Конспект урока ИЗО: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (5 класс)


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49
г. Копейск

Изобразительное искусство
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
(Б.М. Неменский)
Раздел: «Связь времён в народном искусстве»
Тема урока:
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
(2 четверть)
2015-2016 учебный год

Автор работы: Генова Т.Н.
«Отвези меня домой, красный конь!»
Рядом ты, наверное, неспроста,
Как людская доброта.
Мое детство — красный конь!»
(М. Пляцковский)
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученному разделу «Связь времён в народном искусстве». Познакомить учащихся с ролью народных промыслов в современной жизни на примере мезенской росписи, познакомить с ее историей и техническими приемами. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (фломастеры, гуашь, гелиевые ручки).
Задачи:
Образовательная  Дать необходимые понятия о художественных промыслах России, о ее применении в современной жизни, основные приемы выполнения.
Личностная Уважительно относиться к культуре народного искусства, понимать роли культуры и искусства в жизни человека, уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм, уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом, уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.Предметные и метапредметные
Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы, использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.
Тип учебного занятия: комбинированный
Вид учебного занятия: практическая работа
Литература, ЦОРы и оборудование учебного занятия.
1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.-9- изд.-М.: Просвещение, 2010. -192с.: ил.
2. Мезенская роспись. Величко Н.К. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 128с.:ил.- (Золотая библиотека увлечений).
3.Музыкальный ряд: русские народные песни.
4. Презентация по теме: «Мезенская роспись. Живая нить из глубины веков»
5. Наглядное пособие. Элементы мезенской росписи.
6. Для учителя - компьютер, экран, мультимедиа проектор.
7. Для учащихся бумага, черная и красная краска Гуашь, кисти.
8. Фильм из цикла « Пряничный домик. Русская роспись.»Этапы учебного занятия.
I. Организационный момент.
Деятельность педагога Деятельность учащихся ЭОР
Учитель.
- Здравствуйте. Для нашего урока необходимы следующие материалы: красная и черная краска Гуашь, бумага, кисть №2.
Воспринимают речь педагога. -
II. Сообщение темы и целей урока.
Деятельность педагога Деятельность учащихся ЭОР
Учитель. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель. Тема нашего урока – это «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». Сегодня нас ждет теоретическая и практическая работа. Мы повторим все известные вам промыслы, а так же познакомимся с новым народным промыслом, северной росписью. Узнаем как она отражается в современной жизни, изучим ее основные элементы, оформим новогоднюю открытку.
Учитель. Давайте вспомним какие русские росписи мы проходили, какие отличительные особенности вы можете назвать? Для чего наши предки украшали предметы быта?
Учитель. Правильно.
Учитель. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвётся.
На Руси, ребята, издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Ответы.
Воспринимают речь педагога.
Ответы.
Ответы.
Ответ: росписью; для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли своё применение и в современной жизни.
Воспринимают речь педагога.
Ответы.
Воспринимают речь педагога.
-

III. Систематизация знаний.
Деятельность педагога Деятельность учащихся ЭОР
Учитель. Ребята, перед тем, как приступить к практической работе, узнаем о новой росписи, не похожей на другие. В этом нам поможет презентация., в которой мы узнаем, где родилась эта роспись, ее технологические приемы и основные элементы, а так же художественные материалы которые использовали наши предки и современные материалы.
1,2,3 слайд
Роспись как человек у нее есть свой характер, а характер складывается в зависимости от природной и бытовой средой.
Мезенская роспись получила свое название благодаря реке Мезень на которой находилось село, в котором и зародилась роспись.
4 слайд
Географичесое местонахождение села Палащелье, которое было основано в 1830г. на берегу реки Мезени.
5, 6 слайд.
Щельи крутые берега реки. Мергель - порода терракотового цвета, находиться на берегах реки Мезень.
7 слайд
всевозможную бытовую утварь, в основном прялки и короба делали и расписывали мужчины села.
8 слайд
Красную краску делали из мергеля, смешивая ее со смолой лиственницы, а черную со смолой смешивали сажу.
9, 10, 11слайд
Символы и образы мезенской росписи, твердь хляби небесные.
12 слайд
Рассмотрим символы земли, почему их изображали в квадратах? На что похожи элементы, которые находятся внутри квадратов.
13 слайд
На этом слайде мы видим как выглядит земля и поля с высоты птичьего полета.
14, 15, 16 слайд
Основные элементы росписи.
IV. Физкультминутка
V. Систематизирование знаний, умений и навыков.
17слайд
Новогодняя открытка «Древо жизни»
18 слайд
Складываем лист бумаги вдвое. Нарисовать три линии ниже середины листа.
Добавить еще линий.
19 слайд
Нарисовать клеточку. Сделать диагональ.
20 слайд
Сделать диагональ в другую сторону. Нарисовать елочку.
21 слайд
Обозначим линию живота и груди лошадок. Рисуем холку.
22 слайд
Закрашиваем лошадок красным цветом. Начинаем рисовать птичек и рыбок.
23 слайд
Дорисовываем птичек и рыбок до конца.
24 слайд
Рисуем мордочки лошадкам. Делаем графическую оживку.
25 слайд
Рисуем ножки и красивую гриву.
26 слайд
Продолжаем делать графическую оживку. Ноги у лошадок, иголки у елки.
27 слайд
Рисуем крылья у птиц и чешую у рыб.
28 слайд
Дорисовываем крылья, клювики и глазки. В ленточном орнаменте сделать оживку. Добавляем движение используя элемент «стихийка». Открытка готова.
29 слайд
Живая нить из глубины веков. Связь времен.
Рассмотрим как и где в наши дни используется мезенская роспись.
VI. Итог урока.
Понравилось вам оформлять открытку? Какая гамма, декор, форма присуща данным видам росписей? Как можно охарактеризовать роспись. Где бы вы применили мезенскую роспись. Воспринимают речь педагога.
Смотрят презентацию.
Воспринимают речь педагога. Выбирают жетон с цифрой.
Воспринимают речь педагога.

Воспринимают речь педагога.
Отвечают на вопрос.
Начало практической работы.
Выполняют задание.
Выполняют задание.

Отвечают на вопросы. «Презентация»
VII. Домашнее задание.
Деятельность педагога Деятельность учащихся ЭОР
Учитель. Большое спасибо за работу. Домашнее задание: собрать элементы мезенской росписи, разобрать их на знаки воды, земли, стихии, знаки растений. Из этих элементов составить прописи. Давайте приберём свои рабочие места. Воспринимают речь педагога. Запись задания в дневник. Уборка рабочих мест.