Методическая разработка Работа с детьми на занятиях по внеурочной деятельности Вокальное пение методические советы из опыта работы



Работа с детьми на занятиях по внеурочной деятельности
«Вокальное пение»
Из опыта работы
(Методические рекомендации)
Автор:
Учитель музыки МБОУ СШ № 75 г. Ульяновска
Куландина Н.А.


«Работа с детьми на внеурочных занятиях «Вокальное пение»
из опыта работы
 Задачи вокальной группы:
1. Формирование устойчивого интереса к пению
2. Обучение выразительному пению
3. Обучение певческим навыкам
4. Развитие слуха и голоса детей
5. Формирование голосового аппарата
6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей
Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше . Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише. Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику. Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся один раз в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети сильно отличаются друг от друга вниманием, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально.
-1. упражнения на развитие ладового чувства - упражнения на развитие музыкально слуховых представлений - упражнения на развитие чувства ритма
2. Музыкальные распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.
3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств: - упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку); - музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку; - художественное слово;
В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:
- пения естественным звуком без напряжения;
- чистого интонирования в удобном диапазоне;
- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;
- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
- самостоятельно попадать в тонику;
- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;
Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.
Подбор репертуара:
1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.
2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.
3. Использовать в работе малоизвестные песни.
4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.
5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.
6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики
7. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.
8. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.
Выбрав песню, использую методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент. Для того чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение. 
Разучивание песни
Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на трудных местах. Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков.
Пропевание мелодии на определённый слог (вокализом ) или с закрытым ртом. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами. Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.
Необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.
Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования. Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.
В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания. Учитывая, что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения.
Библиография.
1. С. 26-44. 200 с. М.,1983. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество.
2. 336 с. М.: Просвящение,1983. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.
3. 190 с. М.,1983. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.
4. 62с. Вып. 1. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. М.,1965.
33 с. N 3. 5.Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа.,1990.
31 с. N 3. 6.Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа.,1990.
160 с. М.: Просвящение,1989. 7.Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности.
С. 14-29. Л.: Музыка,1980. 8.Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер.
С. 111-123. 222 с. М.,1995. 9.Одаренные дети // Психологическая служба школы. / Сост.: М.К. Акимова, Е.М. Борисова /Под ред. И.В. Дубровиной
35 с. Новосибирск,1994. 10.Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей.
384 с. М.,1997. 11.Петрушин В.И. Музыкальная психология.
416 с. М.: Изд. «Академия», 1996. 12.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса
176 с. М.: Педагогика, 1988. 13.Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей.
328 с. Т.1. М.: Педагогика,1985. 14.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.
384 с. Интерпракс,1994. 15.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: