Нравственное и физическое здоровье- непрерывный процесс воспитания личности

Ростовцева И.А., учитель МБОУ Лицей «Эврика»,
Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт Черёмушки
Нравственное и физическое здоровье-
непрерывный процесс воспитания личности
(преемственность в использовании здоровьесберегающих технологий)

Нравственное и физическое здоровье-
непрерывный процесс воспитания личности
(преемственность в использовании здоровьесберегающих технологий)


Непрерывность в воспитании здорового образа жизни у обучающихся подразумевает в первую очередь преемственность в работе педагогов начального и основного звеньев, а также педагогов-предметников, преподающих в данном классе.


В условиях нашего Лицея организовано параллельно-раздельное обучение детей с кадетским и гимназическим компонентами. Это позволило сделать процесс обучения интересным для детей каждого пола: использую в работе с мальчиками элементы соревнования, групповую форму работы, быстрый темп подачи учебного материала, выискиваю нестандартные задания, а также задания, направленные на воспитание качеств патриота.


Ежедневно каждое утро в Лицее начинается с танцетерапии: комплекса упражнений под ритмичную музыку, что позволяет учащимся «проснуться» и активно включиться в учебный процесс с первого урока. Это оздоровительное мероприятие проходит раздельно у мальчиков и девочек, что позволяет подобрать упражнения и музыкальные композиции в соответствии с полом детей. Но с переходом в основное звено упражнения у мальчиков приобретают более спортивную направленность, а у девочек – танцевальную. Возрастает степень самостоятельности ребят: подготовка комплекса упражнений и проведение танцетерапии в день дежурства своего класса. Большое значение для детей имеет психологический настрой на предстоящий учебный день, например:
Это утро нам подарит самый лучший день.
Нас оставит равнодушие, ссоры, грусть и лень.
Ощутим мы, как прекрасно в добром мире жить.
И захочется стать лучше, радость всем дарить!



Проведение уроков не вызывает у детей привыкания к здоровьесберегающему оборудованию: конторкам, сенсорным крестам, расположению учебного материала по всему пространству классной комнаты, зрительно-вестибулярному тренажёру. В пятом классе ребята уже не ждут команды учителя для смены позы во время урока.


Также привлекаю своих пятиклассников к проведению физкультурных минуток во время урока. Они это делают с большим удовольствием, т.к. делали это в системе с 1 класса, усложняя каждый год комплекс упражнений. На каждом уроке провожу гимнастику для глаз с использованием музыки (вальс для глаз), зрительно-вестибулярного тренажёра «Зевс». Тренажёр обеспечивает повышение функциональной активности зрительно-вестибулярных систем и за счёт этого стрессоустойчивость организма, а также профилактику зрительного и нервно-психического утомления, обусловленных систематическим пребыванием тела в обездвижено-статическом положении. Тренажёр позволяет существенно повысить уровень тонуса и функциональное состояние симпатической нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, в т.ч. зрительной и вестибулярной систем, и за счёт этого предупреждает общее и зрительное утомление, а также развитие различной патологии организма и зрения.


Использование здоровьесберегающего оборудования позитивно влияет на формирование ценностных представлений учащихся. Проведение экспресс-диагностики ценностных представлений о здоровье у пятиклассников показало, что 53% учащихся имеют высокий уровень ценностного отношения к здоровью. У 42% детей – уровень осознанного отношения к здоровью. И только 5% учащихся имеют недостаточно осознанное отношение к здоровому образу жизни.


Также в формировании положительной установки на здоровый образ жизни большую роль отвожу внеклассной работе.
Ежегодно планирую мероприятия по воспитанию здорового образа жизни у учащихся моего класса:
Конкурсы
Конкурс сочинений «Здоровому всё здорово»
Фотоконкурс «Папа, мама, я – здоровая семья»
Конкурс «Самый-самый»

Спортивные соревнования
Велокросс, посвящённый Дню Космонавтики
Легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы
Лыжные соревнования «Лыжня зовёт»
Соревнования «Гладкий лёд»
Соревнования по футболу «Кожаный мяч»

Дни здоровья
Школьный турслёт «В гостях у природы»
Соревнования по плаванью «Голубая волна»
Осенний кросс «Золотая осень»

Декадник по профилактике правонарушений и социально обусловленных заболеваний
Классные часы: «Полезные и вредные привычки», «Как решать конфликты?», «Наркотикам – НЕТ!»
Конкурс плакатов «Я выбираю здоровый образ жизни»
Оздоровительный марафон «Лесенка Здоровья»




Используя склонность мальчиков к соревновательности, организую в классе соревнование групп по таким параметрам: учёба, спортивные достижения, трудовая деятельность, участие в жизни класса и школы. Это позволило мотивировать детей на достижение лучших результатов во всём, быть более ответственными не только за себя, но и за свою группу, помогать товарищу, это вносит интерес в размеренную школьную жизнь.


Опыт работы показывает, что психологический климат лучше складывается в раздельных классах, также лучше в раздельных классах взаимоотношения учеников с классным руководителем, больше детей чувствуют свою принадлежность к коллективу класса и, не хотели бы перейти в другой класс. Диагностика психологического климата в коллективе моих пятиклассников выявила итоговый коэффициент 0,88, свидетельствующий о комфортной психологической атмосфере для большинства учащихся. Происходящие конфликты можно урегулировать своевременно и быстро благодаря тому, что в классе нет девочек, и мальчики не стесняются высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию, быть понятыми педагогом и одноклассниками.


Обучаясь в режиме работы «школы полного дня» ребята имеют постоянную занятость в спортивных кружках и секциях Лицея. С переходом в основное звено мальчики стали более самостоятельными, научились планировать свободное время и сознательно выбирают занятия по интересам. Отрадно, что 80% моих пятиклассников посещают спортивные секции. Занимаясь в спортивных секциях, уже к пятому классу ребята добиваются призовых мест на муниципальном и республиканском уровнях.
Занятия спортом их заметно дисциплинировали, сдружили, внесли дух здоровой соревновательности, желание добиваться в жизни новых побед.


Исследование уровня напряжённости выявило, что 49% учащихся моего класса имеют низкий уровень напряжённости и не устают к концу рабочего дня. Испытывают небольшую усталость к концу всех занятий 44% детей. И лишь 7 % ребят с высоким уровнем напряжённости, требующих проведения релаксационного комплекса упражнений, или снижения учебной нагрузки.


Вот уже более 10-ти лет в нашем образовательном учреждении существует 15 - балльная система оценивания. Это позволяет более объективно и гибко оценить достижения ученика, создать условия личностного роста, способствует сохранению психического здоровья учащихся.


Исправление ошибок в тетрадях, показы для письма букв и цифр выполняются пастой зелёного цвета. Зелёный цвет побуждает к самостоятельности, настойчивости, активизирует потребность детей к самоуважению, позволяет уважительно относиться к личности ребёнка. Ученик более уверенно и спокойно открывает свою тетрадь. Ведь там никогда нет «двоек», вызывающих чувство страха перед наказанием. Всё это способствует сохранению психического здоровья учащихся, препятствует возникновению стресса.


Переход из начального звена в основное требует отслеживания уровня адаптации учащихся. Показательно, что адаптация у девочек-пятиклассниц проходила более спокойно и благополучно, что положительно сказалось на успеваемости пятиклассниц. Адаптация у мальчиков была более длительной, они дольше привыкали к новым педагогам, их требованиям, к новой нагрузке, что также сказалось на их успеваемости и привело к её снижению по сравнению с начальной школой.


Анализ измерений осанки по-Базарному наглядно показывает положительную динамику изменений к 5-му классу:
класс
Количество случаев
Нарушение осанки у учащихся
На протяжении всего периода обучения менялся количественный состав класса.


1 класс
8
38%


2 класс
6
35%


3 класс
5
27%


4 класс
5
35%


5 класс
3
17%



Обследование детей окулистом показало, что к концу 5 класса наблюдается угроза нарушения зрения у 2 детей (спазм аккомодации), зафиксирован 1 случай миопии. Данный показатель является стабильным на протяжении 2 лет. Т.е. за этот учебный год ни у одного ребёнка не снизилось зрение, что очень радует.


Таким образом, преемственность в использовании здоровьесберегающих технологий, мероприятий, создании благоприятного психологического климата в ученическом коллективе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся и укреплению здоровья детей.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115