Статья Работа с деформированным текстом на уроках русского языка


Токарева Ольга Владимировна, учитель начальных классов
МКОУ «Архангельская СОШ»
Тема: «Работа с деформированным текстом на уроках русского языка»
    Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре.
В начальной школе по русскому языку одним из основных разделов является раздел “Связная речь”. В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи учащихся и речь развивается.
Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе: “От простого – к сложному, от легкого – к трудному”.
Виды заданий работы с деформированным текстом:1. Деление текста на предложения:
3-4 предложения – 2 класс;
5-8 предложений – 3 класс;
9-12 предложений – 4 класс.
Спиши текст, раздели его на предложения:
Муравей и зерно
Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.
2. Составление предложений из слов.
Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить:
Русский, хорош, зимой, лес.
Деревьями, под, сугробы, глубокие.
Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.
Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.
3. Работа над деформированным текстом:
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.
1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.
2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.
3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.
4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.
Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст
1) Весна улыбнулась.
2) Весна голос подает.
3) Настоящей весной запахло.
Приход весны.
Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.
Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.
Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.
Работа с деформированным текстом является очень продуктивным видом деятельности и используется во всех классах начальной школы. Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.
Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе было предложено такое задание: «В конверте находятся кусочки-слова разного цвета. На жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения, на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых получится текст. Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение.» Наступает чудесная пора. Солнце заливает землю яркими лучами. Лесная опушка утопает в розовой пене. Гудят мохнатые шмели. В полдень прибегают на опушку разные зверьки.
Такую работу можно проводить в любом классе. Для учеников 1, 2 классов предлагаются тексты меньшего объёма. Например, во 2 классе при изучении темы «Род имён существительных» можно использовать следующий текст:
Белка живёт в лесу. У зверька пушистый хвост. Она сидит в дупле.
Собрав сначала предложения, а затем текст, ученики получают задание: «Найдите в тексте имена существительные, определите их род.»Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по степени сложности: жёлтым цветом – низкий уровень сложности (текст из трёх предложений), синим – средний уровень (четыре предложения), красным цветом – высокий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты.
Можно предложить детям такие разноуровневые задания с деформированным текстом:
«Сильные» дети – красные карточки: собрать фразеологизмы.
На, медведь, ухо, наступил.Шкуру, делить, медведя, неубитого.
«Средние» дети – зеленые карточки: собрать пословицы.
Медведь, да, грозился, в, свалился, яму.Спросонья, кажется, и, медведем, блоха.
«Слабые» дети – синие карточки: собрать отрывки из детских стихов.
Пол, на, уронили, мишку, По, косолапый, мишка, лесу, идет,Мишке, лапу, оторвали. Собирает, песенки, поет, шишки.
Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.
ЗМИА
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.
Такая работа развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются  коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение  договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.Индивидуальная разноуровневая работа
– Задание последнего конверта от Вини-Пуха.
 Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Работа с текстом открывает возможности для формирования коммуникативно — логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Примером этому служит работа с деформированным текстом. Эта работа с восстановлением деформированного текста может проводиться в группах. Ученикам раздаются круги пяти цветов. Группы формируются по цвету кругов.
-Сейчас мы будем работать в группах. Но вначале давайте вспомним основные правила работы:
1.Работать дружно и активно.
2.Уметь слушать друг друга.
3.Уважать друг друга.
4.Внимательно относиться друг к другу.
5.Выслушивать ответы.
6.Работать успешно.
Каждой группе даётся текст, разделённый на части, и задание к нему.
Задание: прочитать, расположить части так, чтобы получился  текст.
Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
].
Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.
ЗМИА
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.
Работа со словом – это работа кропотливая, сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход: выдаём паспорт словам, проводим исследовательскую работу, играем со словами (метаграммы, шарады, анаграммы), создаём школьный «Картинный словарь».
left000Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету. Креативная образовательная среда формирует и развивает у учащихся исследовательские умения: работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, доклады, рефераты.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры.
За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по русскому языку, увеличение количества призёров и победителей школьных, муниципальных, региональных.
Креативная образовательная среда является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий, здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно–психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Для учеников это «учение с увлечением».
Библиографический список 1.Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. 2.Волина В.В. Русский язык / В.В.Волина. – Екатеринбург: Арго, 1996. 3.Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся / Г.Г.Граник. – М.: Просвещение, 1994. 4.Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика / В.А.Иванова, Г.А.Панов, З.А.Потиха, Ф.П.Сергеев. – Волгоград, 1961. 5.Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995. 6.Ладыженская Т.А. Творческие диктанты / Т.А.Ладыженская. – М.: Учпедгиз, 1963. 7.Машарова Т.В.Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1997. 8.Мельникова Е.Л. От теории мышления – к технологии обучения // Психология и школа.2008.№1. 9.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М., 2008. 10.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М., 2009. 11.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под. редакцией С.М.Смирнова. – М.: Академия, 1999. 12.Розенталь д.Э. Говорите и пишите по–русски правильно/ Д.Э.Розенталь. – М.: Айрис–пресс, 2007. 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. 14. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста / З.Ф.Ульченко. – М.: Просвещение, 1982. 15. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка / Л.А.Шипачева // Русская словесность. – 2000. – № 5. 16.Юнина Е.А. Парадигма современного образования // Школьные технологии. 2005. №2.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную  самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя  комфортно в основной школе. Особое внимание хочется обратить на сформированность  общеучебных умений и навыков, так этот показатель требует более пристального  внимания со стороны учителя начальной школы. 
   Особое место  приобретают ОУУН,  формирующие информационную компетентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним  из  основных умений является  навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.  На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения  (не используя предложенный текст и  применяя  другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста.  
Задание: составьте из слов предложения, а из предложений текст. Озаглавьте его.
В, ребята, лес, стали, носить, соль. Житель, лось, лесной. И, ест, ветки, траву, лось. Соль, ему, нужна, и. её, они, камень, на, кладут, пень, или, на.