Конспект урока по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Мажорное и минорное трезвучие с обращениями (4 класс)


Конспект урока по учебному предмету «Сольфеджио»
4 класс (8-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Мажорное и минорное трезвучие с обращениями
Цель: закрепить с учащимися построение и пение Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука вверх
Задачи: 1. Образовательная:
Б5/3 и М5/3 с обращениями – правило. Интервальный состав.
Построить и спеть Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука «f» вверх.
Спеть гамму A-dur, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; D7 с разрешением.
Спеть гамму fis-moll (гарм.), в ней мелодический оборот: I-III-V-VI-VII#-I, V-III-II-VII#-I, IV-III-II-I, V-VI#-VII#-I; D7 с разрешением.
Игра на ф-но D7 с разрешением в тональностях A-dur, fis-moll.
с. 38 Колыбельная песня – сольмизация, пение по нотам верхнего голоса и игра баса.
С. 38 «Мельничиха» - простучать ритм, сольмизация, пение с листа.
Анализ на слух музыкального произведения (фрагмент): П.И. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома» - тональность, размер, темп, жанр, форма, ритмические особенности.Творческие задание – досочинить мелодию на предложенный ритм в тональности Ре мажор (уч. О.Ю. Лежнева. Практическая работа на уроках сольфеджио).2.Воспитательная: воспитать у учащихся осознанное отношение к построению аккордов Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука и их интонации.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: клавиатуры, доска, мелки.
Использование ЭОР: Обращения трезвучий http://music-education.ru/obrashhenie-trezvuchij-kak-voznikayut-obrashheniya-vidy-obrashhenij-kak-stroyatsya/ [Дата обращения 30.08.2016 г.]
Мазурка http://ru.wikipedia/org [Дата обращения 01.08.2016 г.]
Мазурка http://dancing-queen.ru [Дата обращения 01.08.2016 г.]
Название ресурса: дидактический материал.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
Белобородова В.В., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 10-е изд. – Л.: Музыка, 1990.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. Четвертый класс. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1 -8 кл. ДМШ и ДШИ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.: ноты. – (Б-ка детской музыкальной школы).
П.И. Чайковский. Детский альбом для фортепиано. – М.: изд-во «Музыка»,1988.
Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: «Кифара», 1990.
Перечень учебно-методических материалов
Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, пособия по ступеням, тональный «градусник», пособия по теме: D7 c разрешением в мажоре и гармоническом миноре, Размер 6/8, Б.5/3 и М5/3 с обращениями.Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму A-dur, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; D7 с разрешением.
2.Спеть гамму fis-moll (гарм.), в ней мелодический оборот: I-III-V-VI-VII#-I, V-III-II-VII#-I, IV-III-II-I, V-VI#-VII#-I; D7 с разрешением.
3.Спеть Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука «f» вверх.
Теоретические сведения
1.Б5/3 и М5/3 с обращениями – трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Интервальный состав:

2.Построить Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука «f» вверх.3.Игра на ф-но D7 с разрешением в тональностях A-dur, fis-moll.
Сольфеджирование и пение с листа
с. 38 Колыбельная песня – пение по нотам верхнего голоса и игра баса.
С. 38 «Мельничиха» - пение с листа.
Воспитание чувства метроритма
с. 38 Колыбельная песня – сольмизация.
с. 38 «Мельничиха» - простучать ритм, сольмизация.
Воспитание творческих навыков
Досочинить мелодию на предложенный ритм в тональности Ре мажор.

Анализ на слух
П.И. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома» - тональность, размер, темп, жанр, форма, ритмические особенности.Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова «мазуры» - так называют жителей Мазовии). Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого; размер ¾, ритм острый и четкий. В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность.


Д/з
Построить, играть и петь Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука «а» вверх.
С. 38 г) – переписать в тетрадь, стучать ритм, говорить ноты.
Подготовиться к проверочной работе по пройденным темам: Т5/3 с обращениями, S5/3, D7 с разрешением в пройденных тональностях, Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука вверх, интервалы от звука вверх и вниз, задание на группировку в размере 6/8, знать гаммы до 4-х диезов.