Приемы сотрудничества мастера производственного обучения с преподавателями

Приемы сотрудничества мастера производственного обучения с преподавателями
Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим программам и учебным планам. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью. Четкая и продуманная организация теоретического обучения оказывает на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию у них профессиональных и нравственных качеств.
Профессиональное воспитание, осуществляемое в процессе теоретического обучения обучающихся, во многом способствует решению вопроса о всестороннем, гармоничном развитии личности молодого специалиста. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на уроках теоретического обучения, зависят духовное богатство молодого человека, его общая и профессиональная культура, научно-технический кругозор, совершенство профессиональных знаний. Используя конкретный учебный материал, преподаватели имеют возможность в каждой теме найти пути решения воспитательных задач, установить тесную связь общественных предметов обществоведения, политической экономики, эстетического воспитания и основ права с практическими задачами общества. Преподаватели, которые в своей педагогической деятельности ищут пути и способы соединения обучения и воспитания, умело используя конкретные примеры из жизни, обычно добиваются успеха в решении воспитательных задач, в формировании у обучающихся научно обоснованных взглядов на природу и общество, мировоззрения, морально-этических качеств. На уроках теоретического обучения обучающиеся осознают значение научно-технических знаний для определения своей жизненной позиции, для понимания законов общественного развития и их использования в интересах общества.
Большое практическое значение имеет воспитание в процессе теоретического обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым специалистам. Пробуждение интереса к профессии под влиянием теоретического обучения составляет одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания обучающихся, их профессиональной направленности. Чем выше качество теоретического обучения, тем весомее его воспитательное значение. Само же качество теоретического обучения во многом зависит от владения дидактическими приемами, от методически правильного использования технических средств, наглядных пособий: кинофильмов, диафильмов, макетов, моделей, схем, плакатов, программированных устройств.
В процессе теоретического обучения большое значение приобретает определение путей и средств повышения эффективности профессионального воспитания обучающихся, максимальное использование возможностей общественных и гуманитарных дисциплин.
Однако во многих случаях, с учетом контингента учреждений системы НПО, усилия преподавателя в воспитании у обучающихся моральных качеств не достигают цели.
Вот тут-то крайне необходима помощь мастера производственного обучения. Содружество преподавателя и мастера способствует успеху в решении воспитательных задач. В этих целях в самом начале учебного года мастер может договориться с преподавателями спецдисциплин о совместной воспитательной работе обучающихся и в своих планах учебно-воспитательной работы наметить совместные воспитательные мероприятия, точные графики посещения теоретических занятий мастером, конкретные обязанности мастера в решении тех или иных вопросов, поднятых на теоретических занятиях.
Совместная работа преподавателя и мастера способствует лучшему усвоению обучающимися такого понятия, как «правильное отношение к труду». То, что преподаватель дает в теоретическом аспекте, мастер может конкретизировать на занятиях производственного обучения, например, показать, что правильное отношение к труду проявляется в хорошем владении профессиональными умениями и навыками, в бережном отношении к орудиям труда, в экономии материалов и т.д.
В воспитании чувства профессиональной гордости, в разъяснении обучающимся социальной значимости рабочей профессии большую роль играют уроки теоретических дисциплин. Связи между теоретическими дисциплинами и производственным обучением по воспитательной направленности способствуют повышению качества профессионального воспитания. Кроме того, сотрудничество мастера с преподавателями полезно для совместной организационной работы по укреплению дисциплины и повышению успеваемости.
Некоторые мастера при посещении уроков теории особое внимание обращают на воспитание у обучающихся чувства ответственности за примерное отношение к учебе, наблюдают, как обучающиеся овладевают специальными знаниями, какие испытывают трудности, отмечают, какая помощь требуется отстающим.
Мастер оказывает помощь преподавателям не только в укреплении дисциплины и повышении успеваемости, но и в обеспечении их учебного процесса наглядными пособиями. Под руководством мастера обучающиеся изготовляют наглядные пособия по изучаемым темам теоретических дисциплин. Активное отношение обучающихся к теоретическому обучению является важным условием не только приобретения знаний и развития профессиональных интересов, но и воспитания у них профессиональных и высоких моральных качеств.
Отдельные мастера производственного обучения сами ведут уроки теории по специальной технологии в своих группах, что дает им возможность исключить дублирование в изложении материала, а сэкономленное время использовать для закрепления знаний.
Мастер во многом может помочь преподавателю теоретического обучения. Некоторые мастера начинают свой рабочий день с контроля посещаемости обучающихся, встречают своих воспитанников до начала уроков по теории, сопровождают группу в учебный кабинет, до прихода преподавателей выясняют причины опоздания на пятнадцатиминутку, напоминают, кому надо исправить оценки.
Личный контакт мастера с преподавателями теоретических дисциплин благоприятно сказывается на успеваемости обучающихся. Посещение мастером уроков теории не следует проводить без предварительной подготовки. Мастер заранее должен продумать цели и задачи посещения урока. Чтобы посещение урока было продуктивным, мастеру необходимо:
составить план посещения урока;
изучить учебный план и программу по теме, которую изучают студенты;
ознакомиться с содержанием материала по теме;
договориться с преподавателем о единых требованиях к обучающимся;
лично готовить группу к теоретическому обучению:
провести групповую пятнадцатиминутку, проверить внешний вид обучающихся, наличие ученических принадлежностей;
провести небольшую беседу о поведении на уроке, напомнить о беспрекословном выполнении всех требований старосты и других членов актива группы.
При хорошей моральной подготовке группы к теоретическим занятиям, даже при отсутствии мастера на уроке, можно рассчитывать на успешное овладение основами теории и соблюдения дисциплины.
Количество посещений мастер и преподаватель могут определить в плане совместной воспитательной работы.
В период, когда группа занимается теорией, мастера участвуют во многих видах работ (или мероприятиях):
в организации рабочего дня группы;
в общеколледжных мероприятиях;
в общеколледжной планерке;
в организации дополнительных занятий и консультаций по наиболее трудным темам;
в производственном обучении студентов параллельной группы;
в изучении учебного плана и положения по выполнению и оформлению выпускных письменных работ.
В заключении хотелось бы сказать, что существующий уровень материальной базы, организация учебного процесса, педагогические кадры применение педагогических технологий позволяют вести подготовку компетентностных выпускников на уровне, предъявляемом государственными стандартам.
Мастер производственного обучения Мухаметзянова Н.Н. Филиал № 1 «ААПК»
Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
Развитие самоуправления обучающихся - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию личности, по развитию чувства ответственности, готовности к выполнению гражданского долга. Самоуправленческая деятельность – это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые при самоуправлении, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников.
XXI век, безусловно, будет ещё более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в подростковом возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной деятельности педагогов, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека.
Для определения уровня развития самоуправления проведятся анкетирование в группе.
Анкетирование проводятся анонимно. Это даёт возможность обучающимся быть откровенными при выборе ответов.
Вопросы анкеты:
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше. 2. Вношу предложения по совершенствованию работы моей группы. 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе. 4. Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач. 5. Считаю, что группа способна к самостоятельным действиям. 6. У нас в группе обязанности четко и равномерно распределяются между обучающимися. 7. Выборный актив нашей группы пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 8. Считаю, что актив нашей группы хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 9. Считаю, что обучающиеся нашей группы добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 12. Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей. 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения. 14. Обучающиеся моей группы часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива учебного заведения в решении задач, стоящих перед ними. 15. Мы стремимся помочь представителям группы в органах самоуправления всего коллектива учебного заведения в решении задач, стоящих перед ними. 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом учебного заведения. 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими группами и объединениями. 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам. 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разшении трудностей, возникающих перед ними. 20. Считаю, что обучающиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Учащиеся моей группы добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов. 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива учебного заведения в других коллективах и общественных организациях. 24. Осознаю свою ответственность за орезультаты работы всего коллектива учебного заведения.
Смысловое значение цифровых кодов: 4 – «да», 3 – «скорее да, чем нет», 2 – «трудно сказать», 1 – «скорее нет, чем да», 0 – «нет». Каждый обучающийся заполняет бланк с цифровыми кодами и вопросами анкеты.
При обработке результатов 24 предложения разбили на шесть групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
Включенность обучающихся в самоуправленческую деятельность (тесты 1-4);
Организованность ученического коллектива (тесты 5-8);
Ответственность членов первичного коллектива за его дела (тесты 9-12);
Включенность группы в общие дела коллектива учебного заведения (тесты 13-16);
Отношения группы с другими ученическими общностями (тесты 17-20);
Ответственность обучающихся группы за общие дела коллектива учебного заведения (тесты 21-24).
По каждому блоку подсчитываем сумму баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса (15) и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива группы определяем по результатам выведенных коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий. Уровень самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Анализ результатов анкетирования уровня самоуправления показал: 1. Для повышения уровня развития самоуправления необходимо, чтобы содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависили от тех задач, которые определяет ученический коллектив.
Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом появляется новый участок работы образуется новый орган самоуправления. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем.
2.Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрание решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания. Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.
3. Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и обучающихся в процессе развития самоуправления должны строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и обучающимися определенных правил (норм) отношений, делегированием обучающимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.
4. На организационно-методическом уровне педагоги и обучающиеся должны участвовать в работе органов самоуправления, вырабатывать общую программу действий, информировать друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.
5. На социально-психологическом уровне педагоги и обучающиеся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и обучающиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.
Мастер производственного обучения Мухаметзянова Н.Н. Филиал № 1 «ААПК»



15