Методический доклад Использование технологии индивидуализации обучения на уроках сольного пения.

МАУ ДО Детская школа искусств №9 г.Пермь






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬНОГО
ПЕНИЯ в ДШИ.

Методический доклад.







Автор: преподаватель
сольного пения высшей
категории Богатко И.С.









Пермь 2014 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬНОГО
ПЕНИЯ в ДШИ.
Технология индивидуализации обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. Технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие её основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
В современной отечественной педагогической практике яркими примерами технологии индивидуализации являются:
Проектная технология;
Технология индивидуализированного обучения Инге Унт (профессор НИИ педагогики Эстонии);
Адаптированная система обучения С.А. Границкой (Границкая Антонина Сергеевна (профессор Института иностранных, языков им. Мориса Тореза);
Обучение на основе индивидуально-ориентированного плана В.Д. Шадрикова (Шадриков Владимир Дмитриевич (доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса).
Цель технологии индивидуализации обучения сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным для каждого ученика.
Индивидуализированное обучение, определенное Г.К.Селевко в описании педагогической технологии индивидуализации обучения, это:
- организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализации обученияпредставляет динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы, средства. Несмотря на общие принципы технологий индивидуализации, можно выделить особенности их содержания и методики. На современном этапе автором технологии индивидуализации обучения является Унт Инге Эриховна – доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии.
Важно содержательно различать широко известный и принятый всеми в педагогике так называемый "индивидуальный подход" и "процесс индивидуализации".
Разработанный в обучении индивидуальный подход сводится в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых, подготовленных и неподготовленных, к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала;
Главная цель индивидуального подхода в обучении - подтягивание всех к общему знаменателю. В данном случае индивидуальный подход является лишь одним из средств для достижения цели - социализации подрастающего поколения.
Совсем другая ситуация складывается, когда образование понимается как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью.
В этом случае ставится более широкая задача - "вывести" ученика в процесс образования как управления своей собственной образовательной траекторией, помочь ребенку нарабатывать собственные приемы работы, необходимые в построении им своей личной индивидуальной образовательной программы. Такое понимание образования задает и поддерживает другую целевую ориентацию в педагогике - процесс индивидуализации.
Технология индивидуализированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Многим известно, что большинство предметов в ДШИ являются индивидуальными. Предмет «сольное пение» не исключение. Таким образом, технология индивидуализации с успехом может внедрятся в систему обучения пению и способствовать личностному росту ребенка, что очень важно в системе дополнительного образования.
В своей работе я использую индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы (технология индивидуализированного обучения Инге Унт)
Мой опыт работы по применению данной технологии в образовательном процессе в ДШИ представляет следующую технологическую цепочку:
«Выявление субъектного опыта» ребенка.
Если главная ценность для педагога сам ребенок, то изначально необходимо признать, что этот ребенок, является носителем уникального, неповторимого «субъектного опыта» (термин И. С. Якиманской), и поэтому первый «шаг», который я делаю – выявление этого опыта, оно происходит это в ходе наблюдения, диалога в самые первые дни, недели встречи с обучающимся, прибывшими впервые в ДШИ. Выявляю познавательные интересы. Результат первого шага технологической цепочки такого метода – согласие, понимание, взаимопонимание, сотрудничество.
«Развитие личностного образа»
Одним из ведущих приемов педагогической поддержки в представляемой системе является индивидуальное собеседование – это начало - «пролог» к совместному труду, к развитию, движению вперед. Я стараюсь быть в курсе событий, домашних дел ребенка, учитывать и преодолевать недостатки семейного воспитания, а также неразвитость мотивации, слабость воли. Учитываю факторы, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженную работоспособность и др.). Необходимо расположить ребят к себе, искренне интересоваться их настроением, успехами. Неумение педагога вникать в жизненные проблемы ребёнка порождает у учащихся отчуждение от процесса обучения. Я помогаю ребятам увидеть смысл в работе и мы совместно выстраиваем индивидуальную программу личностного развития.
«Самостоятельность»
Мои занятия состоят из нескольких частей: обучение, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа педагога с учеником. Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
Основной этап сотрудничества и сотворчества, начинается с процесса «научения», где предусматривается программа овладения способами деятельности. Один из главных аспектов обучения, по мысли В. Д. Шадрикова, развитие способностей. Мои занятия включают приёмы, которые позволяют научить ребенка в зависимости от его способностей:
голосовые сигналы доречевой коммуникации;
артикуляционную гимнастику;
обучение певческому дыханию;
интонационно- фонетические упражнения;
дыхательную гимнастику;
игровые приемы певческой работы;
пение различных вокально-тренировочных упражнений;
разучивание и самостоятельное исполнение вокального репертуара.
Это привело к интересным результатам. Помимо возникшего интереса детей к музыке, ее нравственно-эстетического познания, интонационно – стилевого постижения, произошло улучшение музыкального слуха, голоса, ритма. В процессе обучения певческому дыханию формировалось правильное отношение к здоровью, охране голосового аппарата, осознанному владению артикуляцией.
«Создание ситуации успеха»
Я стараюсь создать ситуацию успеха это итог определенного пути, когда приложено немало усилий педагога и ученика, и наступил тот момент, когда в полной мере проявилось «желаемое», то особенное, неповторимое, индивидуальное, которое было незнакомо даже самому ребенку. Таким итогом может быть, например, мероприятие, где сам участвовал ребёнок (концерт. конкурс). Именно в этот момент создается яркий и запоминающийся «образ успеха», к которому не раз возвращается память ребенка, чтобы он эмоционально пережил мгновение, когда он «приподнялся над самим собой», почувствовал себя «другим». Подобный путь еще раз убеждает детей, что педагог не «над ними», а «рядом с ними», «Ситуация успеха» это не просто похвала учителем ученика, это момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным завтрашним» благодаря созданной педагогом «развивающей среде». У обучающегося формируется адекватная самооценка, увлеченность, желание творить, созидать. Итог данного этапа самоопределение и самореализация ученика, когда ребенок начинает выстраивать сам определенную стратегию своего поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.
«Рефлексивный анализ самоанализ»
Я провожу рефлексии настроения и эмоционального состояния, оно целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с учеником в начале и конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, музыкального фрагмента. Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. «Рефлексивный анализ – это обязательный компонент каждого нашего занятия. Это позволяет отслеживать, «что личность берет себе» из сознательного, духовного опыта, какие ценности становятся для нее личностно значимыми.

Список литературы
Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - м : Просвещение, 1991.
Пряншиников И.“Советы обучающимся пению ”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии » Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.)
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. /Кишинев: Лумина.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. - М.: Логос, 1993
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.
М., 2000

15