Формирование правильного дыхания у детей со стертой дизартрией.


Формирование правильного дыхания у детей с дизартрией.
За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, хронические заболевания матери; причины, возникающие в процессе родов, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза женщины, затяжные или стремительные роды. Цельный ряд причин возникает и период после рождения ребенка – заболевания, травмы.
В педагогической практике наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия. В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства голоса и дыхания. Неречевое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Поэтому немаловажным разделом логопедической работы с детьми по устранению дизартрии является развитие голоса и правильного дыхания.
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Выработкой у ребенка направленной воздушной струи рекомендуют заниматься одновременно с артикуляционной гимнастикой. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей с дизартрией эта координация нередко нарушена даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дети с дизартрией делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения фразы. Нередко дети с дизартрией говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
Дыхательная гимнастика необходимо начинать с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализировать его ритм.
Перед началом работы по развитию дыхательной системы нужно удостовериться в том, что у ребенка чистые носовые ходы (это необходимо делать всегда перед логопедическим занятием).
Сначала формируется диафрагмальное дыхание. Нужно положить одну руку ребенка на его собственный живот, а другую на живот логопеда так, чтобы ребенок смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание брюшной стенки. Благодаря этому он начинает ощущать ритм и направление потока дыхания.
Ребенка нужно научить дышать при закрытом рте, попеременно заживая то одну, то другую ноздрю. Проводить упражнения по тренировке носового выдоха. Ребенку дается инструкция: «Рот не открывай, вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».
Использовать упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руку на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя выходу воздуха в течение 1-2 секунд. Это способствует более удлиненному выдоху.
Ребенка нужно научить задержать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного вдоха.
Во время этих упражнений в момент выдоха произносить различные цепочки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса.
Далее в обработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых, тактильных и мышечных ощущений. Для этого на занятиях используются различные упражнения:
Очень эффективно создание ощущение воздушного потока на ладони и, особенно, на кончике пальца. Перемещая палец влево-вправо, отодвигая его ото рта, тренировать ребенка в способности менять направление выдыхаемой воздушной струи.
Когда ребенок дует на листочек (снежинку), прикрепленную к нитке, он может визуально контролировать силу своего выдоха и способ подачи воздушной струи – плавно и толчком.
В магазинах продаются специальные игрушки для развития дыхания, начиная с вертушек из фольги, которые крутятся от малейшего движения воздуха, и заканчивая разнообразными свистками с движущимися деталями. Такие тренажеры для развития дыхания необходимо использовать на занятиях.
Наиболее сложным и эффективным способом развития дыхания является надувание воздушных шаров. В упражнениях отрабатываются: объем выдыхаемого воздуха, направленность воздушной струи, способ подачи воздушной струи (плавно или толчком), ощущение препятствий для выдоха воздушной струи (препятствия создаются рукой, губами, языком).
Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена.
При дыхательной гимнастике надо стараться не переутомлять ребенка, следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.
Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.
Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны (мышцы шей расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: [и-э-о-у-а-ы]. Голосовые упражнения проводятся в игровой форме, детям предлагается:
имитировать гудение приближающегося или удаляющегося поезда;
изобразить подъем или спуск звуков по лестнице;
изобразить подъем или спуск звуков на лифте;
имитировать звук сирены пожарной машины: сначала на расстоянии, затем, когда она подъедет ближе и когда она удаляется.
Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей открывание и закрывание рта, имитация жевания. Эти упражнения выполняются по словестной инструкции с одновременным произношением различных звуковых сочетаний: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т.д.
К дыхательным упражнениям постепенно подключаются голосовые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого воздуха можно попросить ребенка потянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка, растягивается пружинка.
Систематическое проведение занятий по формированию правильного дыхания способствует положительной динамике со стороны основных просодических элементов речи: речевого дыхания, голоса, темпо-ритмических и интонационных компонентов речи. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, предупреждает отклонения в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
Использование на занятиях элементов гимнастики А.Н. Стрельниковой. Это гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.