План конспект мастер-класса для родителей«Предупреждение трудностей в усвоении зрительных образов букв по средствам развития моторных возможностей детей 5 -7 лет с речевой патологией»


МБДОУ детский сад №56
План – конспект
мастер – класса для родителей
«Предупреждение трудностей в усвоении зрительных образов букв по средствам развития моторных возможностей детей 5 -7 лет с речевой патологией»
(В рамках родительского собранияв старшей логопедической группе)
Разработала:
Учитель – логопед
Таран Татьяна Михайловна
г. Новочеркасск 2016г.
План-конспект мастер–класса
Тема: «Предупреждение трудностей в усвоении зрительных образов букв по средствам развития моторных возможностей детей 5 -7 лет с речевой патологией»
Педагога мастер:Таран Татьяна Михайловна
Дата проведения:«11» февраля 2016г.
Время проведения: 17ч.00мин.
Место проведения: МБДОУ детский сад №56
Продолжительность мастер–класса: 35 минут
Цель мастер–класса: Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах профилактики нарушений письменной и устной речи.
Задачи:
обучающие: совершенствовать навыки родителей в проведении упражнений и заданий, направленных на предупреждение оптической дисграфии и дилексии;
развивающие: расширять знания родителей о методах проведения работы по предупреждению нарушений зрительного образа букв;
воспитательные: создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса.
Оборудование: магнитная доска, мольберт, мультимедиа.
Демонстрационный материал :презентация.
Узнай сходные по начертанию буквы;
Узнай буквы написанные пунктиром;
Узнай недописанные буквы»
Узнай буквы наложенные друг на друга;
Узнай все совмещённые буквы;
Узнай заштрихованные буквы.
Раздаточный материал: бумага, розетки с манной крупой, крышки покрытые пластилином, камешки, макаронные изделия, пуговицы, фасоль, горох, шнурки, нитки, счётные палочки, списки пластеин, чудесный мешочек с буквами из пластмассы., пиктограммы настроений.Участники мастер – класса родители.
Принципы организации мастер – класса.
Научная и методическая обоснованность идеи, целей, задач и содержания.
Демонстрация методов.
Соблюдение этапности в проведении мастер – класса (изложение содержания)
Разнообразие способов передачи информации.
Использование интерактивных и дидактических средств для полного освоения слушателями представленного материала.
Вовлечение всех участников мастер – класса в процесс продуктивной деятельности.
Организация обратной связи.
Рефлективность всех участников мастер – класса.
Ход мастер–класса:
вводная часть (3мин.);
основная часть (30 мин.);
заключительная часть (2 мин.).
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью анкеты.
1 Слайд:
Уважаемые родители!
2 Слайд:Актуальность выбранной темы вызвана тем, что среди дошкольников с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих нарушение письменной речи (90- 95 %). При нарушениях письменной и устной речи невозможно успешное обучение ребёнка вшколе
По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком письма.
Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник нередко останавливается в процессе чтения и припоминает или спрашивает у взрослых название той! или иной буквы. Неустойчивое представление о буквах у некоторых детей сохраняется и в школьном возрасте.
3Слайд:
Придислексии(частичное нарушение процесса чтения) отмечают трудности в узнавании букв, в слиянии букв в слоги, слова. Это вызывает аграмматизмы и непонимание смысла читаемого.
4 Слайд:
Дисграфия(частичное нарушение процесса письма) проявляется в нестойкости оптико – пространственного образа буквы, многие из которых кажутся ребёнку похожими.Смешивая и пропуская буквы искажается звукослоговой состав слова и структура предложения.
Интерес к проблемам ранней коррекции специфического нарушения письма (дисграфии) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает его общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Однако, как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду для нас очевидна.
5 Слайд:Основные направления работы
Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
Расширение поля зрения ребенка.
Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение знаний родителей в вопросах профилактики нарушений письменной и устной речи. Сегодня вы познакомитесь с методикой проведения работы по предупреждению нарушений зрительного образа буквы по средствам развития моторных возможностей детей 5 -7 лет .Вам будут предложены практические упражнения, в процессе которых вы отработаете навыки их проведения, сможете использовать различные материалы и убедитесь в том, что они доступны и легки в применении в домашних условиях. Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно использовать предложенные упражнения в ваших домашних занятиях с ребёнком не требующих большой подготовки.И так начинаем наш мастер – класс. Для участия я приглашаю 5, 6, человек.
Уважаемые родители, знаете ли вы что -либо об этой проблеме и её преодолении?
Используете ли вы свои знания и умения в работе с детьми?
Предлагаю вашему вниманию бейджики, которые более точно передадут ваше понимание и знания по данной проблеме. Показываю грустное лицо на бейджеке –это означает» я ничего не знаю об этом».
Равнодушное лицо означает «я слышала но не использую».
Весёлое лицо означает «я знаю умею и использую в работе с ребёнком все свои знания и умения». Выберите бейджик, который по вашему мнению больше всего вам подходит. И так продолжаем.
.
6 Слайд:
«Зеркальное» письмо – одно из проявлений оптической дисграфии.
Прежде чем проводить профилактическую работу необходимо развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги,дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».Далее объясните ребенку, что все буквы пишутся в направлении сверху вниз (а не наоборот!) и слева направо, а также что элементы в буквах почти всегда приписываются с правой стороны. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Поупражняйте ребенка в написании этих печатных букв, чтобы он привык писать их в направлении сверху вниз и слева направо. После этого ему останется запомнить только следующие шесть букв, которые «развернуты» в левую сторону:
7 Слайд:3, Л, У, Ч, Э, Я. Отдельно обратите внимание ребенка также на написание буквы С, особенно часто изображаемой детьми зеркально. Эта буква «развернута» Всё это необходимо проделывать по мере изучения букв.Пока ребёнок не научится четко ориентироваться в левой и правой сторонах пространства, он не сможет полностью преодолеть «зеркальное» написание букв.
Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, изскольки и каких элементов она состоит, на что похожа.
Такие предварительные отчеты очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно-двигательных стереотипов слов.
8 Слайд: Буквы из всего
В целях профилактики нарушений письма и чтения необходимо использовать разнообразные методы и средства развития моторных возможностей детей . И сейчас мы выполним некоторые из них.1.Вырывание букв из бумаги. 2. Выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, намазанных пластилином. 3. Выкладывание букв из пуговиц, камней, монет. 4. Выкладывание букв из шнура и ниток. 5. Письмо мокрым пальцем по доске. 6.Преобразование одной буквы в другую, (Из «А «в «Н» из «Н» в «П») и путём добавления разнообразных элементов. 7. Лепка букв из пластилина. 8. Печатание букв на песке, манке, крупе. 9. Складывание букв из частей. 10. Обводка букв по пунктирным линиям. 11.Ощупывание пластмассовых букв – игра «Чудесный мешочек». Выполнение перечисленных упражнений способствует развитию мышц мелкой моторики руки, что очень важно при подготовке руки к письму.
Также, с целью предупреждения нарушений зрительных образов букв рекомендовано использовать следующие упражнения:9Слайд:
- Узнай сходные по начертанию буквы (только из числа известных ребёнку печатных букв). Напечатай, выложи их из различного материала.10 Слайд:- Узнай буквы, написанные пунктиром. 11 Слайд:- Узнай недописанные буквы. Обведи их.12 Слайд:- Узнай буквы, наложенные друг на друга. 13 Слайд:- Узнай заштрихованные буквы.
14 Слайд: Узнай стилизованные буквы
15 Слайд: Допечатай вторую половину.
16 Слайд:Допиши половинки букв и прочитай слова
17 Слайд: Найди правильную букву (обведи ее)
18 Слайд: Пишем пальцем на спине, на руке, в воздухе.
Если ребёнок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при усвоении этих букв в усложнённых условиях, то это свидетельствует о недостаточной устойчивости его зрительных представлений о буквах (то есть о неустойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начертанию букв, недописываниеэлементов букв и т.п. Целесообразно использовать задание на реконструирование букв, т.е. как бы на переделку одной буквы в другую, что позволит ребёнку лучше усвоить особенности строения каждой буквы и её основные отличительные признаки (К –Ж; Р – Ф;. Ц –Щ; З –В; и.т.д.)
19 Слайд:Результат.В заключение хочется сказать, что столь длинный разговор о развитии зрительно-пространственных представлений у детей не случайно.
Во-первых, сформированность зрительно-пространственных представлений у детей к началу их школьного обучения важна не только для овладения грамотой. Ребёнку в школе предстоит изучать и геометрию, и географию, и черчение, где не обойтись без достаточно чётких представлений о пространстве. Во-вторых, к тому времени, когда у ребёнка проявятся трудности в усвоении букв, слишком многое в формировании у него пространственных представлений будет уже безвозвратно упущено. 20 Слайд:Сегодня я познакомила вас с профилактикой чтения и письма уважаемые родители и как можно предупредитьэти трудности в усвоении зрительных образов букв.
Скажите, пожалуйста, что вы для себя узнали нового интересного полезного?
Какое у вас эмоциональное настроение от проведённого мастер – класса?
Чтобы вы хотели использовать в работе с детьми по данной проблеме?
(Родители дают ответы)
И завершить мастер – класс мне бы хотелось стихотворением.
Доброта нужна всем людям!
Пусть побольше, добрых будет!
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер!»
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час!»
Доброта она от века
Украшенье человека.
Уважаемые родители прошу вас выразить своё мнение омастер – классе в анкете.
Большое спасибо, благодарю всех за внимание.