Урок изобразительного искусства на тему Роль народных художественных промыслов в современной жизни.


Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Цель урока:
деятельностная : сформировать и систематизировать связь между прошлым и настоящим; установить (показать) значение знания народных промыслов в современной жизни;
содержательная: способствовать развитию познавательных интересов школьников, связи их с жизнью; умению выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России; закрепление навыков кистевой росписи.
Задачи:
- закрепить ранее полученные знания обучающихся о народных промыслах: Гжель, Хохлома, Городец, Дымковская игрушка, Жостово;
- способствовать развитию образного мышления;
- сохранять и поддерживать индивидуальность учащихся;
- развивать у ребят самостоятельность.
Тип урока: итоговый
Вид урока: урок-путешествие
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, заготовки (разделочная доска, поднос, дымковская игрушка, чашка), краски - гуашь, кисти.
Структура и ход урока:
Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
2 3 4 6
Активизация внимания Звучит музыка
Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие, мы побываем в разных городах и в конце нашего путешествия мы попадём в страну «Народного творчества».
Какое настроение мы возьмём с собой?
Как вы думаете, что возьмёт с собой художник в путешествие, чтобы запечатлеть понравившийся момент?
А что ещё?
Ну что, мы отправляемся в путешествие. В путь друзья!
Звучит музыка
Рапорт учащегося
Эмоционально-образный настрой к уроку
Хорошее, весёлое, радостное.
Холст, краски, кисти, карандаш, бумагу
Фотоаппарат 1 – 2 минуты
Постановка проблемы.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы с вами прибыли в город «Размышляево».
Посмотрите на экран, какие виды народных промыслов вы можете назвать? Какие изделия вы видите и что о них вы можете рассказать?
(Дети коротко рассказывают о народных художественных промыслах – по плану: 1. Название, 2. Откуда этот промысел, 3. Из чего изготавливаются изделия, 4. Для чего используется данное изделие)
Ребята, как вы думаете, нужны ли сейчас народные художественные промыслы?
- Посоветоваться в парах по теме слайда;
- сообща выбрать несколько аргументов в подтверждение своих рассуждений.
Размышляют, анализируют, высказывают свое суждение и отношение к народным художественным промыслам, называют их характерные особенности.
2-3 минуты
Актуализа-ция знаний.
Обобщение и системати-зация знаний.
Путешествуя по стране, мы пришли туда, где дорога расходятся в разные стороны. Выбрать верный путь, нам поможет «Мозговой штурм».
Приведите аргументы «За» и «Против» (Почему?) Приведите примеры из собственной жизни или литературные примеры. (Если все выбирают одну позицию, то волевым решением делим группы на тех, кто «ЗА» и тех, кто «ПРОТИВ»).
- Молодцы, ребята, мы выслушали несколько мнений, правильные ли они мы узнаем в конце урока.
Работают в малых группах.
Формулируют и высказывают свою точку зрения.
Учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут поддерживать. 2 – 3 минуты
Подготовка учащихся к обобщенной деятель-ностиОпределив правильный путь, мы оказались у стен города «Умелец»
Как вы думаете, существует ли связь между настоящим и прошлым?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
А в чём же заключается цель урока?
Какую роль играют художественные промыслы в современной жизни?
Какими выразительными средствами изобразительного искусства вы сможете подтвердить своё утверждение?
Молодцы!
Мы продолжаем путешествие?
Тема урока звучит как «Роль народных художественных промыслов в современной жизни.»
Определить связь между прошлым и настоящим; установить (показать) значение знаний народных промыслов в современной жизни;
Практически закрепить полученные знания.
Учащиеся делают вывод: о важности роли народных художественных промыслов в современной жизни.
Дети размышляют и высказывают свои суждения. Система-тизируют знания, полученные ранее на уроках.
Изображением, рисун-ком, росписью.
Дети дают утвердитель-ный ответ 3-4 минуты
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Практичес-кая работа
А теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались на площади, где идёт шумная ярмарка, на которой можно увидеть множество сувениров, игрушек, посуды, шкатулок, платков и пряников, самоваров, валенок, кружево и чеканку.
Хотели бы вы принять участие в ярмарочной торговле?
Физкультминутка «Эй, ребята, выходите»
Эй, ребята, выходите, Поочередно ставить ногу на пятку вперед, руки на поясе.
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой 
Повороты налево - направо.
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс 
Поочередно ставить ногу на пятку вперед, руки на поясе.
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Повороты налево - направо.
Все танцуют с нами вместе.
Эх, раз, еще раз, 
Наклоны вправо – влево, руки на поясе.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
 Притопы ногами в полуприседе.
Постараемся для вас.
Все ногами топают, 
Притопы ногами, руки на пояс.
Все в ладоши хлопают. 
Два хлопка перед собой. Два хлопка о колени.
Закрыть глаза, шепотом (превращение в «мастера»). Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Мастерить сейчас начнем.
А теперь я приглашаю вас в мастерскую!
Задание: при помощи заготовок, красками выполнить роспись одного из предметов соответствующей росписью
Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
Не оставляй кисточку в баночке с водой.
Не забывай прополоскать кисточку.
- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.
Звучит музыка.
Хронометраж во время выполнения практической деятельности
Выполняется работа в малых группах.
Класс делится на 5 групп и применяют ранее полученные художественные навыки
15 минут
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Завершив работу, мы поспешим на ярмарку!
Ребята, вы располагайте свои работы на ярмарке, а если кто-то из вас хочет рассказать о своей работе, я попрошу остаться у доски.
(Защита работ в стихотворной форме)
(Стихи в приложении)
Представляют выполненные работы, осуществляя защиту в стихотворной форме.
5-8 минут
Оценивание работ учащихся.
Ребята, вам понравились работы? Почему?
Почему выбрал это изделие?
Где и для чего можно использовать это изделие в современной жизни?
Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?
- Ребята, вы выбрали несколько лучших работ и я предлагаю вывесить их на общешкольную выставку, которая организована у нас в холле школы.
Учащиеся, дают оценку работам учащихся. 3-4 минуты
Рефлексия
Домашнее задание
Итог
Выставление оценок Совершив путешествие, мы вернулись назад.
- Как вы считаете, если каждый промысел представить себе как прекрасную бусинку в ожерелье России, длинное получится ожерелье?
- А если мы потеряем хотя бы одну бусинку, что случится?
Ребята, мы достигли поставленной цели урока?
Молодцы, ребята, мы познакомились лишь с малой частью культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.
А ваши работы украсят нашу выставку.
Нарисовать понравившийся предмет и расписать его в полюбившейся вам росписи: Гжель, Жостово, Городец, Дымковская роспись, Хохлома.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
В Гжели делают посуду.
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Вы не просто детвора,
Вы ребята – мастера.
Спасибо, ребята за работу, вы все справились с заданием и получаете оценку «отлично».
Очень длинное, так как промыслов в России очень много
Мы потеряем кусочек культуры, традиции и памяти
Дети дают утвердитель-ный ответ
Записывают домашнее задание 2-3 минута
2-3 минуты