Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: «Транспорт- легковой, грузовой, пассажирский».


Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тема: «Транспорт- легковой, грузовой, пассажирский».
Цель: продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными, согласованию прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, подборку существительных к глаголу и глагола к существительному.
-закреплять формирование обобщающих понятий « пассажирский, грузовой, легковой транспорт»,
-закреплять навыки построения предложения с предлогом,
Коррекционно-развивающие:
-развивать умение понимать обращенную речь, слуховое внимание,
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление,
-развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
-Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального настроя.
Ход урока:
I.Организационный момент
«Прозвенел звонок всем ребятам на урок,
Слушайте меня сейчас, я урок начну для вас!
II.Сообщение темы урока:
«Поезд едет, поезд мчит, он колесами стучит.
Мчится поезд во весь дух: чух-чух.
Под горой река течет, а по речке пароход.
Бьет высокая волна в его белые борта.
Едет по шоссе машина, у нее большие шины.
Тарахтит стучит мотор: « Довезу до самых гор».
В небо рвется самолет, всех ребят зовет в полет.
Мы с тобой не полетеим , а с лужайки поглядим,
Как рисует самолет, белый след назад-вперед.»
-о чем на уроке мы будем говорить? (ответы детей)
-какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, водный)
- назовите подземный, наземный, водный, воздушный вид транспорта)?
Прослушайте загадку:
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит (автомобиль)
Что за чудо-белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)
Большие грузы я везу, все, что надо привезу (грузовая машина)
И сегодня на уроке, мы будем говорить о легковом, грузовом, пассажирском транспорте. А вы знаете,что автомобиль, в который вмещаются до 5 человек называется - легковым автомобилем? Какие легковые автомобили вы знаете? Давайте повторим (легковой автомобиль). Пассажирский перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд….) Грузовой - перевозит грузы: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли …. (объяснения сопровождаются показом иллюстраций транспорта).-как называется вид транспорта в который входит до 5 человек?(легковой)
- как называется вид транспорта, в которой помещается много людей? (пассажирский автобус)-как называется транспорт, который перевозит большие грузы? (грузовой)
Давайте по подробнее рассмотрим наш транспорт. Скажите какие геометрические фигуры встречаются во всех этих машинах? (круг, прямоугольник, квадрат).
-хорошо, расскажите, тогда чем отличается круг от прямоугольника, квадрат от треугольника? (ответы детей)
Так, давайте еще раз скажем, почему этот автомобиль называется –легковым?-он маленький и в него вмещается мало людей; автобус – пассажирский – он большой и в него вмещается много людей; грузовой – так как он большой и перевозит разные тяжёлые грузы.
2. Д. игра: «Четвёртый лишний» Что из перечисленных мною будет лишнее?
3. (карточка №1)
Рассмотри и назови части транспорта. Про какой предмет можно сказать: «новый», «новая», «новый». Упражнение «Из чего – какой?» Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) – металлическая
Руль из пластмассы (какой?) -……….
Сиденье обшитое кожей (какое?) - ………
Колесо из резины (какое?) - ……….
4. (карточка №2)
Упражнение «Считай и называй» Сосчитай и назови транспорт. (запиши в кружке или отметь точками количество).
Д.игра: «Будь внимательным!» (грузовой – тишина; легковой – хлопок; пассажирский – топот).
III. Физ. минутка:
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)До угла доехали. Сели на машину, (Бег на месте.)Налили бензину. На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)Пароходом ехали, до горы доехали. (Шагаем на месте.)Пароход не везет, надо сесть на самолет.Самолет летит, в нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».IV. Конструирование – «Собери авто» - Сейчас мы будем механиками необходимо отремонтировать машину, так чтобы они стали одинаковыми. – обведи и раскрась, только тот транспорт, о котором мы сегодня говорили.
V. Упражнение «Расскажи-ка»
Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давайте, поможем ему доехать. Рассмотрите план стр. 31 и дополни рассказ взрослого нужными словами. –Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?*
Из дома Ваня (что сделал?)…. (вышел), речку по мостику он….(перешёл) и дальше ….(пошёл). Ваня к дороге…(подошёл), на мотоцикл …(сел) и …(поехал). По дороге ехал, в горку …(въехал), с горки…(съехал), озеро …(объехал), кочку….(переехал) и на железнодорожный вокзал …(приехал). В город…(приехал), из поезда вышел, остановку нашёл и к ней ….(подошёл). Ваня в ….(машину) сел и…(поехал). В аэропорту сел на..(самолёт) и …(полетел). Лес он (пролетел), горы…(перелетел), летел, летел и …(прилетел). Из …(самолёта) Ваня вышел и пошёл. Шёл, шёл, в порт …(пришёл). Сел он на ..(катер) и от берега …(отплыл). К пляжу он…(приплыл) и стал отдыхать.
*Примечание: Перед началом рассказа рассмотреть наглядный план. Дополняя рассказ, ребёнок должен самостоятельно выбирать наиболее скоростные виды транспорта. (карточка №3).
VI. Итог урока.
- чем занимались?
- что вам было интересно?
- что вам запомнилось больше всего?