АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету РЕМЕСЛО (для детей со сложной структурой дефекта)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от_____________ 2016 г. №_________




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

РЕМЕСЛО
(для детей со сложной структурой дефекта)

5 «Б» КЛАСС



Составитель: Маковеева Светлана Васильевна – учитель трудового обучения



2016 год
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО
МО учителей – предметников методическим советом
Протокол от «____»___________2016г. №___ Протокол от «____»___________2016г. №____
Руководитель МО Председатель методического совета
_____________________А.В. Глушак ___________________Лапутько Л.Е.












Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ремесло» для обучающихся 5 класса со сложной структурой дефекта, разработана на основании Нормативно-правовых документов для разработки адаптированных рабочих программ:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:
- приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;
- приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;
- приказ от 19.08.2016 № 217 «Об утверждении учебных планов на 2016-2017 учебный год»

Статус документа
Настоящая программа составлена на основе учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный предмет решает общеразвивающие, социокультурные и практические задачи.
Структура документа
Структура рабочей программы по ремеслу является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист;
Пояснительную записку;
Требования к уровню подготовки обучающегося;
Основное содержание тем учебного курса;
Календарно-тематический план;
Здоровьесберегающие технологии на уроке;
Перечень учебно-методического обеспечения;
Список литературы (основной и дополнительной);
Приложения к программе (контрольно-измерительные материалы).
Настоящая программа по учебному предмету «Ремесло» составлена на 204 часа (6 часов в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Программа ориентирует на повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Развитие трудовых навыков у школьников с особыми образовательными потребностями возможно только при наличии специальной подготовки обучающихся, опоры на их возможности (природные и социальные задатки), учете состояния их здоровья.
Обучающиеся 5 «Б» класса, имеют сложную структуру дефекта - это категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - имеют одно или несколько системных нарушений. В классе 6 подростков. У всех – тяжёлая (глубокая) умственная отсталость, снижение зрения, нарушение осанки. Соответственно, у детей значительно нарушены все психические процессы: ослаблена память, неустойчивое внимание, плохая переключаемость с одного вида работы на другой, снижена эмоциональная сфера, творческое воображение. Наблюдается отставание в развитии мелкой моторики: недостаточно дифференцированы мелкие движения пальцев, артикуляционного аппарата.
У обучающихся 5 «Б» класса наблюдается нарушение сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. При рисовании предметов, искажают их форму. При раскрашивании, выходят за контуры изображения. 2 обучающихся путают цвета. Очень важным условием для формирования личности таких детей является развитие их творческого начала, обогащение чувственного опыта, развитие фантазии и воображения. И определяющим методологическим принципом создания социокультурной среды для них будет принцип построения и развития партнёрских отношений всех субъектов образовательного процесса, т.е. педагогов, родителей, социума. 
На занятиях преподавание ведется в нескольких направлениях: воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, любознательности; формирование чувства прекрасного, эстетического вкуса; развитие умения перевоплощаться; развитие моторики и формирование практических навыков работы с различными материалами и инструментами.

Цель обучения: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
1.1. Формировать специальные трудовые знания и умения учащихся согласно программным требованиям.
1.2. Формировать умение участия в трудовых отношениях в условиях коллективной работы.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
2.1. Развивать и корректировать психические функции обучающихся в процессе учебной и трудовой деятельности.
2.2 .Развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу обучающихся в процессе трудовой деятельности.
2.3. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
2.4.Развитие социальных и эмоциональных навыков в процессе трудового обучения;
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать нравственно-трудовые качества личности, характеризующиеся трудолюбием, трудовой дисциплиной, способностью к деловому общению в коллективном труде.
3.2. Воспитывать культуру труда, выражающую уровень творческого развития личности.
3.3. Прививать бережное отношение к орудиям, приспособлениям, инструментам и расходным материалам труда.
Решение этих задач позволит получить следующий планируемый результат:
Достижение каждым обучающимся уровня образовательной, трудовой и коррекционной подготовки позволит успешно адаптироваться и социализироваться в современном обществе.
При составлении программы учитывались следующие особенности обучающихся: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, живого мира.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении учащихся зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ними трудовых умений, а с другой – от учета потенциальных возможностей.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, сравнение, натуральные объекты, муляжи, макеты, коллекции, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, практическая работа, обучающий контроль, экскурсия, ситуационный метод и т.д.

Приёмы работы:
- приём совместного поэтапного изготовления;
- постановка перед учащимся цели урока;
- дидактические игры;
- проблемная ситуация;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
- использование «опорных схем»;
- приём наглядности и иллюстрированности;
- приём обратной связи;
- приём контроля качества знаний, умений и навыков;
- приём контроля и самоконтроля и т. д.
Форма учебного занятия:
- вводный урок
- урок формирования (сообщения) новых знаний
- обобщающий урок
- урок формирования и закрепления умений и навыков
- комбинированный урок

Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция двигательных навыков;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с природным материалом ;
работа с бумагой и картоном;
работа с пластилином
работа с соленым тестом;
работа с садовым инвентарем;
уход за комнатными растениями;
работа на пришкольном участке

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ, знакомятся с оборудованием мастерской. На уроках обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, получают сведения об истории вида рукоделия, о применении.
Занятия рукоделием помогают детям с ОВЗ снимать напряжение, дают положительные эмоции, способствуют развитию:
мелкой моторики,
глазомера,
координации движений,
логического мышления,
творческого воображения,
художественных способностей,
эстетического вкуса,
волевых качеств - усидчивости, терпения, последовательности в работе.


Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе занятий учитывается темп развития специальных умений и навыков обучающихся, уровень их самостоятельности, умение работать в коллективе.
Успешно усваивающим предмет предлагается более сложная конструкция работы, менее подготовленным предлагается работа проще, но при этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Предметными результатами занятий по программе РЕМЕСЛО являются:
освоение/присвоение элементарного ремесленного опыта, понимание его роли в жизни человека;
применение с помощью/под присмотром/самостоятельно умений по обслуживающему труду с опорой на выявленные избирательные способности каждого ребенка в доступных для него пределах;
формирование устойчивой мотивации к различным видам ремесленно-бытовой деятельности, стимуляции собственной активности.
Уровень образования определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок, нецензовый.
Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить
к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Требования к уровню подготовки учащегося
Текущий и итоговый контроль осуществляется через мониторинг путем выполнения практических заданий по предмету, а так же методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Обучающиеся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на повторный год обучения в одном и том же классе не оставляются. При оценке умений, знаний и навыков обучающихся принимаются во внимание индивидуальные психофизиологические особенности ребенка.


Основное содержание тем учебного курса
Вводное занятие (3 ч.)
План работы на год, четверть. Правила работы в учебной мастерской.
Ввод в профессию (2 ч)
Мир профессий. Виды профессий
Экскурсия на пришкольный участок.
Работа с природным материалом (4 ч)
Технические сведения: Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Приемы работы: Заготовка деталей для аппликации. Разметка деталей аппликации по шаблону
Изделие: Аппликация из листьев. Аппликация «Хризантема».
Работа с садовым инвентарем (6ч)
Технические сведения: Садовый инвентарь и его применение. Лопата. Применение и назначение. Грабли  и их назначение. Метла и ее применение. Лейка.
Приемы работы: Работа на пришкольном участке садовым инвентарем (капать, сгребать листья, мести, поливать)
Работа с бумагой и картоном (35 ч.)
Технические сведения: Инструменты и материалы, необходимые для работы. Свойства бумаги, картона. Аппликация, виды, назначение. Аппликация орнамента из геометрических фигур. Основные цвета бумаги. Законы цветоведения.
Приемы работы: Построения геометрического орнамента. Разметка деталейаппликации по шаблону, вырезание. Правила нанесения клея. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Оформление работы.

II четверть
Торцевание (30 ч.)
Из д е л и я : Панно «Деревья».
Технические сведения: Торцевание. История создания, применение. Инструменты и материалы. Виды техник, плоскостное , объемное торцевание.
Приемы работы: Цветовое решение. Заготовка торцовок. Выполнение торцевания по контуру. Заполнение середины. Объемное торцевание на пластилине. Изготовление рамки. Оформление работы в рамку. Контроль качества изделий.
Ёлочные украшения ( 1 2 ч . )
Из д е л и я : Снежинки. Фонарики. Гирлянда. Ёлочка.
Технические сведения: Виды бумаги для изготовления украшений и игрушек. Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам.
Приемы работы: Разметка, вырезание снежинок. Сборка и склеивание деталей.

III четверть
Пластилинография (21 ч . )
Технические сведения: Виды пластилина, его свойства и применение. Техника
безопасности при работе с пластилином. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Техники работы с пластилином.
Приемы работы: Перевод рисунка на основу. Рисование пластилином. Заполнение. Создание композиции из пластилина. Использование разнообразного материала. Оформление работы.
Работа с природным материалом ( 29 ч . )
Из д е л и я : Аппликация из манной крупы. Аппликация из макаронных изделий.
Технические сведения: Изготовление аппликации, мозаики.
Приемы работы: Подготовка материалов, инструментов. Перевод рисунка на основу. Окраска, сушка материала. Наклеивание материала на основу. Оформление работы. Окончательная отделка изделия.
Тестопластика ( 14 ч . )
Из д е л и я : Оберег «Подкова», объемные фигурки животных.
Технические сведения: Материалы, применяемые при работе. Рецепт приготовления соленого теста. Соединение деталей.
Приемы работы: Приготовление соленого теста. Приемы разметки по тесту. Лепка простейших изделий. Соединение деталей с изделием. Сушка, роспись изделия. Окончательная отделка изделий, лакирование.

IV четверть
Уход за комнатными цветковыми растениями – (21 ч)
Технические сведения: Виды цветковых растений. Названия и отличительные признаки (3-4 растения). Фиалка. Виды фиалок
Размножение фиалки листовым черенком. Технология посадки черенков фиалки. Герань (пеларгония). Полезные свойства герани. Способы и приемы размещения растений в интерьере
Приемы работы: Уход за комнатными растениями. Полив. Опрыскивание. Мытье. Рыхление. Пересадка. Обрезка. Перевалка. Черенкование герани по инструкционной карте
Работа на пришкольном участке –(27 ч)
Технические сведения: Инструменты и приспособления хозинвентаря. Правила безопасной работы с инструментами и при уборке территории. Порядок хранения инструмента и хозинвентаря. Виды садовых дорожек. Уборка садовых дорожек
Уборка прошлогодней листвы на пришкольном участке. Способы ухода за деревьями и кустарниками. Способы посева семян декоративных цветов. Контейнеры для выращивания рассады
Приемы работы : Обрезка деревьев и кустарников. Посев семян бархатцев. Посев семян петунии
Практическое повторение Календарно-тематический план
1 четверть – 50 часов
2 четверть – 42 часа
3 четверть – 64 часа
4 четверть – 48 часов
ИТОГО 204 часа
№п/п
Тема раздела
Количество часов

1 четверть

1
Вводный урок (инструктаж)
3 ч

2
Ввод в профессию
2 ч

3
Работа с природным материалом
4 ч

4
Работа с садовым инвентарем
6 ч

5
Работа с бумагой и картоном
35 ч

2 четверть

6
Торцевание
30 ч

7
Елочные украшения
12 ч

3 четверть

8
Пластилинография
21 ч

9
Работа с природным материалом
43 ч

4 четверть

10
Уход за комнатными растениями
21 ч

11
Работа на пришкольном участке
27ч


Всего
204ч



Здоровьесберегающие технологии на уроке

В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии по:
снятию утомления глаз - «гимнастика для глаз»;
по профилактике нарушений опорнодвигательной системы;
Включается изучение тем, направленных на формирование навыков ЗОЖ.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на всех уроках посредством проведения физкультминуток, ведения уроков в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).

Перечень учебно-методического обеспечения

Наглядный учебный материал:
Предметные рисунки.
Сюжетные картинки.
Опоры – схемы.
Дидактический материал:
Комплекты заданий на развитие психических процессов.
Комплект «Загадки – отгадки».
Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Инструкционные карты
Учебные пособия: Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 181 с.


Список литературы
Основная
1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 181 с.
Дополнительная:
1. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.пособие. Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикато. – М., Издательский центр «Академия», 2003.
2. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б.Баряевой / - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Боряевой, 2007.
3. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 2 / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
4. Мещерякова И.А. Начальные этапы работы с аппликацией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012 - №5 – с. 51-61.
5. Выганов, В.В. Изделия из бумаги. 1-4 классы. – М.: издательство «Экзамен», 2013.
6. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г. (Золотая библиотека увлечений).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1.http://www.raop.ru/content/Otdelenie_psihologii_i_fiziologii.2011.04.13.Spravka.pdf
2. http://www.liveinternet.ru/use...
3. http
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ty/view/125648/forum/post/3897759" 14http://www.baby.ru/community/view/125648/forum/post/389775915
Календарно-тематический план
5 класс (для обучающихся со сложной структурой дефекта)
(6 часов в неделю, всего 204 часа)
1 четверть – 50 ч
2 четверть – 42 ч
3 четверть – 64 ч
4 четверть – 48 ч
ИТОГО 204 часа
№п/п

№ урока
в четверти
Дата
Фактическая
дата



Тема урока


Кол-
Во
часов

Формирование ЗУН

Словарь урока








Должен знать

Должен уметь


Первая четверть 50 часов

Вводное занятие -3 часа





1
1
01.09

Ознакомление с планом работы на четверть.

1
правила ТБ на уроках
правила поведения в кабинете
организацию рабочего места и с соблюдением санитарно-гигиенических навыков,
Элементарные правила поведения в мастерской;
-организовывать рабочее место


2
2
01.09

Правила поведения в мастерской.

1




3
3
05.09

Организация рабочего места
1




Ввод в профессию -2 часа





4
4
06.09


Мир профессий. Виды профессий
1
- понятия “профессия”, - ознакомиться с профессией учитель, врач, швея, столяр, садовник
по картинкам называть профессию;
по описанию называть вид профессии
Профессия садовник, швея, столяр

5
5
06.09

Экскурсия на пришкольный участок
1
- разновидности природного материала;
- особенности сбора и хранения природного материала
Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к работе
мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, семена

Работа с природным материалом - 4 часа

6
6
07.09

Аппликация из листьев
1
- иметь представления о разновидности листьев, формы, цвета
особенности сушки листьев и цветов;
-способы заготовки и хранения природного материала
- правила работы с инструментами, применяемыми при работе
- определять какому растению принадлежат листья;
-при помощи учителя осуществлять сортировку и подготавливать природный материал к хранению;
- выполнять поделки по инструкции;
- составлять композицию из из листьев и цветка хризантемы;
-пользоваться клеем, ножницами;
- отчитываться о работе;
-оценивать своё изделие