Урок письма. 1 класс. Сочетание жи. Работа с деформированным текстом


Открытый урок по русскому языку в 1 классе
Тема урока: Сочетание жи. Работа с деформированным текстом.
Цели урока:
Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление.
Организовать использование имеющихся знаний и умений для выполнения новых заданий, организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо слогов (правильное соединение букв), слов, предложений; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися заданий.
Способствовать формированию рефлексии.
Оборудование: Тетрадь по письму (авт. Н. В. Нечаева, Н. К. Булычёва, издательство «Учебная литература», ИД «Федоров»), два комплекта цветных карточек с частями предложений.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма. Выполняют действия, которые отражены в стихотворении Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает прочитать записи на доске:
- Прочитайте. Что это?
- Какое задание можно с ними выполнить?
- На какие две группы можно разделить эти слоги?
Учитель приглашает учащихся выполнить задание на доске и в тетрадях по письму.
Взяли ручку, сядем прямо,
Развернем углом тетрадь
Скоро нас попросит мама
Научить ее писать!
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!

- Какая буква указывает нам на мягкость согласного?
- Почему эта буква не работает в слоге жи?
- Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с сочетанием жи?
Читают записи на доске, отвечают на вопросы.
- Это слоги.
- Можно дополнить слова, можно разделить эти слоги на две группы.
- В одну группу слоги с твердыми согласными звуками, в другую – с мягкими согласными звуками
Учащиеся анализируют слоги, «разводят» слоги на группы (на доске подчеркивают разными цветами):
1 группа: да, жи, лу, жу.
2 группа: би, ри.
- Это буква и.
- Мы знаем, что звук [ж] всегда твердый, поэтому она не будет обозначать его мягкость. Читать
слоги надо твердо. Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо букв, слогов (правильное соединение букв), организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания
(УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные)
III. Проблемное изложение нового знания
Учитель предлагает сформулировать тему урока.
- Какова тема нашего урока? («Повторение и закрепление правил правописания слов с сочетанием жи»)
- Какую цель можем поставить перед собой?
- Молодцы! А чтобы достичь цели, что мы должны с вами вспомнить:
-Значит, наши задачи – это применить правила, которые мы изучили и красиво, каллиграфически писать в тетради.
-А по каким критериям мы будем оценивать нашу работу?
- Прочитайте четверостишие. Что заметили?
- Исправьте ошибки и объясните написания слов.
Ежи, ужи, моржи чижи,
машины, шины, гаражи...
С буквой И всегда пиши!
( повторили по рядам)
- Прочитайте слова в задании 2.
- Чем они похожи?
- Напишите слова во множественном числе. Отметьте опасные места.
- Отгадайте загадку:
Разноцветное коромысло над рекой повисло.
- Уберите первый слог в слове радуга. Что останется?
- Во что можно превратить дугу?
-А можно ли превратить дугу в ножи? Попробуем.
4. Есть ли среди данных слов слова, которые пишутся не так, как произносятся?
- Выпишите одно такое слово.
Составьте звуковую модель этого слова.
1 ряд – лужи
2 ряд – лыжи
3 ряд – ножи
- Почему слова разные, а схемы получились одинаковые? Формулировка темы урока
- Письмо слов с сочетанием жи.
-Учиться правильно писать слова с сочетанием жи.

Писать в тетради, соблюдая критерии письма.
Уж, гараж, морж, нож.
Слова – в единственном числе, на конце буква ж, звук [ш].
Уж – ужи, гараж – гаражи, морж – моржи, нож – ножи.
Это радуга.
Останется дуга.
Предположения детей.
Работа в парах. Обсуждение и выполнение задания: дуга – луга – лужа – лужи – лыжи – ножи.
Это слова лужи, лыжи, ножи.

Проверка на доске (1 учащийся)
Находят слово и составляют его схему.
Одинаковое количество звуков и букв, одинаковое количество и порядок в слове гласных и твердых согласных. Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать использование имеющихся знаний и умений для выполнения новых заданий, организовать фиксацию преодоления затруднения
(УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
IV. Работа с деформированным текстом.
- Из чего состоит радуга?
- А предложение?
- Что такое предложение?
- Прочитайте группу слов в задании № 5.
- Сколько здесь предложений? Почему?
- А сколько должно получиться?
- Составьте предложения из данных слов.
- Восстановить текст (дополнительно) Из семи цветов.
Из слов.
Группа слов, связаны между собой по смыслу, выражающие законченную мысль.
Два.
Учащиеся работают в группах по рядам.
Составление предложений. Цель: организовать использование имеющихся знаний и умений для выполнения новых заданий, организовать фиксацию преодоления затруднения (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Вы научились писать правильно сочетание жи?
- Охарактеризуйте ваше письмо в тетради по критериям:
строка
размер
наклон
правильность написания
аккуратность
- На что нужно обратить внимание при письме? Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Самооценка «Линеечки» Цель: способствовать формированию рефлексии
(УУД регулятивные, коммуникативные)