Разработка урока по сольфеджио с индивидуализацией обучения Д7 и его обращения.


Урок сольфеджио с использованием технологии индивидуализации обучения.
Тема «Обращения Доминантового септаккорда».
Педагог: Кравченко Ирина Владимировна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Детской школы искусств Морозовского района.
Направление: музыка
Образовательный курс: сольфеджио
Возраст обучающихся: 10-12 лет, 5 класс ДШИ
Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер нотный материал, схемы, наглядные пособия ( разноцветные кубики ), карточки интервалов, карточки для диктанта, цветные мелки, шумовые инструменты ( бубен. ложки, треугольники )
 Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
Обучающие задачи: Закрепить теоретические сведения. Ввести новую терминологию. Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Развивающие задачи: Развивать музыкальное мышление. Развивать ладовые ощущения, музыкально-слуховые представления учащихся
Воспитывающие задачи: Воспитывать умение работать в группе. Воспитывать творческую активность учащихся. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Тип урока: Комбинированный
Виды деятельности: Интонационные упражнения, музыкальный диктант, практические и творческие задания, чтение с листа, слуховой анализ, анализ музыкального текста, упражнения на фортепиано.
Методические приемы: Анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительные, эвристические (частично поисковые), игровые, проблемный метод. Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в командах, проблемного обучения. Использование здоровьесберегающих технологий.

Образовательные ресурсы: Фролова «Сольфеджио» 4 класс. Калинина «Рабочая тетрадь по сольфеджио» 4 класс.
Организационная структура занятия.
1.Организационный момент: 10 мин
2. Объяснение нового материала: 10 мин
3. Практическое задание Построение в тональности Упражнение на фортепиано Чтение с листа, анализ музыкального текста. Музыкальный диктант из карточек Слуховой анализ. 25 мин
4 Физминутка: 3 мин.
5.Закрепление материала: 15мин.
6. Итоги занятия, рефлексия. Домашнее задание. 5 мин.
Конспект урока
Деятельность обучающихсяДеятельность педагога
1.Организационный момент.
Приветствие учителя. Вхождение в тему: объявление темы урока «Доминантовый септаккорд». Постановка цели на данном этапе урока. чтобы дальнейшая работа учащихся на занятии была эффективной: настроиться на работу, которая приносит радость и открытие чего-то нового, как и каждое наше занятие, постараться проявить себя в знании теоретического материала. Педагог должен почувствовать, в каком настроении сегодня каждый из детей, ведь мы сотрудничаем четвёртый год. Шумных (двое детей) призвать к дисциплине, излишне робких (трое) поддержать ,настроить на то, что всё получится, быть активнее, не бояться и получить удовольствие от нашей совместной работы.
Музыкальные «ответы» учителю.
Музыкальное приветствие. Создание эмоционального настроя учащихся через приветствие педагога(по звукам обращения Д7) Пение «Здравствуйте, мальчики» (дети - «Здравствуйте»), «Здравствуйте. девочки» (дети - «Здравствуйте»). «Здравствуйте, ребята» (все дети - «Здравствуйте»).
Пеиие гамм вверх, играя на ложках (1 ряд, вниз (на треугольниках (2 ряд).Ученики работают по наглядному пособию. Интонационно-ритмическая работа. Педагог предлагает вспомнить известные нам ритмические рисунки и изобразить их в пении гамм (поочерёдно мажорной и минорной на слог «ля»). Стучит пульс музыки на бубне. На плакате - фигуры из четверти с точкой и восьмой, дробный, пунктирный ритм, синкопа внутритактовая и ритм с триолью.
Ученики отбрасывают мяч учителю, отвечая на вопросы. Блиц-опрос теории. Игровой метод Педагог бросает лёгкий мячик по очереди ученикам, задавая вопросы (зная своих учеников - вопросы соответственно способностям, темпераменту и быстроте реакции детей).
2 звука в музыке… (интервал);
созвучие из трёх и более звуков… (аккорд), сколько ступеней в терции… (три); что за интервал – фа-си бемоль… (кварта); какие секунды встречаются в аккордах… (большие);минор повышенной 7 ступенью… (гармонический). Названия главных ступеней лада… (тоника, субдоминанта, доминанта).Какая октава ниже первой…(малая)Перенос нижнего звука на ч.8 вверх или наоборот…(обращение)
Интервал, который делит октаву пополам…(тритон).Сколько звуков в септаккорде…(четыре).Сколько малых терций в Доминантовом септаккорде?...(2)
Похвала педагога за хорошую разминку.
Дети выкладывают кубики проговаривая вслух  названия звуков трезвучия 5 ( квинта) – квинтовый тон ( кубик желтого цвета ) 3 ( терция )- терцовый тон ( кубик синего цвета ) 1 ( прима ) – основной тон ( кубик красного цвета ) Дидактическая игра с кубиками для повторения «Обращения трезвучия».
Педагог использует метод «Создания ситуации успеха». Выбирает самых робких учеников, так как задание простое. «Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия и выполним перемещения.
Повторим названия обращений: первое обращение – секстаккорд ( Т 6 ) второе обращение – квартсекстаккорд ( Т 6 4 )
Играют в тональности трезвучия с обращениями. Остальные смотрят и пропевают нотами и словами «Добрый день», «Спать пора» Вызываются «средние» ученики.
Выкладывают из карточек мажорные и минорные аккорды Б6 М6 Б64 М64  Педагог использует эврестический метод, организует подгруппу из сильных учеников и предлагает проверить себя в задании на «Строение обращений мажорного и минорного трезвучий»
2.Объяснение нового материала. Обращения Д7.
Педагог ставит конкретную учебную цель перед обучающимися –внимательно слушать. запоминать объяснение новой темы. Попробовать сообразить почему даны такие названия аккордам. почему они так разрешаются.
Педагог внимательно следит за интересом учащихся, определяет уровень внимания обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; При необходимости играет и поёт популярные эстрадные и народные мелодии, где есть изучаемые аккорды. Мотивирует учебную активность обучающихся в ходе освоения нового учебного материала через осознанное и более лёгкое разучивание пьес по специальности.
Дети разучивают смешные слова про «ордена секунды» и подпевают при повторном звучании песенки. Педагог объясняет тему «Обращения Д7» через песенку Кирюшина в аудиозаписи «У Доминанты было 3 сына».
Далее педагог использует «проблемно-поисковый метод» Показывает наглядное пособие и предлагает детям объяснить почему так названы аккорды и какая логика в их обозначениях с помощью наводящих вопросов, если потребуется
3.Практические задания
Цели которые педагог ставит перед обучающимися на данном этапе занятия- увидеть многообразие использования данного аккорда в мелодиях и аккомпанемента; учиться уверенно пользоваться теоретическими знаниями в практической работе.
Задачи педагога - подобрать интересный музыкальный материал для успешного закрепления темы, использовать традиционные и инновационные методы
Работа в нотной тетради. Метод повторения. Педагог предлагает списывать образец, так как это одна из самых важных тем в сольфеджио и музыкальной грамоте. Мотивирует, что будет легче запоминаться аккордовые последовательности в произведениях по специальности
Остальные пропевают нотами и показывают на «немой клавиатуре» на партах Педагог играет на фортепиано с пропеванием в соль мажоре и ля миноре желающих учащихся. напоминает детям
о наглядном пособии при возникающем затруднении.
Ученики анализируют по плану: тональность, размер, строение периода. Поют. Выполняют задание педагога. Чтение с листа. Всем предлагается поработать в «Рабочей тетради», определить движение по обращениям Д7. Педагог объясняет критерии успешной работы: чистое, ритмичное пение, правильное дирижирование. Умение анализировать музыкальные построения для того чтобы осознано исполнять музыку на уроках специальности и в самостоятельной музыкальной жизни.
Самомассаж плеч. «Часики» -упражнение для головы. Упражнение «Цветок» на музыку Штейбельта «Адажио».

5.Закрепление материала.
Педагог ставит конкретную учебную цели перед обучающимися: «Мы постараемся закрепить знания о строении аккордов Д65,Д43,Д2..Научимся играть их на инструменте.Цель педагога добиться хорошего усвоения теоретического составляющего, накопления слухового опыта на данном этапе занятия; Задача-организовать индивидуальные задания по парам из детей разных способностй, для того, чтобы «подтягивать» более слабых к «сильным» и в соревновательной форме провести диагностику Педагог объясняет критериии, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала-полное, правильное выполнение задания 5 баллов, небольшая ошибка-4 балла,2-3 ошибки-3 балла.
Метод реагирования на ситуацию, когда педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал -попросить объяснить ещё раз сильному ученику. дать подобные карточки для домашней работы.
Дети смотрят видео Наумовой «Обращения Д7» и пропевают то, что их просят с помощью вопросительных знаков. Педагог предлагает посмотреть обучающее видео и закрепить знания через активное участие в данном материале, где предлагается допевать недостающие звуки в обращениях Д7, а потом в их разрешениях.
Ученики анализируют по плану: тональность, размер, строение периода. Поют. Выполняют задание педагога. Чтение с листа. Всем предлагается поработать в «Рабочей тетради», определить движение по обращениям Д7.
Учащиеся должны выстроить мелодию по данному ритму. Пары выходят и играют на ф-но в разных регистрах. Работа по карточкам в разнородных парах. Педагог раздаёт карточки, где выписаны разнообразные ритмические рисунки, под ними стоит одно из обозначений обращения Д7Дети определяют вслух лад, тональность по настройке от «ля», размер. Дирижируют при повторном прослушивании и выполняют данное каждому задание. Музыкальный диктант. Педагог организует подгруппы. Слабым детям предлагаю сложить мелодию из карточек за 4 прослушивания. Детям посильнее - записать мелодию полностью, так как в группе есть дети с абсолютным слухом (одна ученица) и хорошим относительным слухом (двое).
– красным цветом секстаккорды, синим цветом квинтсекстаккорды, зеленым цветом - терцквартаккорды, белым- секундаккорды. Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Игра «Разноцветные аккорды». Дети делятся на 2 команды, где есть и сильные и слабые учащиеся. Раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить обращения Д7.
6. Итоги занятия, рефлексия.
Дети выбирают смайлики, подходящие их настроению. Получают оценки.
д/з: Выучить наизусть «образец» в тетради. Петь данные мелодии из учебника, подобрать аккомпанемент. Сочинить 2 мелодии (в мажоре и миноре) с участием аккордов Д7 и его обращений. Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Как вы думаете, были ли они достигнуты? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению. Педагог выставляет оценки, объясняет критерии.  Напутствует учеников заниматься и, особенно важно. проигрывать все аккорды на инструменте.