Обследование словарного запаса и уровня развития связной речи посредством серии специальных заданий у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития


Обследование словарного запаса и уровня развития связной речи посредством серии специальных заданий у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития
Для экспериментального исследования монологической связной речи старших дошкольников, имеющих в анамнезе ЗПР, мы применили несколько основных методик, предложенных в современной литературе, а именно Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития, Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задания на определение уровня словарного запаса детей;
Задания для выявления степени развития грамматического строя;
Рассказ по предметной картине;
Рассказ по серии сюжетных картин;
Пересказ текста после слушания без предъявления наглядности.
Задания на определение уровня словарного запаса детей
Задание 1 (словарный запас).
Придумай, как можно больше слов, начинающиеся на ударный слог МА за 1 минуту:
Например, мама, марка, мачта, мальчик и т.д.
Оценка:
4-5 слов – 2 балла;
2-3 слова – 1 балл;
0-1 слово – 0 баллов.
Задание 2 (кругозор и словарный запас).
Подумай, кто так делает? Назови как можно больше слов за 1 минуту (каждому ребенку предлагается только 1 слово).
Например, плывут – корабли, облака, лодки, люди, рыбы и т.д.
Летят, прыгают, идут.
Оценка:
5 и более слов – 2 балла;
3–5 слов – 1 балл;
0-2 – 0 баллов.
Задание 3 (признаки предметов).
Объясни значение слова (без предъявления наглядности). Что это такое?
Например, мяч – резиновая игрушка, круглой формы, разных цветов и т.д.
Лимон, дом, телефон и т.д.
Оценка:
3 и более признака – 2 балла;
2 признака – 1 балл;
0–1 признак – 0 баллов.
Задания для выявления степени развития грамматического строя
Задание1 (согласование местоимения и глагола).
Назови действие и обязательно согласуй с его с разными местоимениями.
Например, я танцую, ты танцуешь, мы танцуем, она танцует, они танцуют.
Читаю, ем, сплю.
Оценка (если присутствуют ошибки в спряжениях, то оценка снижается):
слов-действий – 2 балла;
2-3 слова-действия – 1 балл;
0-1 слово-действие – 0 баллов;
Задание 2 (сочинительство, согласование, кругозор, словарный запас).
Закончи предложения:
Дети шли в …
Собака громко залаяла и …
Подул сильный ветер, и …
Все солдаты громко …
Листья пожелтели, потому что …
Оценка (если присутствуют ошибки, то оценка снижается):
4–5 законченных предложений – 2 балла;
2–3 законченных предложения – 1 балл;
0–1 предложение – 0 балл.
Задание 3 (согласование слов в предложении).
Составь предложения из слов:
Рисовал, мальчик, яблоко.
Белка, в, живет, дупло.
Девочка, в, едет, поезд.
Гараж, стоит, в, машина.
Дети, в, море, купаются.
Оценка (ошибки в согласовании снижают оценки):
4-5 предложений – 2 балла;
2-3 предложения – 1 балл;
0-1предложение – 0 баллов;
Составление рассказа или предложения по предметной картине
Задание на составление предложений, используя пару картинок:
Рассмотри две картинки 1, 2, и 3, на которых изображены предметы и животные и придумай предложение или небольшой сюжет, в котором будут присутствовать оба эти названия.
1 2 3

Оценка предложения или сюжета по следующим показателям (за выполнение каждого пункта – 1 балл):
Присутствие сюжетной линии или смысла в предложении.
Согласованность всех членов предложения.
Отсутствие лексических и грамматических ошибок.
Рассказ по серии сюжетных картин.
Задание: Составь рассказ по серии сюжетных картин, обязательно придумай интересное название своему рассказу.
Оценка рассказа по следующим параметрам (за выполнение каждого пункта – 1 балл):
1. Умение придумывать сюжет, придерживаться сюжетной линии;
2. Наличие основных структурных частей (вводной, основной, заключительной); сюда же относится и неимение трудностей с началом и концом рассказа;
3. Отсутствие ошибок в построении предложений, особенно, распространенных, и в согласовании слов;
4. Использование разных частей речи, особенно, прилагательных;
5. Интонационная выразительность, дикция;
6. Отсутствие в речи ребенка долгих пауз и повторов.

Пересказ текста с творческим придумыванием собственной концовки после слушания без предъявления наглядности
Задание: Послушай небольшой рассказ, перескажи его и придумай свою концовку.
Ребята готовились к Новому году. Они украшали группу. Аня и Маша вырезали узорные снежинки. Артем и Денис рисовали на доске красивые звезды. Остальные ребята наряжали елку. Вдруг Таня уронила игрушку. Что было дальше?
Оценка пересказа с творческим придумыванием концовки (за каждый пункт – 1 балл)
Пересказ составлен самостоятельно, ребенок близко передает содержание текста;
В тексте не перепутаны имена героев и их действия.
Развязка соответствует сюжетной линии, краткая и образная.
В пересказе присутствует интонационная выразительность и отношение самого ребенка к событиям.
Обсуждение и анализ результатов эксперимента
Диагностика развития уровня связной речи проводится с каждым ребенком индивидуально. Учитывая индивидуальные особенности и повышенную утомляемость детей, обследование проводится в несколько этапов.
Составляются таблицы для занесения результатов каждого этапа диагностики, включая каждого участника обследования, а также сводная таблица, в которую заносятся данные диагностика. На основании этих данных мы сможем оценить степень развития связной речи у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития.