Конспект плана урока по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Простые интервалы (4 класс)


Конспект плана по учебному предмету «Сольфеджио»
4 класс (8-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Простые интервалы
Цель: закрепить с учащимися тоновую и ступеневую величину интервалов
Задачи: 1. Образовательная:
Спеть гамму G – dur (нат.), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; T5/3, S5/3, D5/3.Игра на ф-но: T5/3, S5/3, D5/3 в тональности G – dur.Простые интервалы: ч.1 – м.2 – б.2 – м.3 – б.3 – ч.4 – ч.5 – м.6 – б.6 – м.7 – б.7 – ч.8Ступеневая величина – это количество ступеней в интервале.
Прима – 1
Секунда – 2
Терция – 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава - 8
Тоновая величина – это количество тонов и полутонов в интервале.
ч.1 – 0 тонов, м.2 - ½ (полутон), б.2 – 1 тон, м.3 – 1 ½, б.3 – 2 тона, ч.4 – 2 ½, ч.5 – 3 ½, м.6 – 4 тона, б.6 – 4 ½, м.7 – 5 тонов, б.7 – 5 ½, ч.8 – 6 тонов.
Построить и спеть от звука «с» вверх все интервалы.
Песенки про интервалы.
Определить на слух интервалы: б.2 – ч.4 – м.6 – ч.1 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3С. 7 № 4 а) – простучать ритм, спеть с листа с простукиванием ритма, с дирижированием.
Творческое задание – досочинить мелодию № 3 на предложенный ритм в тональности G-dur.
2.Воспитательная: воспитать у учащихся осознанное отношение к построению и интонации интервалов от звука вверх.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: доска, мелки, фортепиано.
Использование ЭОР: Интервалы в музыке http://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/intervaly-v-muzyke.html [Дата обращения 28.08.2016 г.]
Название ресурса: дидактический материал
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
Белобородова В.В., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Лежнева О. Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1 -8 кл. ДМШ и ДШИ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Н. Федотова «Учимся, играя» (сольфеджио в начальных классах ДМШ). – Иркутск, 2001.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. Четвертый класс. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности». – СПб, 1999.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособия по ступеням, интервалам.
2.Карточки музыкальных обозначений: Т5/3, S5/3, D5/3.
Ход урокаВокально-интонационные навыки
1. Спеть гамму G – dur (нат.), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; T5/3, S5/3, D5/3.2. Спеть от звука «с» вверх все интервалы.
3. Песенки про интервалы.
Теоретические сведения
1.Простые интервалы: ч.1 – м.2 – б.2 – м.3 – б.3 – ч.4 – ч.5 – м.6 – б.6 – м.7 – б.7 – ч.8Интервал – это сочетание 2-х звуков, взятых вместе или раздельно. Простые интервалы – это интервалы в пределах чистой октавы.
Ступеневая величина – это количество ступеней в интервале.
Прима – 1
Секунда – 2
Терция – 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава - 8
Тоновая величина – это количество тонов и полутонов в интервале.
ч.1 – 0 тонов, м.2 - ½ (полутон), б.2 – 1 тон, м.3 – 1 ½, б.3 – 2 тона, ч.4 – 2 ½, ч.5 – 3 ½, м.6 – 4 тона, б.6 – 4 ½, м.7 – 5 тонов, б.7 – 5 ½, ч.8 – 6 тонов.


2. Построить от звука «с» вверх все интервалы.
3. Игра на ф-но: T5/3, S5/3, D5/3 в тональности G – dur.Сольфеджирование и пение с листа
С. 7 № 4 а) – спеть с листа с простукиванием ритма, с дирижированием.
Воспитание чувства метроритма
С. 7 № 4 а) – простучать ритм.
Анализ на слух
Определить на слух: б.2 – ч.4 – м.6 – ч.1 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3Воспитание творческих навыков
Досочинить мелодию на предложенный ритм в тональности G-dur:

Д/з
1.Построить, играть и петь все интервалы от звука «d» вверх.
2.с. 7 № 4 а) – переписать в тетрадь, стучать ритм, говорить ноты.
3.Выучить тоновую и ступеневую величину интервалов.