Методическая разработка урока по сольфеджио в младших классах «Развитие интервального мелодического и гармонического слуха»


МБО ДО «Алькеевская детская музыкальная школа Алькеевского Муниципального района
Республики Татарстан

Методическая разработка урока по сольфеджио в младших классах
«Развитие интервального мелодического и гармонического слуха»
Разработала преподаватель
1-ой квалификационной категории
Музыкально-исторических и
теоретических дисциплин
Крайнова Н. А.
с. Базарные Матаки
2015 год.
Задачи:
1. Воспитание звуковысотного и ладового слуха.
2.Приемы и способы развития мелодического и гармонического слуха
3.Предположения по развитию музыкального слуха.
Цели:
1.Цели упражнений.
2.Подобрать песенный репертуар для практического освоения и осознания простейших проявлений ладовой организации-устойчивость, неустойчивость,
тоника, тоническое трезвучие, мажорный лад, минорный лад.
Воспитание звуковысотного слуха.
Воспитание навыка пространственного восприятия звуковысотной линии мелодии – восходящее и нисходящее направление, повторность, постепенность, скачки;
Формирование в сознании учащихся рефлекторной взаимосвязи слышимого и воспроизводимого мелодического образа с его графическим (нотным) выражением, что является необходимой основой для сольфеджирования и записи диктантов;
Практическое освоение и осознание простейших проявлений ладов организации – устойчивость, неустойчивость, тоника, тоническое трезвучие, мажорный, минорный лад.
Воспитание звуковысотного и ладового слуха.
Воспитание звуковысотного и ладового слуха осуществляется на основе специально подобранного песенного репертуара:
песни – прибаутки на одном звуке;
песни, содержащие интонацию широкого интервального скачка, в которых на слух нужно определить более высокий или более низкий звук;
песни, мелодии которых составлены из двух соседних ступеней и в которых требуется отметить момент перехода на новую ступень и направление этого перехода;
песни в диапазоне терции, кварты, квинты, без скачков, с прямым и несложным волнообразным движением и повторностью;
песни узкого диапазона со скачками через ступень, через две ступени в сопоставлении с поступлением;
песни, включающие интонацию тонического трезвучия.
Работу над осмыслением ладовых закономерностей рекомендуется начинать после того, как в репертуаре окажется достаточное количество песен с четкой ладовой организацией.
Эта работа начинается с выявления устойчивого или неустойчивого (законченного или незаконченного, вопросного или ответного) характера окончания фраз, пение заключительного звука в знакомых мелодиях. Задание на пение заключительного тона можно усложнить, предложив спеть его с названием звука (при этом педагог поет мелодию также с названием звуков и обрывает на одном из вводных тонов).
После знакомства с понятием «тоника» учащиеся должны находить ее при сольфеджировании и подборе. При этом обращается внимание детей на то, что «тоникой» может оказаться любой звук.
Тоническое трезвучие должно осознаваться как устойчивый аккорд, звук которого при совместном звучании придают тонике особую устойчивость.
Приемы и способы развития мелодического и гармонического слуха
Ученики в аккордах во время исполнения той или иной функции должны услышать тот или иной интервал (например, чистая кварта в тоническом секстаккорде, малую и большую терцию в аккорде). При включении интервалов в аккорде растет и степень целостности восприятия, целое воздействует на каждый тон и каждый входящий в него интервал. Один и тот же в разных созвучиях, один и тот же интервал в разных аккордах может звучать совершенно по-разному. Хотя воздействие целого не для всех интервалов одинаково сильно. Характерность большой терции довольно устойчиво, острота диссонантных интервалов может сильно измениться в зависимости от интервального наполнения аккорда. Как аккорд воздействует на ощущение интервала, так и интервал пронизывает своей чувственной окраской весь аккорд. Особенность мелодических интервалов лучше всего заметно на примере октавы: мелодическая октава – один из самых выразительных интервалов, а гармоническая не обладающая интервальным размахом. И в целом в мелодике преобладают обычно одни интервалы. А в аккордовых сочетаниях – другие.
Предположения по развитию музыкального слуха.
При воспитании слуха делать упор на осознании лада во всех его проявлениях – мелодическом, интервальном, аккордовым, тембровым и т.д. Эмоциональное восприятие ступеней лада, интервалов и аккордов. Во многом помогает выразительному интонированию, поэтому воспитание слуха должно проходить на высокохудожественном материале, а не на сухих звуковых схемах. В то же время вспомогательные приемы, связанные с достижением автоматизма при исполнении отдельных ступеней лада, интервалов и аккордов, должны обязательно присутствовать.
В процессе активного воспитания музыкального слуха и ритма особая роль отводится импровизации, творческому началу. Применение различных форм игры обязательно вызывает в детях раскованность и свободу, быстрее и ярче проявит их способности.
Цели:
1.Цели упражнений.
При развитии интервального мелодического и гармонического слуха особая роль отводится творческому началу. Во время занятий на уроках сольфеджио необходимо развивать такие способности, как ладовое мышление, чувство ритма, научить чувствовать динамические оттенки. Из всего этого следует, что теория музыки непосредственно связана с практикой. На уроках сольфеджио необходимо научить детей теоретическим понятиям, но только с помощью песенного материала. Теория музыки неразрывно связана с интонированием. После исполнения музыкального материала, ученики должны найти мелодические и гармонические интервалы, уметь любой интервал пропеть.
2.Песенный репертуар для практического освоения.
«Давайте петь канон» М.Щеглов.
«Литовская песня»
«Душечка-Девица» А.Даргомыжский В песнях найти мелодические и гармонические интервалы и пропеть их, в интервалах найти количественный и качественный состав.
На нотном материале запоминание теоретического материала на уроках сольфеджио осваивается лучше.
Список музыкальной литературы.
1.Ляховицкая С. С. Задачи воспитания учащихся. Москва,1963.,
2.СмирноваТ.И.Воспитание искусством или искусство воспитания. Москва 2001.,
3. Старчеус М.С. Слух музыканта. Москва 2003
4. Бычков Ю.Н. Проблемы детского воспитания. Сборник трудов выпуск 131 Учебное пособие. Москва 1991.