адаптированная ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ русский язык для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта


Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
ХМАО – Югры «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат VIII вида»

Утверждено:
педагогическим советом КУ «Леушинская
школа – интернат
VIIIвида» протокол № _________
от «____»_________________ 2014 г.
Утверждаю:
директор КУ «Леушинская
школа – интернат
VIIIвида»
_______________________ В.Т. Гречаная
«____»_________________ 2014 г.
адаптированная ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
русский язык
для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта
(II ступень)
на 2014/2015 учебный год
с.Леуши, 2014г.
Составитель: учитель Н.В.Носова
Адаптированная программа по русскому языку для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта направлена на овладение элементарными знаниями по предмету, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. В адаптированной программе представлены разделы изучения курса русского языка в 6 классе сложной структуры дефекта, определены темы, их последовательность, количество часов. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей данной категории, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Адаптированная составлена на основеобразовательной программы обучения детей со сложной структурой дефекта по предмету «Русский язык»для учащихся 6 класса, составитель Носова Н.В.; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, М.: Просвещение, 2000.
Адаптированная программа утверждена на заседании методического совета,
Протокол № ____ от «____» _______________ 2014 г.
Председателем методического совета _______________ В.Т.Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2014 г.
Руководитель методического объединения ________________Е.С.Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе.
Дети сложной структуры дефекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.
Учащимся даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Цель преподавания русского языка для детей сложной структуры дефекта: выработка элементарных навыков грамотного письма.
Задачи:
- Развитие у учащихся устной и письменной речи;
- Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- Воспитание интереса к родному языку.
В программу включены разделы:
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная письменная речь.
В течение года учащееся продолжают совершенствовать графические навыки, овладевают элементарными сведениями по грамматике. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.
Программа рассчитана на 4 ч. в неделю. Всего- 136 ч.в год.
1 четверть - 36 часов
2 четверть - 28 часов
3 четверть - 40 часов
4 четверть - 32 часа
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
При обучении русскому языку следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Обучение детей сложной структуры дефекта носит практическую направленность, требующую от учащихся усвоения элементарных правил правописания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения (с помощью учителя);
выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове (с помощью учителя);
списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
писать под диктовку доступные по содержанию предложения (простые по структуре) и тексты.
Учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Русский язык
Тематическое планирование
6 класс ССД
№ п/п Тема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН Примечание
1 Повторение 9 Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Учащиеся должны уметь:
Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения (с помощью учителя);
Выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове (с помощью учителя);
Списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
Писать под диктовку доступные по содержанию предложения (простые по структуре) и тексты.
Учащиеся должны знать:
Алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
2 Звуки и буквы
38 Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова или подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или побора по образцу родственных слов. 3 Слово 31 Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. 4 Предложение 38 Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). 5 Связная письменная речь (7) Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (15-25 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Темы связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку
6 Повторение пройденного за год 20 Русский язык
Календарно - урочное планирование
6 класс ССД
(136 ч. в год, 4 ч. в неделю)
Тема раздела,
урока Содержание деятельности Кол.
час Дата Цель Обязательный минимум ЗУН Тип
урока Методы урока
1 четверть - 36 ч.
Повторение 9 1-2 Практическое построение простого предложения. 1.Работа с сюжетными картинками, учебником по составлению
предложений.
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём. 2
Учить строить простые предложения. Уметь составлять и распространять простые предложения с помощью учителя.
Вводный
Комбинир. словесный наглядный
практическ
3-4 Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам
1.Работа с сюжетными картинками,
2.Выполнение заданий учебника по составлению
предложений.
3.Работа в тетрадях.
4.Работа со словарём. 2
Учить ставить слова в нужную форму по вопросу, составлять предложения Уметь устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя. Комбинир. словесный наглядный
практическ
5 Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме 1.Работа с сюжетными картинками,
2.Выполнение заданий учебника по составлению
предложений.
1
Систематизировать знания учащихся о предложении Уметь составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам. Комбинир. словесный наглядный
практическ
6-7 Заканчивание предложений. 1.Работа с сюжетными картинками.
2.Выполнение заданий учебника по составлению
предложений.
3.Работа в тетрадях 2
Систематизировать знания учащихся о предложении Уметь составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания. Комбинир. наглядный
практическ
8-9 Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. 1.Работа с текстами.
2.Составление предложений по сюжетным картинкам. 2 Систематизировать знания учащихся о предложении Уметь составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам. Комбинир.
Закреплен словесный наглядный
практическ
Звуки и буквы. 38 10-11 Алфавит. 1.Чтение алфавита
2.Расположение слов в алфавитном порядке
3.Выполнение заданий с предметными картинками.
4.Работа по карточкам. 2
Учитьправильно называть буквы алфавита. Знать алфавит
Изучение нового
Комбинир словесный наглядный
12 Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. 1.Составление и запись рассказа по серии картинок под руководством учителя. 1 Развивать устную и письменную связную речь. Уметь составлять предложения, связанные между собой с помощью учителя. Изучение нового наглядный
практическ
13-14 Входная контрольная работа.
Работа над ошибками.
1. Письмо под диктовку.
2.Выполнение грамматического задания.
3.Работа по индивидуальным карточкам. 2
Определить степень устойчивости знаний учащихся;
наметить меры по устранению выявленных пробелов Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы. Контрольн практическ
15-17 Употребление ь на конце и в середине слова.
1.Выполнение заданий с предметными картинками.
2.Работа по карточкам
3. Работа по учебнику и в тетради.
4.Звукобуквенный анализ слова. 3 Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу. Уметь выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове с помощью учителя Изучение нового
Комбинир. словесный наглядный
практическ
18-20 Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и
1.Выполнение заданий с предметными картинками.
2.Работа по карточкам слов с пропущенной буквой.
3.Работа в тетради
4.Звукобуквенный анализ слова. 3 Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу.
Уметь анализировать слова по звуковому составу;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги. Изучение нового
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
21 Сочетание гласных с шипящими.
1.Отгадывание загадок
2.Выполнение задания по учебнику
3.Работа по карточкам в тетради
4.Работа с пословицами. 1 Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими. Уметь выделять и дифференцировать звуки с помощью учителя Изучение нового словесный наглядный
22 Правописание жи, ши.
1.Упражнения на правописание жи, ши.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами. 1 Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими. Уметь правильно писать слова с жи, ши Комбинир. словесный наглядный
практическ
23 Правописание ча, ща. 1.Упражнения на правописание ча, ща.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами. 1 Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими. Уметь правильно писать слова с ча, ща Комбинир словесный наглядный
практическ
24 Правописаниечу, щу 1.Упражнения на правописаниечу, щу.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами. 1 Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими. Уметь правильно писать слова счу, щу Комбинир словесный наглядный
практическ
25 Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
1.Упражнения.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами. 1 Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими. Уметь правильно писать слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу. Закреплен словесный наглядный
практическ
26-28 Правописание звонких и глухих согласных в конце слов.
1.Выполнение заданий по предметным картинкам.
2.Игра «Один – много».
3.Заучивание правила
4.Работа в тетрадях 3 Развивать фонематическое восприятие.
Учить определять на слух разницы в звучании парных согласных. Уметь анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя Изучение нового
Контрольн словесный наглядный
практическ
29-31 Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.
1.Работа по карточкам 2.Словарно-орфографическая работа.
3.Работа в тетрадях – выполнение упражнения. 3
Развивать фонематическое восприятие.
Учить определять на слух разницы в звучании парных согласных. Уметь различать звонкие и глухие согласные Комбинир. словесный наглядный
практическ
32-34 Проверка написания путем изменения формы слова или подбора (по образцу) родственных слов.
1.Работа с таблицей «Звонкие и глухие согласные».
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа с предметными картинками. 3
Развивать фонематическое восприятие. Уметь различать звонкие и глухие согласные Комбинир. словесный наглядный
практическ
35-36 Контрольная работа за 1 четверть
Работа над ошибками. 1.Письмо под диктовку с выполнением грамматического задания.
2.Анализ работ.
3.Работа над ошибками. 2 Проверить ЗУН по изученным темам в четверти Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы Контрольн. Практическ.
II четверть - 28 ч.
1 Ударение. 1.Работа по картинкам
2.Словарно-орфографическая работа 3.Работа по заданию: закончи предложения (Ударный слог – это слог, который …) 1
Развивать умение находить в слове ударный слог. Уметь различать гласные ударные и безударные Изучение нового словесный наглядный
практическ
2-3 Различение ударных и безударных гласных.
1.Упражнения на различение ударных и безударных гласных.
2.Работа в тетрадях.
3.Разгадывание загадок.
4.Работа с предметными картинками. 2
Развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова Уметь различать гласные ударные и безударные Комбинир. словесный наглядный
практическ
4-7 Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или побора по образцу родственных слов. 1.Работа у доски «Вставь пропущенную букву»
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа по карточкам.
5.Проверочная работа. 4
Формировать умение находить проверочные слова Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя Изучение нового
Комбинир. словесный наглядный
практическ
8-10 Непроверяемые безударные гласные 1.Работа по картинкам
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Словарный диктант 3 Упражнять в написании слов с непроверяемыми безударными гласными Знать словарные слова Комбинир. словесный наглядный
практическ
11 Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и вопроснику Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания 1 Развивать устную и письменную связную речь С помощью учителя составлять рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику. Изучение нового практическ
Слово 31 12-13 Различение основных категорий слов в тексте по вопросам. Названия предметов.
1.Работа по карточкам
2.Работа по таблице
3.Постановка вопросов к предметам.
4.Игра «Кто или что?»
5.Работа в тетради 2 Учить ставить вопрос что это? к словам, обозначающим предметы. Уметь устанавливать связи между словами по вопросам Изучение нового
Комбинир. словесный наглядный
14-15 Различение основных категорий слов в тексте по вопросам. Названия действий.
1.Работа с предметными картинками.
2.Игра «Кто как голос подает».
3.Работа с учебником
4.Разучивание правила 2
Развивать умения соотносить название предмета и действия Уметь устанавливать связи между словами по вопросам Комбинир. Словесный,
наглядный
16-17 Различение основных категорий слов в тексте по вопросам. Названия признаков. 1.Работа по таблице
2.Выполнение заданий на карточках со словами.
3.Работа по учебнику и в тетради
4.Списывание с заданием 2 Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим признаки Уметь ставить вопросы к признаку и определять предмет по ряду признаков Комбинир.
закреплен Словесный,
наглядный
18-19 Различение основных категорий слов в тексте по вопросам,
правильное употребление их в связи друг с другом 1.Работа с предметными картинками.
2.Выполнение заданий на карточках со словами.
3.Работа со словарём
2
Развивать умения соотносить название предметов, действий и признаков предмета Уметь устанавливать связи между словами по вопросам Комбинир. словесный наглядный
практическ
20 Проверочная работа «Название предметов, действий, признаков»
Работа над ошибками. 1.Работа с предметными картинками.
2.Выполнение заданий по теме
3.Работа со словарём 1
Проверить знания учащихся по данной теме Уметь писать под диктовку Контрольн практическ
21 Имена собственные. 1.Работа по таблице
2.Выполнение задания по карточкам
3.Работа в тетрадях
4.Игра «Большая буква» 1 Развивать умения правильно писать имена собственные Уметь применять изученное правило при письме Изучение нового словесный,
наглядный
22-23 Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей 1.Работа по таблице
2.Выполнение задания по карточкам
3.Работа в тетрадях
4.Игра «Весёлые рифмы» 2 Развивать умение правильно писать имена собственные Уметь применять изученное правило при письме Комбинир. словесный наглядный
практическ
24 Большая буква в именах собственных. 1.Выполнение заданий по картинкам.
2.Игра «Сложи имена».
3.Работа с учебником.
4.Письмо под диктовку 1 Развивать умение правильно писать имена собственные Уметь применять изученное правило при письме Комбинир. словесный наглядный
практическ
25 Адрес на конверте 1.Написание домашнего адреса, адреса школы 1 Формировать умение оформлять деловые бумаги Уметь писать домашний адрес, адрес школы с помощью учителя Изучение нового словесный наглядный
практическ
26 Правописание слов на изученные правила 1.Работа в тетради по выполнению заданий с карточек
2.Работа с учебником
3.Повторение правил 1 Развивать фонематическое восприятие Уметь применять изученное правило при письме Закреплен практическ
27-28 Контрольная работа за 2 четверть.
Работа над ошибками 1.Работа по индивидуальным карточкам.
2. Письмо под диктовку.
3.Выполнение заданий по пройденным темам 1
1 Проверить ЗУН.
Развивать слуховое восприятие, внимание Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы Контрольн практическ
III четверть - 40 ч.
1-2 Предлоги до, без, над, около, перед. 1.Работа с сюжетными картинками.
2.Работа в тетради по выполнению заданий с карточек
3.Работа с учебником 2 Развивать умение выделять предлоги в тексте Уметь применять изученное правило при письме Изучение нового
Комбинир словесный,
наглядный
3-4 Раздельное написание предлогов с другими словами. 1.Работа с сюжетными картинками
2.Упражнения на раздельное написание предлогов с другими словами
3.Словарно-орфографическая работа. 2 Упражнять в раздельном написании предлогов со словами Уметь применять изученное правило при письме Комбинир словесный наглядный
практическ
5-6 Разделительный ъ. 1.Работа с предметными картинками
2.Упражнения на написание слов с разделительным ъ.
3.Словарно-орфографическая работа.
4.Составление объявления 2 Учить писать слова с разделительным ъ;
Развивать фонематическое восприятие Уметь выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове с помощью учителя Изучение нового
комбинир словесный наглядный
практическ
7-9 Родственные слова. 1.Упражнения на умение находить родственные слова
2.Работа по иллюстрациям учебника 3 Формировать умение определять родственные слова Уметь определять родственные слова Изучение нового
Комбинир
Закреплен словесный наглядный
10-11 Общая часть родственных слов (корень) 1.Упражнения на нахождение в группе родственных слов корня.
2.Подбор родственных слов, составление предложений с этими словами
3.Игры со словами 2 Учить находить и выделять корень в словах С помощью учителя находить и выделять корень в группе родственных слов Изучение нового
Комбинир словесный наглядный
практическ
12-13 Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике 1.Работа со словарем
2.Работа с предметными картинками
3.Работа с пословицами
4.Словарный диктант 2 Учить пользоваться словарем, данным в учебнике;
Упражнять в правописании слов с непроверяемыми написаниями Знать расположение слов в словаре в алфавитном порядке.
Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
14 Проверочная работа по теме «Родственные слова». 1.Выполнение теста
2.Игры со словами 1 Проверить ЗУН.
Развивать внимание Уметь применять изученные правила, знания Контрольн практическ
Предложение 38 15-18 Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится. 1.Упражнения на членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится 4 Формировать умение ставить вопрос к главным членам предложения, находить подлежащее Уметь ставить знаки препинания в конце предложения. Изучение нового
Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
19-22 Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. 1.Упражнения на членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. 4 Формировать умение ставить вопрос к главным членам предложения, находить подлежащее и сказуемое Уметь ставить знаки препинания в конце предложения. Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
23-25 Упражнения в составлении предложений. 1.Упражнения в составлении предложений.
2.Работа с сюжетными картинками.
3.Работа с деформированными предложениями. 3 Упражнять в составлении предложений Уметь составлять предложения с помощью учителя Закреплен словесный наглядный
практическ
26 Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. 1.Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
2.Работа в тетрадях, по карточкам 1 Развивать связную письменную речь С помощью учителя восстанавливать деформированный текст Комбинир словесный
практическ
27-28 Распространение предложений. 1.Работа с иллюстрациями, предметными картинками.
2.Игры со словами 2 Развивать устную речь Уметь распространять предложения с помощью учителя Изучение нового
Комбинир словесный наглядный
практическ
29-31 Установление связи между словами в предложениях по вопросам. 1.Работа с деформированными предложениями
2.Работа с пословицами 3 Формировать умение ставить вопрос к словам в предложениях Уметь устанавливать связи между словами по вопросам Комбинир словесный наглядный
практическ
32-33 Знаки препинания в конце предложения (точка) 1.Упражнения на определение предложений по интонации (цели высказывания).
2.Работа над выразительным прочтением четверостиший.
3.Работа по сюжетным картинкам. 2 Учить различать по интонации предложения; произносить с нужной интонацией, ставить знак препинания в конце предложения Уметь ставить знаки препинания в конце предложения Комбинир словесный наглядный
практическ
34-35 Знаки препинания в конце предложения (вопросительный знак). 1.Упражнения на определение предложений по интонации (цели высказывания).
2.Работа над выразительным прочтением четверостиший.
3.Работа по сюжетным картинкам. 2 Учить различать по интонации предложения; произносить с нужной интонацией, ставить знак препинания в конце предложения Уметь ставить знаки препинания в конце предложения Комбинир словесный наглядный
практическ
36-37 Знаки препинания в конце предложения (восклицательный знак). 1.Упражнения на определение предложений по интонации (цели высказывания).
2.Работа над выразительным прочтением четверостиший.
3.Работа по сюжетным картинкам. 2 Учить различать по интонации предложения; произносить с нужной интонацией, ставить знак препинания в конце предложения Уметь ставить знаки препинания в конце предложения Комбинир словесный наглядный
практическ
38 Изложение небольшого текста по данным учителем вопросам. 1.Работа по сюжетной картине.
2.Работа с деформированным текстом.
3.Письменное изложение текста по вопросам. 1 Развивать связную письменную речь С помощью учителя излагать небольшой текст по данным вопросам Закреплен словесный наглядный
практическ
39-40 Контрольная работа за четверть.
Работа над ошибками. 1.Письмо под диктовку
2.Выполнение грамматического задания 2 Проверить ЗУН Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные правила правописания Контрольн практическ
IV четверть -32ч.
1-6 Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. 1.Работа с сюжетными картинками
2.Упражнения на установление связи между словами в предложении по вопросам.
3.Нахождение подлежащего и сказуемого в предложениях. 6 Формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам, находить главные члены предложения. Уметь устанавливать связи между словами по вопросам. Изучение нового
Комбинир словесный наглядный
практическ
7-10 Второстепенные члены предложения. 1.Распространение предложений
2.Работа с учебником.
3.Работа с текстом. 4 Формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам Уметь устанавливать связи между словами по вопросам, распространять предложения с помощью учителя Изучение нового
Комбинир словесный наглядный
практическ
11-12 Контрольная работа «Главные и второстепенные члены предложения»
Работа над ошибками. 1.Письмо под диктовку с выполнением грамматического задания.
2.Анализ работ.
3.Работа над ошибками. 2 Проверить ЗУН по теме Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные правила правописания Контрольн. Практическ.
Повторение пройденного 20 13 Родственные слова. Корень 1.Упражнения на нахождение в группе родственных слов корня.
2.Подбор родственных слов, составление предложений с этими словами
3.Игры со словами 1 Учить находить и выделять корень в родственных словах Уметь находить и выделять корень в группе родственных слов с помощью учителя Комбинир словесный наглядный
практическ
14 Разделительный мягкий знак 1.Выполнение заданий с предметными картинками.
2.Работа по карточкам
3. Работа по учебнику и в тетради.
4.Звукобуквенный анализ слова. 1 Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу. Уметь выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове с помощью учителя Комбинир словесный наглядный
практическ
15 Разделительный твердый знак 1.Работа с предметными картинками
2.Упражнения на написание слов с разделительным ъ.
3.Словарно-орфографическая работа. 1 Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу. Уметь анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя Комбинир словесный наглядный
практическ
16 Гласные после шипящих 1.Отгадывание загадок
2.Выполнение задания по учебнику
3.Работа по карточкам в тетради
4.Работа с пословицами. 1 Закреплять правописание гласных после шипящих Знать правописание гласных после шипящих, уметь применять изученные правила при письме Комбинир словесный наглядный
практическ
17-18 Правописание безударных гласных 1.Работа у доски «Вставь пропущенную букву»
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа по карточкам.
5.Проверочная работа. 2
Развивать умение находить проверочные слова Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
19-20 Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова 1.Работа с таблицей «Звонкие и глухие согласные».
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа с предметными картинками. 2
Развивать умение находить проверочные слова Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
21-22 Названия предметов, действий и признаков 1.Работа с предметными картинками.
2.Выполнение заданий на карточках со словами.
3.Работа со словарём
2
Развивать умение соотносить название предметов, действий и признаков предмета Уметь устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
23 Имена собственные 1.Выполнение задания по карточкам
2.Работа в тетрадях
3.Игра «Большая буква» 1 Развивать умения правильно писать имена собственные Уметь применять изученное правило при письме Комбинир словесный наглядный
практическ
24 Правописание предлогов 1.Нахождение в тексте предлогов.
2.Упражнения на правописание предлогов.
3.Работа по сюжетным картинкам 1 Упражнять в правописании предлогов Уметь применять изученное правило при письме (предлоги пишутся со словами раздельно) Комбинир словесный наглядный
практическ
25 Описание несложных знакомых предметов по коллективно составленному плану в виде вопросов. 1.Коллективное составление плана в виде вопросов.
2.Описание несложных знакомых предметов по плану 1 Развивать связную письменную речь Уметь описывать несложные знакомые предметы по плану в виде вопросов с помощью учителя Комбинир словесный наглядный
практическ
26-27 Знаки препинания в конце предложения. 1.Упражнения на определение предложений по интонации.
2.Работа по сюжетным картинкам. 2 Учить различать по интонации предложения; ставить знак препинания в конце предложения Уметь ставить знаки препинания в конце предложения Комбинир
Закреплен словесный
практическ
28-29 Главные и второстепенные слова в предложении. 1.Упражнения на установление связи между словами в предложении по вопросам.
3.Нахождение главных и второстепенных членов предложения. 2 Развивать умение устанавливать связи между словами по вопросам, находить главные и второстепенные члены предложения. Уметь устанавливать связи между словами по вопросамс помощью учителя Комбинир
Закреплен словесный наглядный
практическ
30 Составление и написание небольшого письма родным, товарищам. 1.Работа с деформированным текстом.
2.Работа по плану.
3.Словарно-орфографическая работа.
4.Коллективное составление письма под руководством учителя. 1 Развивать связную письменную речь Уметь с помощью учителя составить и написать письмо. Комбинир словесный
практическ
31-32 Контрольная работа за год.
Работа над ошибками. Работа выполняется на листах заверенных администрацией 1
1 Проверить знания по пройденным темам в 3 классе Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы Контрольн практическ
Учебно-методический комплекс
Учебная программа Учебники Методический материал Дидактический материал Дополнительная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,
1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой: программа «Русский язык» (автор В.В.Воронкова) для 4 класса, М.: Просвещение, 2009.
Русский язык учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, М.: Просвещение, 2000.
-А.К.Аксёнова
С.И.Харламов
Сборник диктантов для вспомогательной школы
Издательство «Просвещение»
Москва 2000
-Словарные слова: 1-2 кл./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.:ООО «Издательство Астрель» 2002.
-А.К. Аксёнова
Э.В.Якубовская
Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы
Книга для учителя
Москва «Просвещение» 1987
-Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов/ А.К.Аксенова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. Таблицы по темам: предложение, гласные и согласные буквы, предлоги, алфавит, ударение, разделительный ь, гласные после шипящих, парные звонкие и глухие согласные.
Репродукции картин.
Карточки для индивидуальной работы.
Игровые упражнения.
Словарные слова.
-В.Волина
1000 игр с буквами и словами
Занимательный русский язык
Москва АСТ-Пресс
1996
-А.К.Аксёнова, С.И.Харламов
Сборник диктантов для вспомогательной школы
Издательство
«Просвещение»
-И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.;
-О.Н.Крылова,Л.Самсонова Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.
-Речь и общение. Пособие для педагогов и родителей. О.А.Белобрыкина.- Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
-О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.