Курсовая работа на тему: Хохломская роспись как вид народных художественных промыслов России.

Содержание.


Введение...3

Глава 1. Хохломская роспись как вид народных художественных
промыслов России.5
1.1.Зарождение и развитие хохломского промысла..5
1.2. Основные виды хохломского письма (верхового, фонового).10
1.3. Технология изготовления хохломских изделий...17

Глава 2. Методика изучения хохломской росписи с младшими
школьниками22
2.1. Особенности изучения хохломской росписи на уроках
изобразительного искусства в начальных классах...22
2.2. Методические рекомендации по изучению хохломской
росписи..31

Заключение...41

Список использованной литературы.....42

Приложения.44







Введение.
Удивительные узоры "золотой" хохломской росписи, вобравшие в себя всю красу земли русской, поражают каждого, кому довелось увидеть изделия промысла, возникшего в XVII веке в лесах Заволжья вокруг торгового села Хохлома Нижегородской области.
Старинные документы, дошедшие до нас, повествуют о том, что в Нижегородской вотчине рода Шереметьевых в селе Хохлома и Никольском Семеновского уезда делали деревянную посуду, ложки и чашки, которые отвозили на продажу в разные города.
Так в 1790-х годах уездный город Семеново стал центром крестьянского промысла. На Макарьевской ярмарке бывал длинный ряд с редкостной деревянной посудой. Поражали воображение чаши большого размера, вложенные одна в другую: Посуда эта была покрыта желтым и темным лаком и украшена снаружи позолоченным бортиком. Эта посуда, по описанию, была истинным образцом токарного искусства уже на ярмарке 1805 года.
Так появилось и стало развиваться искусство уникальной росписи по дереву на всей нижегородской земле, в которой воплотилась дивная фантазия русского крестьянина, чувство родной русской природы, желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами.
Так называемое "фоновое письмо" золотых узоров хохломской росписи появилось в середине XIX века. Его приемы отличаются от техники "верхового" письма большей сложностью. Сначала создается линейный контур рисунка, только после этого закрашивается фон и оживляется легкими мазками. После покрытия лаком и закаливания в печи золотистые узоры засияют на красно-алом или бархатно-черном фоне изделия. Трудоемкое и дорогостоящее "фоновое" письмо применяется до сих пор, главным образом для исполнения особо нарядных предметов.
Кто не знает знаменитую хохломскую ложку? Легкая, расписная, удобная и добрая помощница каждой хозяйки. Раньше семеновские кустари делали ложки разного фасона и окраски: "серебрушка", "монастырская", "коковка" - расписывали ложки "под листок" и "кудрину". Ложки делались из березы, осины, липы и самые дорогие из клена и дерева пальмы. И расходились ложки расписные во все уголки России.
Много времени прошло с тех пор, но мастерство золотых рук народных умельцев не устаревает, а еще больше совершенствуется. За последние годы художники-мастера всемирно известного промысла создали прекрасные изделия для украшения интерьера. Это крупные вазы, настенные блюда и подносы и, возрожденные в современном облике, старинные русские чаши, ковши-утицы, кубки-потиры, хохломские глухари и лебеди. Сегодня хохломская роспись необычайно тонка и виртуозна и своими высокохудожественными качествами заслуживает многие отечественные и международные премии, всенародное признание.


















Глава 1. Хохломская роспись как вид народных художественных промыслов России.

1.1.Зарождение и развитие хохломского промысла.
Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.
Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.
Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.
Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.
Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.
Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.
На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.
В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.
Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.
В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.
На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.
Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.
На изменении трактовки орнамента сказалось и восприятие мотивов природы, свойственное народным мастерам. На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие - более понятные и знакомые. Тюльпан становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы.
В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды. В своем развитии роспись переживает несколько этапов. Первый - конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире. Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.

1.2. Основные виды хохломского письма (верхового, фонового).
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).
Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это - чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом. Наиболее обширные участки золотистой поверхности имели братины. Мастера золотили их горловины и плечики, а тулово закрашивали масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.
На одной из братин крупными темпераментными мазками написан красный цветок, свободно раскинувший лепестки и листья. Художник смело перекинул с черного фона на золотой мелкие лепестки, и золото засверкало еще ярче от упавших на него огненных мазков киновари. Белильные оживки, искусно брошенные на самые крупные лепестки, еще более выделяют его на черном фоне. В этом орнаменте восхищает не только виртуозное мастерство росписи, но и поэтичность созданного образа, заставляющего вспомнить сказочный, приносящий счастье красный цветок, который, как рассказывают предания, можно увидеть только в ночь накануне Ивана Купалы.
С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.
Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать "золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.
Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты.
Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.
Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами.
Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не графичный благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов, написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой легким прикосновением кисти.
Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный эффект, В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.
Рисунки на чашах и блюдах основаны на тонком понимании приемов композиции орнамента в круге. Расписывая чашки и блюда, мастера четко выделяли их дно, помещая на нем розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На более крупных вещах вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с мягко закругленными углами, который называли пряником, благодаря его сходству с настоящим узорным пряником, положенным в чашку. Вокруг центра чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу. Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных мазков. Усложняя его, мастера помещали рядом по два или по три красных и черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так называемой "лапки", напоминающий птичий след на снегу.
На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору "пряника".
В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастера рассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента. "Мы всегда охотно его исполняли, - вспоминает старейшая мастерица А.Н. Тюкалова. - В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и очень богата". В скупых и метких словах мастерицы содержится народное понимание красоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках "осочки" благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узор листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и богатый вид.
Одно из красивейших блюд с орнаментом "осочки" принадлежит Семеновскому музею. Оно было приобретено вместе с другими расписными вещами в доме бывших купцов Витушкиных, занимавшихся торговлей хохломской посудой. Блюдо относится к числу самых ранних из дошедших до нашего времени произведений травной хохломской росписи. По воспоминаниям владельцев оно переходило в семье Витушкиных от поколения к поколению в числе бережно хранимых памятных вещей и могло быть расписано в середине или даже в первой половине XIX века.
Блюдо имеет в диаметре более полуметра. В центре его четко выделяется традиционный квадрат "пряника" с золотистыми листьями на черном фоне, а по бортам - крупные ветви с красными и черными листьями и ягодами, исполненные уверенно и четко широкими мазками. Своеобразная суровость, увиденная мастером в природе и, может быть, свойственная его натуре, подсказала строгие и торжественные ритмы орнамента.
Большие блюда иногда украшали и рисунком с волнистым стеблем, плавно изгибающимся вокруг центральной розетки наподобие венка. В Семеновском музее хранится блюдо с таким орнаментом, поступившее тоже из дома Витушкиных. По времени создания оно может быть ровесником блюда с "осочкой", но исполнено уже другим мастером, орнаментальный почерк которого отличается особым изяществом и утонченностью. В центре блюда на черном фоне помещена традиционная четырехугольная розетка "пряника" с расположенными крестообразно золотистыми листьями. В орнаменте блюда объединены приемы травного письма и росписи "под фон". Спокойное мерцание крупных золотистых листьев розетки как бы переходит в сияние золотистого фона с травным узором. Блюдо воспринимается как целиком золотое, несмотря на осторожно введенные в композицию розетки небольшие участки черного фона, необходимые для того, чтобы рисунок листьев был достаточно четким. Легкий штриховой рисунок в этой росписи хорошо сочетается с сочными красными и черными мазками хохломских травок, благодаря помещенным рядом с ними тончайшим стебелькам и веточкам, исполненным черной краской.
На поставцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки на четыре "цветка" или "древа", изображая поднимающиеся от земли побеги. На золотистом фоне они размещали по два красных и два черных стебля с узорной листвой на ветвях, как бы простирающихся к свету и солнцу. Еще и в наши дни старейшие художники Хохломы помнят, как их учили писать этот рисунок: "Тесно не пиши - пускай каждый из цветов свободно и широко раскинет свои листья, как человек, которому живется привольно". На совках для муки обычно писали стебли, отягощенные плодами - рисунок, подсказанный уже давно забытой символикой урожая. Почти все мотивы хохломского орнамента имели свои названия, которые были связаны с поэтическими представлениями мастеров о природе.
Зная традиционные мотивы и типовые композиции, даже рядовые исполнители росписи могли создавать высокохудожественные произведения. Их работа, и это, пожалуй, самое ценное, никогда не превращалась в труд копииста. Типовые композиции служили лишь ориентирами, облегчавшими работу.
Растительный орнамент в технике "под фон" и рисунки "кудрины" в XIX веке исполнялись мастерами значительно реже, чем травные узоры, поэтому в этой области художественное наследие Хохломы намного беднее. Оба эти вида росписи были более трудоемки, чем травное письмо, и ими долгое время владели лишь самые опытные мастера. Рисунки с орнаментом "под фон" встречаются на вещах, выполнявшихся по особым заказам или для подарка. Эти предметы иногда сохраняют надпись, в которой указаны дата создания, имя владельца, а иногда и имя мастера, К их числу относятся донца прялок и швеек, лубленые лукошки для ягод, скамеечки, коромысла и дуги.
Датированные изделия с росписью "под фон", относящиеся к середине XIX века, почти единичны. В Нижегородском краеведческом музее находится дуга, помеченная 1857 годом. Ее роспись имеет композицию, широко распространенную при декорировке таких видов изделий: парные геральдические золотые львы у основания и розетка наверху у отверстия для прикрепления колокольчика. Основная часть поверхности дуги украшена орнаментом, напоминающим рисунки узорных тканей с золотистыми листьями и гроздьями винограда. Роспись исполнена рукой опытного орнаменталиста. Тщательно и тонко выписаны замысловатые изгибы виноградных лоз. И хотя роспись интересна своей затейливостью, однако в ней нет той смелости и свободы письма, которую мы особенно ценим в Хохломе. На более поздних дугах орнамент "под фон" исполняется уже в более непринужденной манере.
Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее.
Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах. Своими крупными монументальными формами они напоминали узоры поволжской домовой резьбы. Во второй половине XIX века мотивы "кудрины" часто исполнялись и в росписи ложек. В каждой мастерской их писали самые умелые мастера на так называемых ложках с "лицом", клавшихся по одной сверху в короб с дешевыми простыми ложками, чтобы показать способности и умение "писарей".
Как свидетельствуют документальные материалы, уже в середине XVIII века хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. Токарную деревянную посуду в большом количестве привозили на макарьевскую ярмарку. Яркие узорные золотистые чаши и братины стояли рядами на волжском берегу, сверкая на солнце. Отсюда на баржах их развозили по всей стране и за ее пределы.
1.3. Технология изготовления хохломских изделий.
Работа над круглыми изделиями начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, бочонки, вазы. Мебель делают в столярном цехе. В мастерских ложкарей или резчиков вырезают из дерева ложки и ковши.
Некрашеную посуду полуфабрикат называют «белой» или «бельем». После просушки «белье» покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета. Затем изделие 7-8 часов сушат в электропечи, очищают его поверхность наждачной бумагой, шпаклюют закрывают изъяны замазкой, однородной по составу с грунтом.
Загрунтованные изделия пропитывают варёным льняным маслом олифой. Процесс пропитки повторяют 3-4 раза, каждый раз просушивая изделие.
Пока верхний слой олифы не высох окончательно, изделия натирают алюминиевым порошком. «Луженые» чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи. В росписи используются жаростойкие масляные краски - красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента - коричневая, зеленая, желтый крон.
Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми.
 Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие - вручную, крупные пульверизаторами в специальных кабинах. Затем их подвергают закалке при высокой температуре. Еще в начале ХХ века для этого использовались печи, напоминающие обыкновенную русскую печь.
В настоящее время хохломское производство оснащено электропечами. Большое значение имеет старинная профессия «уходчика печей». Печник должен быть знатоком своего дела. Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит и от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия.      Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при температуре в печи 120-130 градусов. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка желтеет, «серебро» превращается в «золото», а деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали часто не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.     Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным.      Использовались эти приёмы и при украшении царских палат.  
Хохломской промысел - один из старейших в России, и, что особенно важно, за более чем 300-летнюю его историю здесь никогда не прерывалась нить преемственности мастерства. В современной творческой практике предприятия не пропадает ни одна крупица драгоценного опыта, накопленного многими поколениями безвестных и знаменитых красильщиков деревянной посуды и мебели, токарей и резчиков по дереву, грунтовщиков и лачильщиков, ведь искусство Хохломы - это не только роспись, но и умение создать выразительную форму изделия, знание сложной технологии окраски.
Те, кому посчастливилось побывать в цехах объединения и познакомиться с хохломским производством, помнят, сколько труда и терпения, сноровки, а порой истинного вдохновения требует от людей разных специальностей этот творческий во всех своих звеньях процесс, чтобы состоялось чудо: из обыкновенного куска дерева родилось произведение искусства.
Преображения дерева начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, поставцы, бочонки, вазы; в столярном цехе, где делают мебель; в мастерской ложкаря или резчика, вырезающего из дерева большие и малые ковши. Труд резчика подобен труду скульптора, ваятеля. В работе токаря - своя специфика: нужно "чувствовать станок", приноровиться к непрерывному вращению деревянной болванки.
А замысел токаря, резчика или проектировщика хохломской мебели подчинен определенной задаче: создать такую форму, которая, обладая пластической выразительностью, отвечала, бы утилитарному назначению изделия и вместе с тем выгодно подчеркивало, бы достоинства художественной росписи. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличительными особенностями которой стали благородная простота силуэта, строгость пропорций.
Традиционные чашки, солонки, поставцы токарь вытачивает легко, без особого труда, а большие знатоки своего дела могут творчески варьировать их формы, добиваясь новых пластических и декоративных эффектов.
Если же разрабатывается новый ассортимент, мастер выполнит рисунок и чертеж изделия, посоветуется с художниками по росписи, представит новинку на суд художественного совета объединения.
Но вот работа токаря закончена. Некрашеную посуду - полуфабрикат - называют в промысле "белой" или "бельем". Они и в самом деле желтовато-белые, эти пахнущие деревом свежеоструганные чашки и миски, яркий цветочный узор так и просится на их округлые бока. Однако в цех художественной росписи попадут они не сразу: в необычной технологии хохломской окраски большую роль играет предварительная подготовка деревянной поверхности.
Прежде всего, полуфабрикат - "белье" - надо тщательно просушить, иначе дерево может дать трещины. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов. Здесь на широких полках - "колосниках" - досушиваются белые точеные изделия.
Чтобы окраска была прочной, а роспись не пожухла, некрашеные чашки покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета, от чего все они станут похожими на глиняну. Наносят грунт, лоскутком овечьей кожи, обмазывая поверхность предмета жирным слоем этого раствора.
После грунтовки изделие 7-8 часов сушат в электропечи, затем очищают его поверхность от шероховатостей наждачной бумагой - ошкуривают, шпаклюют - закрывают изъяны древесины приготовленной для этого замазкой, однородной по составу с грунтом. Изделия, сложные по форме: детские стульчики, ковши, ошкуривают вручную, а чашки, поставцы, вазочки шлифуют на станках.
Самая ответственная операция - олифление, от нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, яркость росписи. Загрунтованные изделия до блеска пропитывают вареным льняным маслом - олифой. Делается это так: работница окунает в миску с олифой тампон, свернутый из овечьей или телячьей кожи, затем быстро-быстро втирает олифу в поверхность чашки, поворачивая ее так, чтобы олифа распространялась равномерно. Три, а то и четыре раза пройдут изделия через заботливые руки олифленщиц, а в промежутках между "мазями" будут вновь сушиться на колосниках.
И, наконец, последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также вручную тампоном из овечьей кожи. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком (в прошлом веке использовался оловянный, реже - серебряный), следя за тем, чтобы слой пудры был ровным, тонким и плотным одновременно. "Луженые" чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи.
Здесь под кистью художниц загораются на серебристых чашках огненно-алые травы, расцветают диковинные цветы. В росписи используются жаростойкие масляные краски - красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента - коричневая, зеленая, желтый крон.
Хохломская роспись выполняется в свободной живописной манере, прелесть которой в сочетании непринужденности и лаконизма. Нельзя не восхищаться умением мастериц несколькими сочными мазками и изящными росчерками кисти воссоздать радостный образ цветущего растения, нельзя не удивляться богатству их воображения, способности бесконечно варьировать полюбившийся мотив, обогащая его новыми чертами.
Опытные художницы обладают безукоризненным чувством ритма, чутьем декоратора - орнаменталиста. Уверенно покрывают они ажурными растительными узорами и сложные сферические, и плоские поверхности, выявляя расположением рисунка красоту формы предмета, одинаково легко пишут близкие природе травные мотивы с ягодами и фантастические орнаменты кудрины. И у каждой мастерицы свой особый индивидуальный почерк.
Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми. Неповторимый хохломской колорит она приобретает лишь после того, как отлакированные изделия побывают в электропечи.
Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие - вручную, крупные - пульверизаторами в специальных кабинах. Затем их подвергают закалке при высокой температуре. Еще в начале ХХ века, да и в первые десятилетия существования советского промысла, для этого использовались печи, напоминающие обыкновенную деревянную русскую печь. Огромным событием в жизни Семеновской фабрики была установка в 1959 году первой электрической печи. В настоящее время, когда хохломское производство оснащено усовершенствованными по своей конструкции электропечами, по-прежнему сохраняет свое значение старинная профессия "уходчика печей". Печник и сегодня должен быть знатоком своего дела. Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит и от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия. Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при температуре в печи 120-130 градусов. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка пожелтеет, "серебро" обратится в "золото", а деревянные расписные чашки станут похожими на драгоценную позолоченную посуду.



Глава 2. Методика изучения хохломской росписи с младшими школьниками.

2.1. Особенности изучения хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Именно последняя задача особенно наглядно помогает решать следующий важный момент в интеграции разных видов художественно-творческой деятельности учащихся: первоклассники учатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении реальных предметов и пейзажа. Поэтому так органично вписываются в циклы уроков изобразительного и народного искусства уроки художественного труда.
Знакомство с тем, как можно из бумаги вырезать нарядное осеннее дерево, происходит на уроке с помощью пояснений мастера. Они представлены в технологической карте, графический язык которой доступен и понятен первокласснику. Выразительный силуэт, ритм прорезей-веточек - эти элементы присущи и декоративной росписи народных мастеров, которые с такой любовью и изобретательностью рисовали «древо». Одиночные декоративные силуэты первоклассники собирают в панно. И чем больше будет декоративных силуэтов, больших и маленьких, тем выразительней станет по силуэту и ритму осенний лес.
Тема дерева, «древа» может иметь продолжение и развитие в очень интересном задании на эксперимент с засушенными листьями в альбоме. Учащиеся выполняют декоративную композицию, в которой каждый лист уподобляется дереву: лист-дерево, цветок-дерево. Прием уподобления очень широко и разнообразно отражен в народном творчестве: ковш-птица, корабль-птица, свистулька-конь и т. д. Мы еще не раз будем обращаться к заданиям, в которых этот художественный прием помогает понять и почувствовать глубинные связи художественного образа вещи с миром природы.
Этот же прием художественного уподобления находит отражение и в задании «Преврати глину в рябину». Листочки и ягодки рябины преобразуются в бусинки разной формы (новый материал - глина и новые возможности в создании художественного образа).
Повтор. Задача простая и направлена на повтор главных отличительных элементов орнамента, характерных для определенной школы народного мастерства. Решение таких задач связано с упражнением в рисовании кистью главных элементов орнамента. Повтор предполагает индивидуальное видение ребенком орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.
Вариация. Задача усложненного типа, направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.
Импровизация. Наиболее сложная задача, направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетическое восприятие природы с целью создания нового образа (декоративного мотива или художественной вещи). Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.
На начальном этапе обучения эффективность развития творческого потенциала личности в процессе решения совокупности художественно-творческих задач трех типов определяется следующими психологическими особенностями младшего школьника: цельностью взгляда на мир в единстве познания и эмоциональной сферы, способностью естественно принимать правила игры, легкостью перевоплощения и обмена ролями. Одновременно по мере усложнения условий творческих задач, перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Именно эти качества обеспечивают дальнейшее развитие личности в подростковом возрасте и необходимы для становления индивидуальной культуры подростка, его художе
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ственных интересов и эстетического вкуса.
Обозначенные типы художественно-творческих задач решаются на материале хохломской росписи (уроки 7-10).
Радостное открытие мира родной природы в узорах Хохломы начинается со встречи с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. С первых шагов первоклассника в мир народного творчества его окружают произведения народного искусства, и главным проводником в этом мире становится сам народный мастер. Мастер учит понимать язык орнаментальных мотивов и изобразительно-пластических форм. Он раскрывает секреты рождения художественного образа и дает задание ученику. Все это обязывает каждого из педагогов совершать максимальное погружение в мир труда, искусства и быта народного мастера, чтобы проникнуться образом его мыслей и фантазий. Народный мастер-наше национальное богатство, наше духовное достояние. «Народный мастер-это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиции коллективного опыта, носитель народного эпоса. Это человек трудолюбивой душив. Такое определение особенно примечательно, поскольку мастерство, как правило, включает духовный опыт»-так отзывается о народных умельцах известный искусствовед М. А. Некрасова. Эти слова могут служить для педагога путеводным ориентиром в его работе с учащимися по усвоению духовного наследия, без которого немыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других.
Тема урока художественного труда, который открывает цикл занятий на материале хохломы, имеет название «В гостях у мастера».
Задачи урока видятся следующими:
- содействовать развитию эстетического восприятия произведений народных мастеров хохломской росписи, воспитывать уважительное отношение к труду мастера;
- раскрывать связи образа художественной вещи с образами родной природы, песенными ритмами родных напевов;
- создавать условия для выполнения художественно-творческой задачи на повтор элементов хохломской росписи.
Примерный ход урока:
1. Молчаливое созерцание произведений мастеров хохломы, желательно иметь на уроке натуральную деревянную расписную посуду.
2. Общение, направленное на предоставление детям возможности высказаться о том, что особенно им понравилось в художественных изделиях.
3. Работа с разделами учебника «Открой тайны узоров хохломы», «В гостях у мастера».
4. Рассказ мастера об узорах золотой, расписной хохломы, ее палитре.
5. Выполнение задания мастера «Петушок-золотой гребешок».
6. Задание мастера по рисованию кистью на листе (возможно дома): передать ощущение радости жизни, используя только сочетания цвета палитры хохломы, в композициях «Свет», «Солнце светит».
Художественно-творческое задание на повтор находит отражение в трех этапах рисования в течение урока:
1. Задание на повтор на раскраску готовой орнаментальной композиции. Подготовительный этап.
2. Задание на повтор «ягодок» с помощью печатки-тычка. Подготовительный этап.
3. Задание на завершение композиции «Петушок-золотой гребешок». Свободное, ритмичное расположение «ягодок» вокруг стебля с «травинками».
Следующий урок-повтор проходит в мастерской у другого мастера.
Задачи урока аналогичны предыдущим. Но усложняется задание на повтор. В тексты учебника и тетради вводятся художественно-дидактические таблицы. Все элементы орнамента хохломы выполнены рукой мастера.
Элементы располагаются с нарастающей степенью трудности: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки». Названия сохраняют аромат раздольных заволжских полей, несут в слове бережное отношение народных мастеров к традиции, к родной земле.
Объяснение мастера, как рисовать кистью каждый элемент, сопровождается рассматриванием таблиц.
Чтобы помочь первокласснику представить движение кисти при рисовании элемента, попробуйте вместе с детьми несколько раз повторить рисовальное движение кистью для одного элемента в воздухе. Затем они рисуют кистью элемент в тетради.
Как показала практика, особенно эффективна помощь учителя, если он сможет нарисовать элемент на доске, обмакнув кисть в чистую воду.
Если на первом уроке в мастерской Л. В. Орловой выполняются три элемента, то на втором уроке-два элемента на повтор («усики», «завитки») и новая задача на вариацию известных уже элементов с включением новых и расположением орнамента с учетом формы украшаемого предмета.
Выбран несложный предмет-деревянная ложка. В основе традиционной росписи часто варьируется «завиток с ягодками». Эти примеры приведены в учебнике. Свою композицию учащиеся выполняют на листе бумаги.
К заключительному заданию на импровизацию по мотивам хохломской росписи учащиеся готовятся на уроках художественного труда.
Мы вновь обращаемся к приему уподобления в народном творчестве: первоклассники совершают чудесное превращение бумаги в ковш-птицу.
Уроки художественного труда рассматриваются в едином учебно-познавательном пространстве с изобразительным и народным искусством. (В составе УМК готовится издание тетради по художественному труду.) Поэтому задачи, связанные с эстетическими знаниями, решаются одновременно с задачами формирования приемов художественной обработки разных материалов и выработки у первоклассников умений работать самостоятельно по технологической карте. В данном случае эти задачи могут быть следующими:
- углублять представление о приеме уподобления в образе художественной вещи (ковш-птица);
- развивать эстетическое видение связи орнамента с поверхностью вещи, которую он украшает;
- демонстрировать разновидности хохломской росписи и варианты орнаментальных композиций («верховая» роспись, композиции: «травка», «под листок», «пряник»; роспись: «под фон», «кудрина»), умение видеть общее и различия в разных видах хохломской росписи;
- формировать умение самостоятельно работать по технологической карте и выполнять развертку предмета.
Знакомство первоклассников с разновидностями хохломской росписи происходит и на уроках труда, и на уроках изобразительного и народного искусства. Виды росписи и варианты орнаментальных композиций обусловлены традиционной технологией, сохраняемой и развиваемой мастерами на протяжении веков.
Краткий справочный материал
Хохломская роспись, хохлома-русский народный художественный промысел, традиционное изготовление деревянных расписных изделий. Возник во второй половине XVII в. в Заволжье на территории Ковернинского района Нижегородской области. Название промыслу дало село Хохлома, центр сбыта изделий местных ремесленников. Иконописцы-старообрядцы, знавшие приемы дешевого «золочения» дерева, способствовали возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов без применения золота.
Хохлома сохраняет старую технику до наших дней. Для хохломской росписи характерны две ее разновидности: «верховая» и «под фон».
«Верховая» роспись-это рисунок черной или красной краской, наносимый на золотую поверхность, где он образует легкий ажурный узор (композиции «травка», «под листок», «пряник», «осочка»).
Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном (своеобразная разновидность росписи=-=«кудрина»).
С 1960-х гг. хохломские изделия выпускаются на двух предприятиях промысла: фабрика «Хохломской художник» на родине промысла с центром в селе Сёмино (Ковернинский район) и производственное объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове.
Мастера сёминского предприятия культивируют виртуозный травный орнамент, отличающийся красотой полевых трав, ягод, цветов.
Мастера семеновского объединения предпочитают орнаментальную роспись «под фон» с мелкой прорисовкой деталей штрихом, крупную «кудрину».
В учебнике и тетради представлены произведения хохломы, отражающие разные виды орнаментальной росписи и композиций.
Один из главных содержательных моментов в уроках, посвященных созданию ковша-птицы, заключен в открытии для первоклассников эстетической и функциональной значимости столь необычного сосуда.
В искусствоведческой литературе этот вид сосуда называют скопкарь. Скопкарь-один из древнейших русских деревянных (иногда металлических) ковшей, распространенный на Руси с древности до середины XIX в.
Любовь народа к этой форме ковша на протяжении многих веков не случайна. В нем с особой проникновенной силой передано поэтическое восприятие мира в народном творчестве. В нем слиты утилитарные функции ковша и образно-пластическое художественное решение. Уподобление живому одушевляло вещь, наделяло образ значительностью, силой, должной помогать человеку. Поэтому ковш-скопкарь был праздничным предметом.
На пирах в знак единства и согласия обносили ковшом вкруговую. На свадьбе ковш преподносили жениху и невесте с пожеланием счастья и прибыли дому. Включенный в свадебный обряд, такой ковш нес символику, связанную с водой, с солнцем, нес фольклорное представление. С образом птицы в народном мировосприятии всегда было связано представление о добре, счастье, свете. Невеста сравнивалась с лебедушкой, уточкой. Это сравнение распространялось и на женщину.
По зеленому лужочку золота струя бежит, Что и струинька за струинькой, белый лебедь плывет, Что белая-то лебедка-красна девица душа, Что и серый селезень-добрый молодец.
Ковш-скопкарь выделялся не только размерами на пиршественном столе2, он был величав и торжествен, полон значения. В символике его сохранились следы древних верований.
В итоге первое прикосновение первоклассников к тайне рождения необычного сосуда-птицы можно совместить с раскраской узора на поверхности ковша, что возможно выполнить на первом уроке художественного труда по теме. После упражнения на повтор учащиеся знакомятся с технологической картой, согласно которой и выполняют развертку ковша-утицы (уроки труда 1-2, в зависимости от подготовки учащихся). Готовую развертку, без росписи, они приносят на урок изобразительного искусства.
Обратите внимание на то, что образ художественного предмета, который выполняется учащимися из бумаги, имеет ряд отличительных признаков декоративного обобщения:
- детализация силуэта, характер линий, обрисовывающих головку, хвост птицы (заострены и выбраны с учетом материала=-=бумаги для вырезания);
- ковш-петушок. Сказочный герой Петушок=-=золотой гребешок знаком детям и может вызвать разнообразные ассоциации для создания декоративного образа.
Детское творчество в момент импровизации по мотивам хохломской росписи проявляется в следующем:
- как авторы располагают элементы, знакомые им по предыдущим занятиям, и какие новые, свои смогут нарисовать;
- как разнообразят ритм элементов, предназначенных для разных частей сосуда-птицы (хвост, тулово, шея).
При оценке учащимися завершенных работ желательно полюбоваться всем вместе многоголосным звучанием орнаментальной росписи на многочисленных ковшах. Поиграть, подвигать бумажные ковши, находя наиболее выигрышные положения их на поверхности стола. Поставить в самые красивые из них небольшие пучки осенних сухих травинок, колосков.
Обратите внимание родителей на духовную значимость этой небольшой работы первоклассников, которая помогает установить связь поколений, открыть красоту в праздничных обрядах прошлого. Пусть и в современной квартире найдется место для этого чудо-сосуда, созданного ребенком.
Заканчивая уроки по ознакомлению с хохломской росписью, стоит подумать, как оценить результаты.
Очевидно, удачей следует считать, если удалось в атмосфере творческих игр донести до первоклассников и помочь им усвоить представление о красоте родной природы в росписи хохломы; если была возможность открыть и увидеть золото осени в золоте хохломы, познакомить детей с народным мастером; если все рисунки, выполненные учащимися, не были похожи как близнецы; если педагог не требовал от первоклассников точного воспроизведения элементов кистевой росписи, так как эта задача не может решаться в условиях общеобразовательной школы.
Общение учителя и учащихся с произведениями народного искусства открыло для них существование глубоких исторических и культурных корней зарождения хохломской росписи, позволило проникнуться восхищением образным строем художественных вещей, создаваемых мастером.
Хохломская роспись=-=одна из негаснущих звезд в созвездии русских народных художественных промыслов, тот драгоценный кладезь памяти исторической и культурной, который помогает воспитывать чувство гордости за деятельность далеких предков, тех, кто мужественно пронес через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле.
2.2. Методические рекомендации по изучению хохломской росписи.
У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда, сегодня – так, а завтра – не хуже или лучше, а просто иначе. Цифровые объекты позволят расширить и разнообразить приемы работы по приобретению и закреплению навыков изображения.
Урок 1. Пейзаж с радугой.
Первый урок вводит детей в сказочный мир изобразительного искусства.
Используем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учащиеся узнают, что художник подобен волшебнику он может запечатлеть красоту окружающего мира: гордые красные тюльпаны и нежные белые ромашки, сказочные лесные дебри и веселые кудрявые березки на солнечной поляне, огненно-красные закаты солнца и тяжелые серые тучи, различных животных, человека и его трудовую деятельность и современную технику и т. д. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения. Дикторский текст, музыкальное сопровождение, изображение хорошего качества позволят ребенку настроиться на выполнение работы на уроке, откроют возможность доверительных отношений, сотворчества с учителем на уроке.
Затем дети узнают, что в настоящее время умение рисовать необходимо каждому специалисту учителю, врачу, инженеру, программисту, столяру, строителю и т. д. – любой специалист должен обладать определенным культурным уровнем, чтобы быть успешным в жизни. Но чтобы уметь хорошо рисовать, надо учиться рисовать. На уроках изобразительного искусства дети будут рисовать цветы и фрукты, различные предметы, сочинять свои «картины», иллюстрировать сказки, рисовать узоры, знакомиться с картинами художников, с изделиями декоративно-прикладного искусства, лепить овощи, фрукты, животных, сказочных героев. Посмотри, как увлеченно работает юный художник – просмотр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Показ картины и ее фрагментов сопровождается дикторским текстом и музыкой.
Детям показывают набор акварельных красок. Задают вопрос: как они называются? Уточняют название этих красок, от какого слова оно происходит: акварельные краски, которыми они рисуют, разводятся водой, отсюда и их название «водяные» (аква вода). Какими инструментами пользуется художник? Какие бывают краски? Чем отличается акварель от гуаши? После ответов детей подтверждаем или находим правильные ответы при просмотре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Свои картины, рисунки художник выполняет карандашом, масляными, акварельными или гуашевыми красками на бумаге, картоне, холсте, дереве, на стенах зданий. Уже на первом уроке учитель стремится показать детям, что изобразительное искусство удивительный мир красок, линий и образов.
Предлагаем учащимся самим попробовать поработать разнообразными кистями и красками. Выполняем рисунок радуги. Цель упражнения научить детей смешивать главные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Материалы, инструменты и бумага для выполнения рисунка должны находиться у ученика на удобном для работы месте. Краски или цветные мелки, банку с водой удобнее держать справа; лист бумаги для рисования должен находиться прямо перед рисующим, а не наклонно. В том случае, если кистью не работают в данный момент, ее кладут на специальную подставку ворсом вверх, но не оставляют в банке, так как ворс может испортиться. Обращают внимание на особенности работы акварельными красками. Объясняют, что эти краски разводятся водой на палитре; чем больше воды, тем светлее становится краска. Кроме того, чтобы краски лучше растворялись, их готовят перед рисованием, капая на каждую из каплю воды (чтобы они стали мягче), но не касаясь их при этом ворсом кисти, так как иначе краска остается на ворсе, а при последующем обмакивании кисти загрязняется и вода и краски, которые смачиваются ею. Перед упражнением дети готовят к работе акварельные краски желтую, красную и синюю. Смешение цветов делается на специально подготовленном пробнике-палитре (лист белой плотной бумаги и чистое блюдце). Учитель показывает, как из трех цветов красного, желтого и синего можно получить новые цвета. В процессе выполнения задания ребятам напоминают о том, что в акварельной живописи работают без белил. Вместо них используется белизна бумаги, просвечивающая сквозь прозрачные слои красок. В светлых местах стараются наносить меньше краски и разводить ее водой. Важно, чтобы в ходе работы дети следили за красивыми сочетаниями различных цветовых оттенков.
При подведении итогов в конце урока обращают внимание на те рисунки, в которых цвета радуги плавно переходят один в другой и сама радуга красиво и свободно расположена на листе бумаги.
Заканчиваем урок беседой о жанрах ИЗО – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В яркой, образной форме представлены жанры: портрет, пейзаж, натюрморт.
Задаем домашнее задание: найти репродукции произведений художников разных жанров или выполнить портрет родного человека, натюрморт «Завтрак» или пейзаж – вид из окна, лесной пейзаж и др.
Урок 2. Орнамент.
Урок начинается с рассказа учителя о декоративно-прикладном искусстве. Следует показать, что декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область вещей, предметов, которые окружают человека в повседневной жизни и делают эту жизнь удобной и комфортной. Для того, чтобы найти ответ на вопрос, почему искусство называется прикладным, а почему – декоративным, учащиеся просматривают анимацию «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
После общего знакомства с ДПИ, учитель переходит к теме урока: изучению орнамента.
Орнамент – это узор, украшающий предметы быта. Мы говорим: орнамент придает предметам декоративность.
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет,
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Знакомство с орнаментом в предметах быта продолжается выполнением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учащиеся собирают картинку с изображением предмета быта, после этого учитель обращает внимание на элементы росписи, рассказывает о особенностях и т.д. Дети знакомятся с орнаментами с изображениями птиц и коней в народном
искусстве. В анимации приведены примеры повседневных предметов быта и предметов для особых обрядов, например, свадьбы.
Изучаем виды орнамента. После обсуждения и примеров орнаментов из окружающей обстановки, просматриваем анимацию «Виды орнаментов». Анимация демонстрирует приемы рисования растительного орнамента. Следует зафиксировать, что существуют три вида орнамента: геометрический, растительный, орнамент с использованием элементов животного мира.
С этапами выполнения узора учащиеся самостоятельно знакомятся, просматривая анимацию «Рисунок орнамента». Завершает урок практическая работа по созданию собственного орнамента. Прежде чем учащийся приступит к выполнению этой работы, во фронтальном или индивидуальном режиме, в зависимости от комплектации учебного класса компьютерной техникой, учащиеся собирают картинку, используя задание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учителю следует в заключительной беседе обратить еще раз внимание на использование различных орнаментов мастерами декоративно-прикладного искусства.
После работы с ЦОР учащиеся выполняют рисунки на бумаге.
Урок 3. Красивые цепочки.
Все предметы декоративно-прикладного искусства хранят тепло рук мастера – все они сделаны или расписаны вручную, они рукотворные, поэтому и стали произведениями искусства. Уточняем и дополняем знания о декоративно-прикладном искусстве? Почему это искусство называют прикладным? А почему декоративным? Найди в классе предметы декоративно - прикладного искусства. Для повторения материала предыдущего урока используется анимация «Расширение представлений о декоративно-прикладном искусстве». Этот объект можно показать в начале урока, а можно и в конце урока, когда ребята убрали рабочие места.
Изучение нового материала начинается с рассказа о цвете в природе и на картинах художников. Просматриваем анимацию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дикторский текст которой включает лирическую поэзию. Далее переходим к практической работе. Перед учителем гуашь и акварель. Дети уже знакомы с этими красками. Акварель – это краски, которые разводятся водой. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Гуашь – водорастворимые краски, густые, как сметана, и непрозрачные. В отличие от акварели после высыхания одного слоя гуашевой краски его легко можно перекрыть другими. Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге.
Учитель формулирует вопросы: «Какая краска есть в наборе гуаши? Как можно получить голубой цвет, работая акварелью? Как можно получить голубой цвет, работая гуашью?» С целью усвоения нового материала, отработки практических навыков выполняем задания интерактивного модуля «Смешение цветов». В этом задании можно показать как влияет смешивание цветов на образование оттенков, формирование тонов и т.д. Первоначально на экране появляются цветные карандаши, в центре – палитра, на которой смешиваются цвета. Первоначально на палитре будет цвет выбранного карандаша, последовательно выбирая другие цвета, можно получить новую краску. Этот модуль можно использовать как при объяснении нового материала, так и для закрепления знаний или в процессе практической работы с материальными инструментами.
Окончание урока можно украсить веселым соревнованием – кто точнее и быстрее сможет подобрать цветовые оттенки – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В модуле можно получить различные оттенки цвета, учитель задает задания по подбору, например, теплых или холодных цветов и аналогичные.
В практической части урока – рисование цветных цепочек. Поможет в этом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок 4. Волшебные краски осени.
Прежде чем провести урок, желательно совершить экскурсию в парк, лес или школьный двор.
В начале урока для создания атмосферы увлеченности просматриваем анимацию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - о красоте окружающего нас мира. Окружающая человека природа издавна волновала его, восхищала своей красотой, величием, помогала в нелегкой жизни, защищала, укрывала от врагов.
Природа – главный герой многих произведений художников. Вот как писал о природе В. Берестов:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита,
Она везде, где красота.
Посмотреть, как художники изображают осень – поможет анимация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Нужный эмоциональный настрой создан и можно приступать к работе над изображением дерева. Поговорим о формате листа, о композиции. Для удобства учителя для объяснения этого непростого понятия используем анимации – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В качестве творческой минутки для отдыха – показываем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пора и нам приступать к изображению осенней сказки. Что можно нарисовать? С чего начнем работу? Посмотри, как этот вопрос решает художник – анимация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В конце урока учащиеся выполняют проверочное задание – интерактивный модуль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Урок 5. Волшебные листья и ягоды.
Урок начинается с беседы о растительном узоре в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Учитель показывает предметы народных помыслов, пусть ребята подержат в руках деревянную прялку, веретено, берестяное лукошко, плетеный лапоть, рассмотрят вышивку на полотенце или рубахе. Особо преподаватель обращает внимание первоклассников на то, что русский народ, как и все народы, имеет свою веками сложившуюся национальную художественную культуру, которая продолжает развиваться и в настоящее время. В частности, издавна художественно оформлялись детали построек крестьянских домов: наличники на окнах, двери, ворота. С большой любовью украшались орудия труда: вальки, прялки, веретена. Также красиво и внутреннее убранство домов мебель, деревянная резная и расписная посуда, ковши, лукошки, деревянные и керамические игрушки. Рассказ учителя завершается выполнением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учащиеся собирают картинку с изображением предмета быта, расписанного народными мастерами. После этого учитель рассказывает о народном промысле или учащиеся заслушивают краткие сообщения одноклассников.
Создавая свои замечательные художественные произведения, народные умельцы пользовались деревом разных пород, металлом (железом, медью, сталью, бронзой), разными видами местной глины, костью, льном, хлопком. Наиболее распространенными художественными видами обработки материала в русском декоративно-прикладном искусстве являются резьба по дереву и кости, роспись по дереву, металлу и папье-маше, лепка из глины, чеканка, гравировка и литье металла, кузнечное дело, узорные ткани, набивка тканей. Познакомиться с художественными особенностями народных промыслов поможет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Этот объект можно использовать в начале урока во время вступительной беседы, демонстрируя изображения старинных предметов народного быта и показывая современные произведения.
Рассмотрим изделия мастеров Хохломы. Часто дети, зная тему урока, приносят хохломские изделия на урок. Приемы и элементы росписи представлены в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В качестве контрольного задания на проверку понимания особенностей народного промысла можно выполнить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Интерактивные модули можно использовать в качестве творческой минутки в конце урока, организовав команды; или в середине урока для активизации творческой фантазии.
Урок 6. Волшебный узор.
В начале урока повторяем уже известные сведения о хохломской росписи, используя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Первая из них сопровождена дикторским текстом, прослушав который учащиеся ознакомятся с этапами выполнения работы. Вторую можно использовать, когда ученики будут создавать свои работы, народная музыка создать дополнительную мотивацию для работы. Это задание в игровой форме позволит повторить элементы хохломской росписи.
На следующем этапе урока расширяем свои знания о росписи Хохломы, для этого просматриваем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива,
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы!
Б. Дубровский.
Приемы выполнения хохломской росписи можно проследить и в анимации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Во второй половине урока ребята имеют возможность применить полученные навыки в творческом задании по созданию театра сказок – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это задание может выполняться индивидуально, а может быть и коллективным: ребята разбиваются на группы, придумывают сказку и показывают ее друг другу на уроке, на классном часе, родителям на родительском собрании.
Уроки 25-26 «В мире красоты»
На этом уроке отправляемся в путешествие. Хохлома – большая торговая деревня на Волге. Первые упоминания о ней относятся к временам Ивана Грозного. Земли эти принадлежали богатому подмосковному Троице-Сергиевому монастырю. В монастырских описаниях значились ковши, ложки, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Может, тогда и началась хохломская роспись. Хохломская роспись, представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. По легенде первый сосуд, вырезанный хохломским мастером, был ковш в виде утицы. В искусствоведческой литературе этот вид сосуда называют скопкарь. Любовь народа к этой форме ковша на протяжении многих веков не случайна. В нем с особой проникновенной силой передано поэтическое восприятие мира в народном творчестве. В нем слиты и удобная форма и скрытый тайный смысл – анимация «Хохломские узоры».
Продолжает рассказ о Хохломе анимация «Предметы с росписью». Сохранилась легенда о происхождении хохломской росписи. В стародавние времена полюбил парень девушку, но боялся объясниться. Надумал он сделать ей такой подарок, чтобы без слов поняла про его любовь. Парень был искусный резчик. Вот и затеял он вырезать ковш по форме и красоте словно птица-утица. Пришелся подарок девице по сердцу. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу повторил, да узорами разукрасил. А внук, когда подрос, тоже к резному делу прикипел. Придумал к тому ковшу маленькие ковшики-утята. Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый мастер свое умение и выдумку, душу вкладывал. Вслед за этой семьей и вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя сделали, а потом и на продажу. Тем и стали промышлять – сложился промысел. Продолжает рассказ об элементах росписи анимация «Сказка об элементах росписи».
Узор из цветов трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: “Пишу под растительный орнамент”. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них “травный орнамент”, или просто “травка”. “Травка” обычно пишется красным и черным цветом. Кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Ребятам предлагается выполнить элементы росписи Хохломы на листе бумаги. Это может быть орнамент в полосе, в круге – в зависимости от подготовки учащихся. Как развитие представлений о приемах росписи в процессе работы можно просмотреть
анимацию «Живопись. Этапы хохломской росписи», где представлены основные способы и приемы хохломской росписи.
Творческое задание в конце урока – интерактивный модуль «Играй и учись. Укрась одежду». Издавна одежда на Руси украшалась узорными вышивками, аппликацией, лентами и т.д. Попробуй украсить одежду кукол узорами Хохломы.






Заключение.
Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое расространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома - название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи.
Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и золотой, которые сохранились и поныне. Такая цветовая палитра обусловлена технологией изготовления, а также имеет свой символический смысл. Сложился и особый тип орнамента: «травка» - красные и черные стебли травы; «пряник» - ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев. истоки растительных узоров хохломы в культуре Руси 17 века, периоде, названном «русским узорочьем». Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.
В своем развитии роспись переживает несколько этапов.
Первый - конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

Список использованной литературы:

Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М.: Искусство, 2005.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М: Педагогика, 1997.
Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М.: Наука, 2001.
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков. - М.: Искусство, 1960.
Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. М.: Школа-Пресс, 1996.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1999.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. - М., 1992.
Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М.: Прикладное искусство, 2003.
Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. - М.: Просвещение, 2002 .
Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.-М.: Радуга, 2003.
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1999.
Казакова Т., Вишнева Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм. // Дошкольное воспитание, 1994, № 5.
Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998.
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб., 1996.
Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспитание, 1997, № 6.
Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже. //Дошкольное воспитание, 2001, № 6.
Лебедева Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством. // Дошкольное воспитание, 2005, № 4.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
Народная мудрость: Энциклопедия. М., 1995.
Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.
Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 1992.
Попова А. Н. Народные художественные промыслы. М.: Прогресс, 1993.
Рыбникова М. А. Народная педагогика. М., 1998.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. - М., 1996.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Просвещение, 1998.
Сукалова А.В. Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству. // Дошкольное воспитание, 2006, № 1.
Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством. // Дошкольное воспитание, 1997, № 5.
Халезова Н., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами монументальной скульптуры. // Дошкольное воспитание, 2006, № 9.
Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М., 1992.
Чумичева Р.М. Ознакомление детей с жанровой живописью. // Дошкольное воспитание, 2006, № 5.
Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 2004.

Приложения.




















































 Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс. - 1998. – С. 67.
 Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ. - 2000. – С. 89.
 Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М.: Искусство. - 2005. – С. 57.
 Чумичева Р.М. Ознакомление детей с жанровой живописью. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – С. 56.
 Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5. – С. 47.
 Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ. - 2000. – С. 90.
 Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя. - 2004. – С. 76.
 Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5. – С. 45.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 144515




15