Коррекционно-развивающее занятие Зубы и уход за ними

Тема занятия: "Зубы и уход за ними"
Цель: Выяснить, почему и как нужно ухаживать за зубами.
- Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово «Здравствуйте! Здравствуйте!». И вы тоже по чаще говорите «Здравствуйте!» маме, папе, друзьям, прохожим и, конечно же, нашим гостям. (Дети поворачиваются лицом к гостям, здороваются).
- Вы почувствовали, как у них поднялось настроение? Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове «здоровье» много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте.
2.Выведение темы и целей
- А теперь послушайте загадки.
1) Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
2) Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
О чем эти загадки? (О зубах).
Как вы думаете, нужно ли за зубами ухаживать?
Какова тема нашего занятия?(Зубы и уход за ними).
А хотите узнать, почему и как нужно ухаживать за зубами?
Какая же цель нашего занятия? (Выяснить для чего и как ухаживать за зубами).

1.Познакомиться с видами зубов.
2.Узнать,что влияет на состояние зубов.
3.Научиться правильно ухаживать за зубами.

3.Изучение нового.

Народная мудрость гласит: «Зубы- залог здоровья» Как вы думаете почему? (По состоянию зубов мы можем судить о том, здоров ли наш организм.
.- Ни волчонок, ни зайчонок, ни бобренок не могут жить без зубов. А мы? Подумаешь, один зуб заболел. Вон их сколько у нас! Возьмите зеркальце и посчитайте, сколько у вас зубов.
( У всех по-разному. Потому что в вашем возрасте молочные меняются постоянными.)
Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека? '
У человека ,который заботится о своих зубах,32 зуба. 28 вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.
К тому времени, когда вам исполнилось 2,5-3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20.
Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.
И все они нам нужны.
В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на три вида. Вот сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение. А для этого проведем небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.
Опыт. На столе у каждого лежит кусочек яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.
(Учащиеся проводят опыт.)
А теперь проверим:
_ Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от яблока небольшой кусочек.) Какие зубы в этом участвовали? Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних. Это– резцы. (Показ на макете и на слайде).
_ Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?
_  Да, в измельчении, перетирании пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта. которые называются коренными.
Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Это заостренные зубы- клыки.
С какими видами зубов мы познакомились?

Какой вывод мы сделаем? Все ли зубы важны для нашего организма?

Каждый из твоих зубов нужно беречь.

Природа позаботилась о том, чтобы сохранить наши зубы здоровыми. Каждый зуб это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу в течение всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?
Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится. Но даже и такое твердое вещество ,как эмаль, может разрушиться.
Физкультминутка.

- Как здорово, когда зубы здоровы и не болят. А вот если зубы заболели, что же делать? Послушайте стихотворение.
Плохо стало жить мне вдруг –
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу, как тень.
Надо б к доктору идти,
Кто поможет мне дойти?
- А от чего могут болеть зубы? ( Плохой уход за зубами: неправильная чистка, неправильное питание.)
- Верно. Питание очень сильно влияет на здоровье зубов. А какие продукты вы едите на обед? (Перечисляют.)
-А все ли продукты полезны для зубов? Есть ли вредные? Почему они вредные? (Много содержат сахара, очень твердые, или кислые.)
- Ребята, все верно. Но есть продукты очень полезные для зубов. Все эти продукты можно разделить на 4 группы: (Слайд )
молочные продукты– содержат кальций и жиры,
мясо и рыба – содержат белки и жиры,
хлеб и крупы – углеводы,
овощи и фрукты – витамины и минеральные вещества.
А что, если человек много ест сладкого?
В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов. Некоторые виды бактерий при поступлении в рот сахара, вырабатывают клейкие вещества.
На доске появляется запись:

БАКТЕРИИ + САХАР = КЛЕЙКИЕ ВЕЩЕСТВА.

Так образуется зубной налет. Бактерии налета выделяют кислоту. А кислота начинает разрушать эмаль, защитный слой зуба. (Показ по таблице «Как развивается кариес»). Тогда начинается кариес. Кариес растет, появляется полость – начинается боль.

-Ребята,а к какому врачу мы отправим человека с зубной болью?(К стоматологу)
-Посещать стоматолога нужно только, когда зуб заболит?(Стоматолога рекомендуется посещать 2 раза в год, чтобы вовремя заметить больной зуб и не допустить развитие кариеса)

- А теперь мы поиграем в игру «Веселый и грустный зубик». У всех вас на парте есть изображения двух зубиков , грустного и веселого. Я буду вам называть продукты. Если продукт полезен для зубов, вы показываете веселый зубик. Если вреден – грустный.
Продукты: чипсы, сыр, молоко, газированный лимонад, шоколадка, картофель, яблоко, мясная котлета, чупа-чупс, черный хлеб, пирожное, гречневая каша, огурец, лук, конфета.

Замечательно справились с заданием. Давайте сделаем вывод.
Какие продукты питания вредны для зубов?(Сладкие и газированные).
Но не только неправильное питание может их разрушить.
Ситуации «Правильно ли я делаю?»
Учитель берет иголку, использует ее в качестве зубочистки.
(Нет, зубочистка должна быть деревянной)Показ зубочистки.
Не ковыряйте в зубах металлическими предметами (булавками, иголкой).
Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.

Учитель берет проволоку и нитку, пытается поочередно их перекусить зубами.
(Нет, нужно использовать ножницы)
Не откусывайте нитку и проволоку зубами.

Учитель берет орех, пытается его раскусить.
(Нет, нельзя раскусывать твердые предметы.)
Какой вывод мы сделаем? Почему болят зубы?

Физкультминутка.
А чтобы не позволить злым бактериям разрушить наши зубы, нужно не забывать правильно чистить зубы ,чтобы удалить опасный налет. И тогда белоснежная улыбка вам обеспечена.

5. Гигиена зубов.
Какие предметы нам нужны для ухода за зубами?
Чтобы избежать кариеса мы будем дружить с Тюбиком и Щеткой.
- Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щетке?
У каждого человека должна быть зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.
Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей зубной щеткой и сами никогда не пользуйтесь чужой. Меняйте щетку раз в 3-4 месяца.
Только ли зубной пастой можно чистить зубы?
Нет. Есть зубные порошки, зубные эликсиры, зубные нити-флоссы, которые удаляют остатки пищи из промежутков между зубами.
- Чистить зубы надо 2 раза в день: утром и перед сном,
- После еды всегда полоскать рот теплой водой.
Кто покажет, как правильно чистить зубы?
Практическая работа.(2ученика показывают, как они умеют чистить зубы)
Учитель объясняет, как это делать правильно.
Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех минут.
Все учащиеся выполняют практическую работу.
Давайте повторим правила чистки зубов.(Слайд)

Ребята, выполнили ли мы третью задачу- научились правильно чистить зубы? Молодцы!
- А для чего нам нужно выполнять эти правила?
Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы.
Врач-стоматолог просит вас соблюдать эти простые правила (на слайде)
(Чистить зубы 2 раза в день,полоскать рот после каждого приема пищи, правильно питаться, посещать стоматолога 2 раза в год).
-Ребята,какая цель нашего занятия?
-Мы справились со всеми задачами? Достигли цели нашего занятия?
- Для чего нужно ухаживать за зубами? (Чтобы сохранить хорошее здоровье).
-А сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный?

- Ничто не придает столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. «Нет, зубов - нет здоровья», - говорят французы.(Слайд)

15