План урока Обобщение по теме Механические колебания и волны


План-задание урока физики
«Механические колебания и волны»
(Блочно-модульное обучение)
Учебный материал с указанием заданий Рекомендации ученику УЭ 0 Учебник А.В. Пёрышкин, Е. М. Гутник «Физика 9» §§24-41 Баллы Время
УЭ 1 Цель – систематизировать знания и умения по решению задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»
1. А хочешь, в саду мы повесим качели?
За пояс расшитый тебя потяну
И так раскачаю, что ты в вышину,
Как птица, взлетишь…
 Какое физическое явление можно иллюстрировать этим поэтическим отрывком?
2. Рожденный  пустыней
     Колеблется  звук  
Колеблется  синий
На  нитке  паук.
Колеблется  воздух,
 Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
Какие примеры колебательного движения приводятся в этих поэтических строках?
Повторить:
Определения и формулы для расчёта основных физических величин темы.
Превращение энергии в колебательном движении.
Отработать умения решения различного типа задач: экспериментальных, расчётных, графических, качественных. Записать ответ.
Стр.99, 103,119, 123
Записать формулы:
Период колебаний,
Частота колебаний,
Период колебаний нитяного маятника,
Период колебаний пружинного маятника,
Максимальные кинетическая энергия и потенциальная энергия пружинного маятника,
Длина волны,
Скорость волны. 12б 7мин
УЭ 2 Цель – научиться правильно находить характеристики колебаний по графику.
Вариант1-рис2
Вариант2- рис3 Записать ответы в тетради 1б за 1задание 3мин
УЭ 3 Цель – объяснить с помощью какого оборудования можно экспериментально выяснить как зависит период колебаний пружинного маятника от:
Вариант 1- жёсткости пружины.
Вариант 2- массы груза.
Имеется следующее оборудование: набор из трёх пружины различной жёсткости, набор из пяти грузов массой по 100 г, штатив с муфтой и лапкой В ответе: зарисуйте экспериментальную установку, изобразите силы действующие на груз, опишите последовательность действий, запищите формулу для расчёта периода пружинного маятника 6б 10мин
УЭ 4 Цель – совершенствовать умения решать качественные задачи.
1. …Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит…   А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила») Явление, описанное А.С. Пушкиным, очень похоже на молнию. Предположим, что это молния. А что сначала: мы слышим гром или видим свет от молнии?
2. Народная примета гласит: «Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь».
 С чем это может быть связано? Как объяснить такое явление?
3. Природа шумная уснула;
 Лишь слышен дев издалека
 Напев унылый. Вторят горы,
 И нежен он, как птичек хоры,
 Как шум приветный ручейка…М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник»)  Почему эхо часто бывает слышно в горах, в холмистой местности, неподалеку от лесных опушек, но не наблюдается на ровных участках без окружающих предметов?
Физкультминутка: Да - руки вверх, нет- делаете приседание.
Зависит ли звук, издаваемый струной музыкального инструмента, от проволочной спирали, которой она обкручена?
Меняется ли высота морской волны по мере приближения ее к побережью?
Когда при выступлении оркестра в большом зале музыка звучит громче: в заполненном людьми зале или в пустом?
Гудки, например электричек или теплоходов, слышны на более дальнем расстоянии в ясную погоду?
Случайно ли в темных пещерах вспугнутые летучие мыши часто натыкаются именно на голову человека? Подумайте и запишите
ответ 3б
0-4б 2мин
2мин
УЭ 4 Цель – совершенствовать умения решать расчётные задачи.
1.(А)Определите период и частоту колебаний нитяного маятника длиной 40 см. Сколько колебаний сделает такой маятник за 0,5 мин?
2.(А) Определите длину звуковой волны, которая распространяется в чугуне, если частота колебаний равна 4 Гц, Скорость звука в чугуне 3950м\с.
3.(А) На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 2,8с. Скорость звука принять равной 1500м\с.
4. (Б) Определите амплитуду гармонических колебаний тела, если его полная энергия 0,04 Дж, а жесткость пружины, к которой прикреплено тело, равна 2 Н/м.
5. (Б) Шарик, движущийся горизонтально под действием пружины, совершает свободные гармонические колебания. Полная энергия равна 0,6 Дж. На расстоянии 3 см от положения равновесия упругая сила, действующая на шарик со стороны пружины, равна 10 Н. Определите амплитуду колебаний.
6. (Б)На расстоянии 1068 м от наблюдателя ударяют молотком по железнодорожному рельсу. Наблюдатель, приложив ухо к рельсу, услышал звук на 3 с раньше, чем он дошел до него по воздуху. Найдите скорость звука в стали. Скорость звука в воздухе 340 м/с.
Решить предложенный вариант задач 0 – 10б 12мин
УЭ 5 Подведение итогов
Ответьте на вопрос:
1.У меня всё получилось.
2.Мне необходимо немного повторить.
3.Мне необходимо всё повторить и выучить, чтобы справиться с контрольной работой 32–38 «5»
23–31 «4»
10-22 – «3» 2мин
УЭ 6 Домашнее задание.
Повторить §§24-41. Задачи. 1мин
Урок по физике в 9 классе на тему «Механические колебания и волны. Звук»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о механических колебаниях и волнах.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к физике и позитивного отношения к учёбе; воспитание бережного отношения к здоровью.
Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, анализировать и самостоятельно делать выводы; развивать умение работать с текстом учебника, информационными таблицами; создание условий для расширения кругозора учащихся.
Тип урока: урок повторения

Вид урока: комбинированный