Особенности фонематических нарушений у детей со стёртой дизартрией, методика обследования


Особенности фонематических нарушений у детей со стёртой дизартрией, методика обследования
В основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д. артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.
Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Такое различение оказывается сложным для детей со стертой дизартрией. Недифференцированность фонематического восприятия у них ярко проявляется в процессе различения акустически близких звуков (в заданиях на различение слов-квазиомонимов, при повторении серий слогов). В случаях замен акустическая противопоставленность звуков является тем стимулом, который побуждает ребенка к совершенствованию произношения, к нахождению нужного артикуляторного уклада, более всего соответствующего слуховому образцу воспринимаемого звука речи. При искажениях искаженный звукозаменитель оказывается акустически близким к слуховому образу нормативного звука. В результате этого у детей со стертой дизартрией отмечались существенные трудности различения на слух правильного и искаженного звука.
Возможности дифференциации правильно и неправильно произнесенного звука определяются условиями распознавания, фонетической позицией звука в слоге и слове, а также характером нарушения произношения. Дети дошкольного возраста со стертой дизартрией практически не подмечают недостатки произношения в момент говорения; легче распознают ими дефекты в чужой речи, аналогичные собственным, а также в собственной речи, воспроизведенной через магнитофон. Распознавание нормативного и дефектного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искаженно произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной фонетической позиции (в закрытом слоге, середине слова, при стечении согласных звуков) [17, с.8].
У детей со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков.
Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные отклонения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов (особенно искажений звуков) в речи [17, с.9].
Методика обследования
Разработана методика, позволяющая выявить особенности фонематических процессов. Методика представляет собой модифицированный вариант с использованием заданий методик: Е.Ф. Архиповой [4], Г.А. Волковой [8], О.Б. Иншаковой [3].
Обследование фонематического слуха.
При исследовании фонематического слуха использовались задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.
•Узнавание неречевых звуков.
Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».
Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».
- гудок автомашины
- звон колокольчика
- переливание воды
- удары в бубен
3. Инструкция: «Скажи или покажи».
- Что шумит?
- Что гудит?
- Кто смеется?
- Что звучит?
- Что шуршит?
Предлагались игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагалось определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.
•Различение высоты, силы, тембра голоса.
Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».
Ребенка зовут по имени - 4 раза (каждый раз другой человек).
Произносят короткое [ау] - 4 раза (каждый раз другой человек).
2. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:
- кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко)
- свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)
- коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко)
- корова - теленок му (низко) му (высоко)
Предлагались картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.
•Различение слов, близких по звуковому составу.
Цель: изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:
шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;
баман, панан, банан, ваван, баван;
танки, фанки, шанки, танки, сянки;
витанин, митавин, фитамин, витамин;
бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;
альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;
квекта, кветка, клетка, клетта, тлеткаДетям показывали картинку и четко называли изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.
2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк».
(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)
[п - б, п' - б']: почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил;
[т - д, т' - д']: тачка - дачка, тоска - доска, подушка - кадушка, тина - Дина;
[к - г, к' - г']: класс - глаз, кора - гора, калька - галька, кит - гид, крот - грот;
[ф - в]: Фаня - Ваня, сова - софа;
[л - в, л' - в']: лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок;
[л - и, л' - й]: галка - гайка, стол - стой, галька - гайка; '
[р - л]: рожки - ложки;
[p - л']: роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, марина - малина;
[с - з]: суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза;
[с - ц]: свет - цвет, лиса - лица;
[ш - ж]: шар - жар, Луша - лужа;
[ч - щ]: челка - щелка, плач - плащ, дочь - дождь;
[ч - ш]: чурка - Шурка, кочка - кошка;
[ч - т']: челка - телка, печка - Петька, речка - редька;
[с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;
[с - ж]: сук - жук, сыр - жир, усы - уши;
[с - щ]: лес - лещ, плюс - плющ;
[с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь;
[з - ж]: роза - рожа, луза - лужа;
[м - м']: Мишка - мышка;
[л - л']: ел - ель, Юля - юла.
Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.
Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:
1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.
2. Словесно-контекстный способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.
3. Смешанный способ - объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.
3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».
Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак.
4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».
Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.
5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».
Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.
Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.
•Дифференциация слогов.
Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.
1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».
на-на-на-па
ка-ка-га-ка2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».
Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.
3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)
да-та-даба-па-бага-ка-га
та-да-тапа-ба-пака-га-ка
са-ша-саза-са-заца-са-цаша-са-шаса-за-саса-ца-сажа-ша-жача-тя-чаща-ча-ща
ша-жа-шатя-ча-тяча-ща-чара-ла-рала-ра-ла
Примечание: 1. Предлагались слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.
2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание уделялояь персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.
4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».
Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.
•Дифференциация фонем.
Цели:
исследование навыков дифференциации фонем;
проверка готовности к формировании звукового анализа.
1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».
Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т.д.) поднимали соответствующие картинки, которые раздавались заранее.
У - поездТ - молоток
А - ребенокВ - ветер
И - птичкаЗ - комар
М - короваЭ - жук
2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э].
3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».
(Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].)
Логопед повторяет группу гласных звуков - [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].
4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к].
5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:
- ао, уа, аи, ио- аиу, иао, уао, оиы- аоуи, иоуа, иыоу, аоыуЭто задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.
6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук».
Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.
[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];
[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];
[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];
[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];
[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].
Обследование фонематического восприятия.
1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове.
Инструкция. Ребёнок отвечает на вопрос: "Есть ли звук [Р] в слове рак?".
2. Показывает картинки с заданным звуком. Логопедом назывались картинки, ребёнку предлагалось найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный звук.
Инструкция: "Покажи все картинки, в которых ты слышал звук Л.
3. Услышать слово с заданным звуком. Ребёнку предлагают прослушать предложение и найти слово с заданным звуком.
Инструкция: "Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук В?" (Ворона сидит на суку).
4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называл слова, отличающиеся одним звуком, и просил ребёнка показать соответствующие им картинки.
Инструкция: "Покажи, где кот, а где год, где сова, а где софа. Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.
Обследование фонематического анализа.
1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»:
[а],
[ау],
[иоу],
2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.
4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»:
[а], [ауи], [иуа], [ау].
5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».
Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.
6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».
Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.
тан-ро-
пау-ко-
вени-со-
самоле-бегемо-
7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:
аистИванутка
арбузИльяулитка
альбомиголкаулица
8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».
9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:
малинаволныкапуста
молоковафликошка
10. Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»:
иголкаизбушка
улицаосы
осликиантилопа
Обследование фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Ребёнку предлагались слова из 3-5 звуков с сохранной звуко-слоговой структурой. Слова произносятся с небольшой паузой.
Инструкция: "Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или "подружи"), чтобы получилось слово: [С], [О], [К]; [К], [А], [Ш], [А];[Б], [у], [Л], [К], [А]".
Далее проверяется фонематический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой.
Инструкция: "Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нём поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе слово: Т, О, Р (К, А, У, Р; П, О, Ч, Т, А).
Обследование фонематических представлений (см. Приложение 5).
Это обследование даёт возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.
Ребёнку предлагается подобрать слово с определённым звуком. При этом логопед соблюдает последовательность звуков, сохранных в произношении нарушенных.
Инструкция: "Назови слово со звуком [М]" ([Б], [В], [Н], [Т], [Д], [К], [Г], [А]).
Затем: "Назови слово со звуком [С]" ([З], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]).
Перед ребёнком раскладываются предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например [С]-[З] (сумка, забор, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т.д.), ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну-картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую-со звуком [З].
Критерии оценки:
3 - высокий уровень
2 - средний уровень
1 - низкий уровень
Высокий – точное выполнение задания.
Средний – выполнение 0,5 задания верно.
Низкий – более 0,5 задания выполнено неверно.
Список литературы
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.—СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко.— СПб.: Издательство Лань, 1999.— 112 с. 3. Альбом для логопеда /О.Б.Иншакова. -2-е изд., испр. и доп.М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.—279 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2007. — 351с.
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
6. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1996. — 677с.
7. Винарская Е.Н. Дизартрия. — М.,2006г.— 165с.
8. Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие.— СПб.: Детство-Пресс, 2006.—144 с.
9. Вренёва Е.П. 16 вопросов логопеду // Здоровье детей. — 2008.— № 1.— С. 6-7.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
11. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенезили «особый» путь развития речи // Логопед.—2007.— №3.— с.26-32
12. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997. — 88 с.
13. ЖинкинН.И. Речь как проводник информации. — М.: Изд-во Наука, 1982. — 155с.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М.: Просвещение, 1985.— 207 с.
15. Лепская Н.И. Язык ребёнка. Онтогенез речевой коммуникации. — М.: Изд. МГУ, 1997.— 151 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. ШаховскойМ.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– СПБ.: Изд-во СОЮЗ, 2000. – 192 с.
18. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999. – 553 с.
19. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М.: АРКТИ, 2003.— 240с.
21. Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).—М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
23. Токарева О.А. Дизартрия. Расстройства речи у детей и подростков. — М.: Медицина, 1999. — 155 с.
24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. — 103 с.
25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ.– М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
26. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина—М.: Издательский центр Академия, 2003. — 240 с.
27. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи.— М.: АРКТИ, 1997. — 131 с.