«Начальный этап освоения многоголосия на уроках сольфеджио, сольного пения и хора».


«Начальный этап освоения многоголосия на уроках
сольфеджио, сольного пения и хора».
Открытый интегрированный урок по сольфеджио, сольному пению и хоровому классу.
14.04.2016г.
Преподаватели:
Масленникова Ольга Леонидовна – сольфеджио;
Шохирева Елена Борисовна – сольфеджио, хоровой класс;
Ткачёва Алла Валерьевна – сольное пение;
Шнейдер Тамара Моисеевна – хоровой класс;

Эпиграф урока:
«Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине»
(амхарская пословица)

Цель урока: Показать различные формы и методы работы над освоением многоголосия.
Задачи: 1). Повторение понятий «многоголосие», «ансамбль», «унисон», «терция», «каденция», «акколада»
2). Совершенствование умений двухголосного исполнения упражнений и произведений.
3). Расширение общего музыкального кругозора учащихся.
4). Развитие гармонического, внутреннего слуха и чувства ансамбля и строя.
5). Развитие внимания при пении в ансамбле и умения слушать себя и других исполнителей.
6). Воспитание интереса к ансамблевому (многоголосному) пению и любви к народной музыке и творчеству отечественных композиторов.
Тип урока: урок – повторение, закрепление полученных знаний.
Оборудование: доска, ноутбук, синтезатор, фортепиано, фонограмма песни А. Ермолова «Тигрёнок», учебники по сольфеджио 2 часть (В. Калмыков, ГГ. Фридкин), ноты песни «Солнце скрылось за горою».Методы обучения: словесный, музыкально-творческий, музыкально-слуховой, анализ, вокально-хоровой, ансамблевое пение.
Ход урока:
1.. Организационный момент (слово пред. О.Л. Масленниковой) – регистрация учащихся, озвучивание темы, цели и задач урока. 2. Повторение: Прежде, чем перейти к основной части нашего урока, давайте вспомним понятия, записанные на доске, так как к ним нам придётся сегодня не раз обращаться.
Что такое: «Унисон»? «Ансамбль»? «Многоголосие»? «Терция»? «Каденция»? «Акколада»? « Канон»? (ответы учащихся)
Ребята, двухголосная музыка имеет свои особенности нотной фиксации. Существует три способа записи:
1. Каждый голос (другое название – партия) пишется на отдельной нотной строке. Эти строки объединяются скобкой, которая называется акколадой.
 2. Оба голоса (обе партии) пишутся на одной нотной строке штилями в разные стороны. В этом случае правило направлений штилей в зависимости от высоты звука отменяется, в верхнем голосе штили всегда будут направлены вверх, в нижнем – вниз. Обратите внимание, что две последние ноты записаны с двумя разнонаправленными штилями – это означает, что данные ноты относятся и к верхнему, и к нижнему голосу.

3. В случае, когда длительности в обоих голосах одинаковые, штили у обоих голосов могут быть объединены и направлены в одну сторону. Обратите внимание, что в последнем такте запись выглядит как одноголосная мелодия, однако предыдущая запись подразумевает, что здесь звучат оба голоса. 
При двухголосном пении нужно внимательно следить за точностью исполняемого голоса как в отношении высоты звуков, так и в отношении длительностей. Особенное внимание уделять единому в обоих голосах темпу. Прежде чем петь двухголосие, нужно тщательно отработать свою партию, выучить её. Чрезвычайно полезно одну партию исполнять голосом, а другую играть на инструменте.
Форм работы над освоением многоголосия на уроках сольфеджио, сольного пения, хора много, мы говорили о них подробно в своих методических работах, и некоторые из них мы сегодня покажем.
3. Закрепление пройденного материала (слово преп. Е.Б. Шохиревой):
В начале урока очень важно, чтобы ребята настроились на тональность Ре мажор, «попробовали» голосом внутри ладовые тяготения, выстроили унисон. Для этого используются следующие приемы: 1) пение гаммы Ре мажор в прямом движении (если возникает необходимость, с гармонической поддержкой преподавателя); 2) пение гаммы «через ступень» (одна ступень поется вслух, следующая «про себя»; 3) пение опеваний и ступеней по таблице; 4) пение верхнего участка гаммы от 5 к 1 ступени (от примы к кварте и обратно) двухголосно ; 5) пение нижнего участка гаммы от 1 к 5 ступени (от примы к квинте и обратно) двухголосно.
Двухголосные номера (слово пр. О.Л. Масленниковой): Двухголосие один из начальных этапов освоения многоголосного пения. Работу над двухголосием мы начали ещё в 1,2 классах:
- подстраивали к 1 ступени терцию, квинту, сексту и слушали получившиеся интервалы;
- пели опевание устойчивых ступеней на два голоса;
- пели песни с аккомпанементом;
- пели двухголосные каноны, а также упражнения, в которых одна группа пела выученную мелодию на фоне повторяющихся интонации и слов у второй группы (дин-дон, кап-кап, др.);
- сочиняли и пели свои каденции на фоне исполнения выученной мелодии всей группой. . Сейчас мы исполним двухголосный номер «Учил Суворов» (№ 68, сольфеджио 2 ч), в котором унисонное исполнение чередуется с двухголосным. Повторяем партию каждого голоса. Какой интервал звучит в двухголосии? (терция). Какой характер у песни? Какой интервал часто встречается в мелодии? (ответы ). Теперь прошу исполнить номер в характере марша бодро, чётко и послушать терцию при пении на 2 голоса (исполнение).
Следующий номер 45 «Сад» из того же сборника предлагаю исполнить двухголосно, но уже с аккомпанементом одного из учащихся (синтезатор). Определяем интервалы, которые образуются между голосами, характер песни, повторяем отдельно каждый голос. При исполнении слушаем друг друга и аккомпанемент (исполнение). Анализируем исполнение.
4. Исполнение в вокальном дуэте. Слово передается преподавателю сольного пения А.В. Ткачёвой, которая представляет вокальный дуэт учащихся Дробышева Ивана и Курочкиной Марии. Преподаватель: я обращаюсь ко всем присутствующим на нашем уроке, скажите, что такое ансамбль? Какие бывают ансамбли? Свободное обсуждение и ответы учащихся)Преподаватель: подводя итог нашему обсуждению делаю, вывод: Ансамбль – в переводе значит « вместе»,  это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов звучания. Ансамбли бывают инструментальными и вокальными. Преподаватель: Какой у нас на уроке представлен ансамбль? Учащиеся: ВОКАЛЬНЫЙ! Преподаватель: Верно. А знаете, что самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных  ансамблей:
унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
ансамбль солирующего голоса;
ансамбль нескольких солирующих голосов;
полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);
ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) – характерен для стилей джазовой музыки. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного пения. Почему? Потому что если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». А как можно научить петь в два голоса на уроке сольного пения в ДШИ? Об обучении детей двухголосному пению
(информация для преподавателей)
Центральное место в проблеме обучения детей двухголосному пению на начальном этапе занимают следующие вопросы:
определение сущности двухголосного пения;
условия перехода к двухголосному пению;
значение и содержание подготовительного периода;
содержание и значение упражнений в обучении;
репертуар и принципы его подбора на начальном этапе обучения.
В соответствии с программой обучения есть рекомендации по работе в ансамбле в классе сольного пения. Они следующие. На 3-5 годах обучения учащиеся проходят класс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:
- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее значительному расширению кругозора учащихся и повышению их общего музыкального уровня;
- воспитание у учащихся чувства ансамбля – умения слышать себя и партнеров;
- стремление к художественному единству при исполнении.
Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с несложных, небольших дуэтов, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями. Предлагаю всем присутствующим на нашем уроке послушать песню современного композитора А. Ермолова « ТИГРЁНОК» в исполнении вокального дуэта Курочкиной Марии (3 класс эстетика) и Дробышева Ивана (4 класс сольного пения).
Звучит песня « ТИГРЁНОК»
Свободное обсуждение и оценка учащихся исполнению песни.
5. Многоголосное пение в младшем хоре. Слово преподавателю младшего хора Т.М. Шнейдер.
Предлагаю детям, разделится на две группы, и каждая по очереди в полголоса проговаривают четверостишие « На болоте стоит пень веселиться ему лень. Ждёт, кто пощекочет, он смеяться хочет». Первая группа начинает проговаривать этот текст, а вторая вступает с опозданием на одно предложение в том же темпе. Такой приём называется « речевой канон». Задача для учеников не потерять ни одного слова и не срываться. Важно слышать себя и свою группу. Начинающая группа последний слог удерживает и ждёт когда вторая группа присоединиться и завершит одновременно с ней. Закрепив результат, меняемся группами, теперь начинает вторая группа, а заканчивает первая. На уроке мы экспериментируем с данной скороговоркой. Поём двухголосный канон на различных интервалах: м3,б3, ч4 ,ч5. Затем переходим к канону композитора Елены Попляновой «Шла весёлая собака». Сегодня мы используем мелодический канон, однако, на других уроках мы использовали мимические каноны, речевые, бесконечные, каноны жестов. На этом открытом уроке я использую «Вокально - хоровые упражнения в детском хоре» Н, Добровольской. «Каденции» из этих упражнений способствуют развитию гармонического слуха. Предварительно ребята отвечают на вопросы о каденциях и интервалах. Детям предлагается играть эти каденции, за тем играя петь то один голос то другой. Большое развитие дети получают, осваивая русские народные песни. Анализируя их с детьми. мы видим параллельное, встречное движение голосов, подголоски. Затем переходим к изучению песни «Во поле берёза стояла». Сначала мы учим основную мелодию, затем второй голос и поём в двухголосном варианте. Ученикам предлагается делать остановку на каждом интервале, закрепляя, таким образом, гармоническое звучание. В заключение урока была исполнена песня М. Блантера «Солнце скрылось за горою». Помимо точного интонирования, детям предлагалось использовать выразительные средства. Особое внимание уделить динамическим оттенкам. От начала произведения пианиссимо, до форте в середине песни и возращения к пианиссимо. Ребятам предлагалось пофантазировать над созданием образа. При подведении итогов урока, были поставлены отметки за активность на уроке.
6. Заключение. Любой УЧАЩИЙСЯ может стать великим музыкантом, необходимо лишь найти подход к пробуждению его талантов, способностей и правильно построить учебный процесс. Все это лежит в компетенции преподавателя, который должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умениями наравне с музыкальными способностями, чтобы уметь разбудить и распознать в каждом ребенке МУЗЫКАНТА.
Список литературы. Б. Калмыков, Г. Фридкин Учебник сольфеджио 2 часть №68; №45;
Н, Добровольской. ««Вокально - хоровые упражнения в детском хоре», « Каденции»
" Учимся петь" Анна Симеонова 2004г.
Г.Струве «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества».
В. Крюков «Музыкальная педагогика».
В. Буланов «Упражнения для разогрева голосового аппарата и подготовка к технической работе».

Елена Поплянова песня «Шла весёлая собака».
Народные песни, скороговорки, каноны, попевки.
А. Ермолов песня «Тигренок».
М. Блантер песня « Солнце скрылось за горою».
Приложение.