Работа по алгоритму в группах:
– Посмотрите, что лежит перед вами. У каждой группы конверт №1-6.
Задание группам:
Прочитайте алгоритм, каждая группа работает над отдельной группой слов, составляют предложения, расставляют знаки препинания и записывают их. 3-5 минут вам на выполнение задания.
Приложение 5.
– Все согласны с выбором группы № 1?
– Все согласны с выбором группы № 2?
– Все согласны с выбором группы № 3?
– Все согласны с выбором группы № 4?
– Все согласны с выбором группы № 5?
– Все согласны с выбором группы № 6?
Мы составили предложения из группы слов. Теперь составляем из полученных частей текст.
Как вы определили, что это текст?
Что нам не хватает в тексте?
– Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.
Вспомнить, что изучали ранее на занятиях.
Дети: Речь
Дети: Предложение
Дети: Слова
Дети: Буквы, звуки
письменная и устная
вагон – предложение
вагон – слово
вагон - слоги
вагон - звуки, буквы
.
1. Все предложения в тексте связаны по смыслу.
2.Текст имеет начало, середину и конец.
3. Заглавие текста- это его основная мысль.
1.Мы лесную ходили чаща гриб.
2.Неожиданно ёжик навстречу выскочил.
3.Мы принесли аккуратно взяли его рука и дом.
4. Мы молоко напоили ёжика.
5. Вечер отнесли воля обратно лесок и его выпустили.
Слова в предложении связаны по смыслу, первое слово пишется с заглавной буквы, в конце стоит точка
1.Мы ходили в лесную чащу за грибами.
2.Неожиданно навстречу выскочил ёжик.
3. Мы аккуратно взяли его в руки и принесли домой.
4. Мы напоили ёжика молоком.
5. Вечером отнесли его обратно в лесок и выпустили на волю.
«Встреча с ёжиком»
.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
(Вниз.)
(Вверх.)
(По сторонам.)
Дети рассаживаются на 6 групп.
Работа в группах.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Представитель группы № 1:На ветвях березки уселись птички в малиновых шапочках на голове. Слетелись к рябине снегири с красной грудкой.
Представитель группы № 2:
Жители леса встречают зиму в новом наряде. У белки шубка серенькая, у зайчишки беленькая.
Представитель группы № 3:
Топтыгин давно спит в яме под елью. Он впал в зимнюю спячку.
Представитель группы № 4:Светло стало в лесу. Появились гости с севера.
Представитель группы № 5:
На улице холодно. Комья земли сковал мороз.
Представитель группы № 6:
К вечеру повалил хлопьями снег. Он оседал на верхушках ели и елки.
Текст:
1.На улице холодно.
2.Комья земли сковал мороз.
3.К вечеру повалил хлопьями снег.
4.Он оседал на верхушках ели и елки.
5.Светло стало в лесу.
6. Появились гости с севера.
7.На ветвях березки уселись птички в малиновых шапочках на голове.
8. Слетелись к рябине снегири с красной грудкой.
9.Жители леса встречают зиму в новом наряде.
10. У белки шубка серенькая, у зайчишки беленькая. 11.Топтыгин давно спит в яме под елью.
12.Он впал в зимнюю спячку.
Несколько предложений связанные одной темой.
Названия. «Поздняя осень»
5. Рефлексия деятельности.
6. Домашняя работа – Откройте дневники.
Прошу каждого из вас дать личную оценку своей работы в группе.
Повторение признаков текста.
– Вы сегодня успешно рассуждали, над чем-то спорили, в чём-то убеждали. Так держать! «Смайл»
Улыбка– «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
Спокойный – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Грустный – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».