Успешное сотрудничество с преподавателями спецдисциплин, как фактор внедрения стандартов третьего поколения

С переходом экономики Приднестровья на рыночные механизмы, стало ясно, выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Кроме того, в условиях рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.
Основным образовательным ориентиром сегодня становится развитие личности, её интеллектуального и творческого потенциала, который обращен в будущее и, наряду с решением актуальных проблем социального и профессионального бытия человека, ориентирован на его жизненную перспективу, определяет его способность к творческому восприятию и решению вновь возникающих жизненных задач. Исходя из этого, основная цель современного образования заключается не в простой совокупности знаний, умений и навыков, а в основанной на них личной, социальной и , профессиональной компетентности как способности самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию.
Гарантом реализации качественного образования является высокий профессиональный уровень педагога, характеризующийся сформированностью у него целостной педагогической позиции, способностью к творческой  самореализации  и наличием постоянно развивающегося личностного потенциала.
Реальное состояние педагогической науки свидетельствует о том, что существующая система повышения квалификации преподавателей по многим параметрам не соответствует современным требованиям. Прежде всего, это связано с ярко выраженной ориентацией данной системы на аспектно-фрагментарные образовательные цели повышения квалификации, а не на целостный подход, адекватный потребностям конкретных образовательных учреждений.
Существует разрыв между традиционными концепциями повышения квалификации педагогов и реальным процессом развития личности, динамикой развития образовательных учреждений.
Современной системе образования необходимы педагогические кадры, способные к системному восприятию педагогической реальности и продуктивному действию в ней, к проектированию, конструированию и осуществлению гуманистически направленных педагогических систем.
Применительно к педагогической профессии целесообразно говорить о профессиональной компетентности педагогов.
Профессиональная компетентность педагога как сложное функциональное образование становится центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба.
Развитие профессиональной компетентности преподавателей техникума осуществляется при наличии эффективного сотрудничества между заместителем директора по УР и педагогами, направленного на постоянный профессиональный и личностный рост преподавателей через систему внутреннего и внешнего профессионального обучения, а также посредством построения индивидуально-дифференцированных маршрутов саморазвития.
Сотрудничество представляет собой систему планомерного создания условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала преподавателей.
Для подготовки реализации новых требований стандартов III поколения к организации учебного процесса, проектированию учебных планов и программ по ГОС СПО администрацией нашего техникума была организована и проведена большая работа:
1. Проведение мониторинга готовности педагогического коллектива к внедрению ГОС 3 поколения.
2. Создание условий для изучения и обобщения опыта преподавателей других организаций профессионального образования, уже работающих в направлении внедрения стандартов 3 поколения (компьютеры с интернетом в библиотеке, а также Wi-Fi для работы индивидуально со своими планшетами и ноутбуками).
3. Проведение круглых столов с работодателями. Работодатели, выдвигали свои требования к профессиональным компетенциям выпускников тех или иных профессий и специальностей, что бы они хотели видеть от наших студентов на выпуске. И эти требования заложены в основу разработки ОПОП профессий и специальностей.
4. Так как в стандарте отсутствует количество часов, отводимых на отдельную дисциплину, а указано общее количество часов, отводимых на блок дисциплин, были созданы рабочие группы для разработки базисных учебных планов по каждой профессии и специальности техникума.
5. Работа цикловых методических комиссий техникума по разработке рабочих учебных планов по профессиям и специальностям техникума.
6. Привлечение работодателей, а также опытных педагогов техникума к распределению вариативной части БУП на дисциплины общепрофессионального цикла, профессиональных модулей и на практику с соблюдением показателей практикоориентированности учебных планов по профессиям НПО и специальностям СПО.
7. Организация работы методической службы с преподавателями по разработке рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей. На заседаниях ЦМК были рассмотрены рекомендации по разработке программ, а также преподаватели были ознакомлены с приказом, в котором в два этапа были закреплены ответственные за разработку программ дисциплин и модулей учебных планов. На первом этапе были разработаны программы дисциплин для 1 курса для групп нового набора (до отпуска), на втором этапе до 25 декабря, должны быть разработаны все остальные программы.
8. В настоящее время преподаватели работают над разработкой базы КОС по дисциплинам и профессиональным модулям для текущей промежуточной и итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями ГОС.
9. Совместная работа преподавателей с Заместителем директора по учебной работе и библиотекарем по формированию заявки на учебники согласно требованиям ГОС третьего поколения, и непосредственный заказ учебников по мере возможности. В настоящее время мы работаем с Бендерами по доставке учебников согласно нашей заявке.
10. Работа с преподавателями по разработке методических пособий по дисциплинам и модулям естественно согласно требованиям ГОС.
11. Ориентация на новые профессии и специальности. В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров этой трудовой сферы разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в тоже время возникло много новых профессий. Всё это потребовало существенного повышения степени гибкости профессионального образования, т.е. переориентации с «отмерших» профессий на «новые». И наш техникум не исключение, и в планах у нас открытие новых профессий и специальностей, которые сейчас находятся на рассмотрении в МП.

При работе над модулями преподаватели техникума столкнулись с тем, что, не смотря на значимость и целесообразность введения модулей в образовательный процесс, существуют определенные недостатки модульного обучения, которые заключаются в следующем:
1.на наш взгляд существенным недостатком является отсутствие единой нормативно-методической базы. Каждое учебное заведение «самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) СПО. Значит, количество часов, формы контроля, содержательное наполнение профессиональных модулей и междисциплинарных курсов в каждом учебном заведении будет свое.
2.внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса:

·подготовки соответствующей учебно-материальной базы;

·изменения планирования работы преподавателей;

·разработки необходимого методического обеспечения;

·организации контрольных проверок знаний;
3.процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;
4.для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.
Но, несмотря на все выявленные в период перехода к новым образовательным стандартам недостатки, работа преподавателями техникума, проводится на должном уровне.
И показателями этого являются то, что по согласованию с заказчиками были определены виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятии. Были разработаны учебные планы по каждой специальности и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практик (но пока еще в электронном варианте поскольку работа над программами практик еще ведется и будет рассматриваться на РМО зам по УПР). Ведется работа по обеспечению УМК, электронных лекций.
Были изучены и продолжают изучаться запросы потенциальных работодателей, через центр занятости населения; проводятся конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся; круглые столы с социальными партнерами.
ФГОС-3 предъявляет повышенные требования к педагогическому составу учебного заведения.
Есть требование о том, что преподаватели спец. дисциплин и мастера п/о обязаны проходить курсы повышения квалификации в профильных предприятиях и организациях каждые 3 года, и уже в этом учебном году наш техникум и я уверена что не только мы, запланировали стажировку на предприятиях города и района. Но опять же работа над положением по стажировке ведется в настоящее время на сколько я знаю ПГИРО.
«Доводка» на рабочем месте квалификации многих рабочих и особенно специалистов со средним профессиональным образованием занимает не один год, как хотелось бы работодателю, а минимум три, а во многих отраслях и пять. Основная проблема, как показывают результаты бесед с работодателями, в данном случае состоит в недостатке у выпускников не знаний, умений или навыков, а специфического умения исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности, связанного со степенью сформированности тех или иных компетенций.
Компетенция предъявляется, в первую очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности .
Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени, государства), образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг.
Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.
Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов / программ с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях.
Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение всей жизни»), поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования – с другой.
В практике экономически развитых стран сформировался ряд технологических подходов к разработке образовательных стандартов (как регионального, так и общенационального уровня). Все эти подходы, однако, имеют в своей основе общий механизм - разработку функциональной карты профессии, в основе которой лежит функциональный анализ.
Функциональный анализ начинается с установления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии) с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников. Этот этап функционального анализа называется «анализ потребностей в умениях». Под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня. Система профессионального образования должна иметь чёткие представления о том, для каких конкретных видов работ/профессиональной деятельности они осуществляют подготовку, а не просто готовить унифицированных работников, обладающих компетенциями, часть из которых, возможно, устарела. После выявления функций, т.е. реальных действий, выполняемых работником определенной профессии различных уровней квалификации, и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности, составляется так называемая функциональная карта.
Анализ потребности в умениях необходимо проводить на максимально возможной выборке предприятий, ориентированных на развитие, поскольку только так можно сформировать ориентиры на лучшие образцы профессиональной деятельности.
Анализ потребностей в умениях является начальным этапом длительного цикла разработки и реализации профессиональных стандартов, затем образовательных стандартов, затем модульных программ, основанных на компетенциях, который завершается оценкой преподавания модулей. Этот процесс сопровождается обновлением и корректировкой модулей в зависимости от достигнутых результатов. В связи с этим можно говорить о постоянном циклическом процессе развития, направленном на определение новых потребностей в обучении и обновление содержания обучения. Поскольку этот процесс определяется рынком труда, работодатели и их ассоциации должны тесно сотрудничать с учебными заведениями профессионального образования. Только такое сотрудничество может обеспечить необходимое качество обучения и соответствие необходимым стандартам.
Принцип социального партнёрства требует включенности в разработку стандартов различных социальных партнеров образовательных учреждений, коллегиального стиля разработки стандартов с привлечением в качестве экспертов работодателей, их объединений, представителей органов управления образованием, родительской общественности и др. В то же время принцип социального партнёрства предполагает не слепое следование представителей образовательной сферы за социальным заказом («принцип флюгера»), а его активную позицию в партнёрских отношениях.
Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определённой функции (вида) профессиональной деятельности, отражённой в профессиональном стандарте. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль в процессе получения студентом среднего профессионального образования должен особо оцениваться, а в перспективе – и отдельно сертифицироваться. Набор основных модулей в рамках того или иного ФГОС НПО / СПО образования может быть определён на основе функционального анализа профессиональной педагогической деятельности (см. выше).
В рамках каждого модуля осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов того или иного вида профессиональной деятельности.
Приведённый набор принципов не является исчерпывающим и может быть дополнен на основе других исследований. В то же время он является необходимым минимумом, обеспечивающим концептуальную основу для разработки ФГОС СПО и НПО на модульно-компетентностной основе.
Отдельно следует сказать о проблеме интеграции образовательного пространства в общеевропейское. Цель такой интеграции – обеспечить, прежде всего, более широкие возможности для циркуляции рабочей силы в условиях интеграции национальных экономик, в сочетании с усилением динамизма изменений в мире профессий. Если рабочий или специалист не будет обучаться по Российским стандартам, который котируется в Европе, он будет вынужден остаться в стране получения образования, даже если рынок труда не предоставит или лишит его рабочего места.
В соответствии с критериями готовности образовательного учреждения к введению и реализации ГОС третьего поколения техникум должен быть укомплектован квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к работе в условиях реализации ГОС нового поколения.
В условиях внедрения стандартов нового поколения, повышения требований к качеству подготовки специалистов, педагогический коллектив техникума – это профессионально подготовленный коллектив преподавателей, способный обеспечить качественное обучение и воспитание молодого поколения. В настоящее время техникум является конкурентоспособным учебным заведением, дающим возможность готовить квалифицированных специалистов с разносторонней подготовкой, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности и удовлетворяющих потенциальные запросы современного рынка труда.
Несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новые систему и стандарты, сложность и трудоемкость этого процесса, недостаточное ресурсное обеспечение, следует все-таки признать, что каждая организация профессионального образования получает шанс создать такие ОПОП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного профессионального образования.
15