Программа хорового и сольного пения Объединение дополнительного образования.


МКОУ Криничанская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на « Утверждаю»
педагогическом совете Директор школы
Протокол № от Приказ № от

Программа хорового и сольного пения
Объединение дополнительного образования.
«Камертон»

Программу составила учитель музыки
Тютерева Ирина Алексеевна

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- воспитание гармонично развитой личности, раскрытие индивидуальных возможностей и способностей детей
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные задачи.
Последовательное и систематическое развитие интересов и вкусов учащихся; развитие их музыкальных и творческих способностей; формирование взглядов и убеждений, умений и навыков.
Образовательные задачи.
Формирование умений следить за развитием музыкального образа; усвоение принципов музыкального развития (повторяемость, вариационность, контраст); овладение основами вокального мастерства; организация постановочной и концертной деятельности.
Развивающие задачи.
Развитие вокально–хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения песен и музыкальных композиций; развитие ритмического, ладового чувства; развитие тембрового слуха; развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования умений и навыков.
Воспитательные задачи.
Воспитание интереса и любви к народной и классической музыке, передающей красоту человеческих чувств; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, природе, человеку; создание дружественной среды в коллективе; адаптация к современной жизни на основе культуры, знаний, умений и навыков.
Основные содержательные линии:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволит педагогам дополнительного образования объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
В вокально–хоровом объединении « Камертон» две возрастные группы - средняя и старшая группы:
средняя – 9 – 12 лет;
старшая – 13 -16 лет.
Программа содержит следующие разделы:
- Пение (вокально–хоровые навыки)
- Разучивание репертуара.
- Музыкальная грамота
Режим работы:
Хоровые группы: 2 часа в неделю в каждой хоровой группе:
- средняя – 2час
- старшая – 2час

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
1.Хоровое пение.
Средняя группа.
Ознакомление учащихся с основами вокально – хорового искусства и основными вокально – хоровыми навыками. Певческая установка. Дирижерский жест. Дыхание. Звукообразование, дикция, фразировка. Строй и ансамбль. Качество звука.
Практические занятия.
При пении стоя, учащиеся должны находиться в спокойном, ненапряженном состоянии: стоять прямо, руки спокойно опустить. При пении сидя – сидеть на половине стула, прямо, ноги упирая в пол. Выполнять по руке дирижера четыре основных указания: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Менять по руке дирижера силу звука, темп, характер звуковедения, выравнивать строй (выше, ниже).
Дыхание брать бесшумно, не поднимая плеч. Выдох – мягкий, легкий.
Осмысленно и выразительно произносить текст песни. Петь легким, звонким, ненапряженным звуком в диапазоне от ДО(1) до РЕ(2).
Ясно выпевать все гласные звуки, округляя их. Пользоваться в основном мягким началом звукообразования (мягкой атакой), четко произносить согласные.
Сливаться в чистый и ясный унисон. Чисто интонировать. Слушать и контролировать свое пение.
Старшая группа.
Повторение и закрепление материала, пройденного в младшей группе. Ознакомление и закрепление нового материала по разделам выработки вокально-хоровых навыков: дыхание, качество звука, звукообразование, дикция, фразировка, строй и ансамбль, дирижерский жест.
Практические занятия.
Учащиеся должны уметь сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следя за кратковременной задержкой дыхания перед пением. Пользоваться цепным дыханием. Следить за качеством звука.
Находить и исполнять кульминации во фразах. Чисто интонировать свои партии. Петь произведения с элементами полифонии. Хорошо понимать дирижерский жест.
2. Разучивание репертуара.
Средняя группа.
Народная песня.
Раскрытие темы. Значение народной песни – воспитывать уважение к прошлому, национальную гордость, приобщает к интонациям родной музыкальной речи, к многоголосию.
Современная песня.
Сообщение об авторах. Раскрытие темы. Художественный образ.
Классика.
Беседа об исторической эпохе, времени жизни и творчества композитора – классика. Краткая характеристика его творчества.
Практические занятия.
Показ – исполнение песни. Разбор и объяснение содержания. Разучивание музыкального материала. Работа над исполнение.
Старшая группа.
Народная песня.
Беседы о фольклоре. Специфические качества народной песни: переменный лад, смешанные размеры, подголосочность, многовариантность, многоголосие, импровизационность. Идейно – воспитательное воздействие песни на трудовую и творческую деятельность людей.
Современная песня.
Сообщение об авторах. Стилевые и жанровые особенности. Музыкальный язык. Тематика содержания.
Классика.
Все об авторе. Особенности жанра и стиля. Связь с народными истоками.
Практические занятия.
Исполнение – показ партитуры. Разбор текста, раскрытие содержания. Разучивание по партиям, по слуху. Работа над строем, ансамблем, образом, характером. Исполнение музыкальных композиций и песен с солистами; с сопровождением; без сопровождения.
3. Музыкальная грамота.
Средняя группа.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе от ЛЯ(м) до ЛЯ(2). Мажор. Минор. Динамические оттенки. Строение музыкального произведения (форма): 2х, 3х частная, куплетная.
Практические занятия.
Систематически развивать звуковысотный, ритмический, ладовый и тембровый слух, как основу всех знаний о музыке и пения по нотам. Различать высокие, низкие звуки, восходящее, нисходящее движение мелодии, долготу, громкость. Петь звукоряд от ДО(1) до ДО(2) с названием звуков. Отличать мажорные мелодии от минорных. Различать ударные и безударные доли такта. Знать 2х, 3х, 4х дольные размеры.
Старшая группа.
Укреплять знания, полученные в младшей группе. Различать строение музыкальной формы (вариации, рондо, сонаты). Различать строение мажорного и минорного лада. Различать тембры оркестров народных инструментов и духовых(ср. гр.); симфонического оркестра ( ст. гр.).
Практические занятия.
Петь мажорные и минорные гаммы от заданного звука с названием нот. Петь любую ступень гаммы, устойчивые и неустойчивые звуки; мажорные и минорные трезвучия.
Примерный тематический план.
Средняя группа.
№п/пНаименование тем Общее кол.час. Из них Из них
теория практика
1.
2.
3. Пение
Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков. Пение импровизаций.
Слушание, разучивание репертуара
Народная песня.
Современная песня.
Классика.
Музыкальная грамота.
30

30

10
5
5
5

25

25
5
Итого: 70 15 55
Старшая группа.
№п/пНаименование тем Общее кол.час. Из них Из них
теория практика
1.
2.
3. Пение
Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков.
Слушание, разучивание репертуара
Народная песня.
Современная песня.
Классика.
Музыкальная грамота. 30

30
10 5
5
5
25
25
5
Итого:
70 15 55
Литература.
Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. М.1999.
Прибылов Т.Н. Пути реализации областной концепции воспитания: Методические рекомендации. Воронеж, 2000.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание детей. М.1989.
Дмитрова Л.Г. Методика музыкального воспитания. М. 1998.
Календарно-тематический план (старшая группа)
№№ п/пТема Дата Кол-во часов
1. 1. Распевание
2. Разучивание « Что же значит для нас учитель?», « День учителя»
3. Подготовка к празднику «Дню учителя». 07 09 2ч.
2. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа « Что же значит для нас учитель?», « День учителя»
3. Подготовка к празднику «Дню учителя». 14 09 2ч.
3. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Вокально-хоровая работа « Только добротой сердец» , «Школа родная»
3. Подготовка к празднику «Дню учителя». 21 09 2ч.
4. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа « Только добротой сердец» , «Школа родная»
3. Подготовка к празднику «Дню учителя». 28 09 2ч.
5. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Листопад», «Падают падают листья».
3.Музыкальная грамота (мелодия, лад, темп в песне). 05 10 2ч.
6. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Вокально-хоровая работа «Листопад», «Падают падают листья».
3. Подготовка к осенним праздникам. 12 10 2ч.
7. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Что такое лужа?» муз. О. Хромушина, сл. А Крупицкой, р. н. п. «На горе калина»
3. Подготовка к осенним праздникам. 19 10 2ч.
8. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Что такое лужа?» муз. О. Хромушина, сл. А Крупицкой, р. н. п. «На горе калина»
3. Подготовка к осенним праздникам. 26 10 2ч.
9. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Разучивание «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина3. Музыкальная грамота (метр, лад, ритм). 16 11 2ч.
10. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина
3. Подготовка к празднику Дню Матери. 23 11 2ч.
11. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа
3. Подготовка к празднику Дню Матери. 30 11 2ч.
12. 1. Распевание.
2. Разучивание « Все, что сердцу дорого» муз. Ю Чичкова.
3. Подготовка к празднику Дню Матери. 07 12 2ч.
13. 1.Вокально-хоровые упражнения.
2.Вокально-хоровая работа « Все, что сердцу дорого» муз. Ю Чичкова3. Музыкальная грамота (метр, лад, ритм).
4. Подготовка к Новому году. 14 12 2ч.
14. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Вокально-хоровая работа « Все, что сердцу дорого» муз. Ю Чичкова3. Музыкальная грамота (динамика, регистр, тембр).
4. Подготовка к Новому году. 21 12 2ч.
15. 1. Распевание.
2. Разучивание р. н. п. «На горе калина»
3.Музыкальная грамота (динамика, регистр, тембр).
4. Подготовка к Новому году. 28 12 2ч.
16. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Вокально-хоровая работа
3. Подготовка к Новому году. 18 01 2ч.
17. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2.Вокально-хоровая работа «На горе калина» 25 01 2ч.
18. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Разучивание
3. Музыкальная грамота (мелодия, ритм) 01 02 2ч.
19. 1. Вокально-хоровые упражнения.
2. Вокально-хоровая работа
3. Музыкальная грамота (формы музыкального произведения, лад, мелодия, ритм) 08 02 2ч.
20. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа
3. Музыкальная грамота (формы музыкального произведения, лад, мелодия, ритм)
4. Подготовка к празднику Дню защитника Отечества. 15 02 2ч.
21. 1. Распевание.
2. Разучивание «Ровесницы наши» муз. Ю. Чичкова3. Музыкальная грамота (формы музыкального произведения, лад, мелодия, ритм)
4. Подготовка к празднику Дню защитника Отечества. 22 02 2ч.
22. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Ровесницы наши» муз. Ю. Чичкова3.Музыкальная грамота (формы музыкального произведения, лад, мелодия, ритм)
4. Подготовка к празднику Дню защитника Отечества. 29 02 2ч.
23. 1. Распевание.
2. Разучивание «Слава армии родной» Н. Елисеев - обсуждение.
3. Вокально-хоровая работа «Ровесницы наши» муз. Ю. Чичкова4. Подготовка к празднику 8 марта. 07 03 2ч.
24. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа «Красивая мама» Э. Колмановский, «Песенка мамы» С. Красин.
3. Подготовка к празднику 8 марта. 14 03 2ч.
25. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа «Школьный романс » муз. Е. Крылатов28 03 2ч.
26. 1. Распевание.
2.Вокально-хоровая работа «Школьный романс» муз. Е. Крылатов04 042ч.
27. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа «Ябеда- корябеда» Е. Крылатов. 3.Разучивание, вокально-хоровая работа р. н. п. «Ах вы сени, мои сени».
4. Подготовка к празднику «За честь школы». 11 04 2ч.
28. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Ябеда- корябеда» Е. Крылатов.
3.Разучивание, вокально-хоровая работа р. н. п. «Ах вы сени, мои сени»
4. Подготовка к празднику «За честь школы». 18 04 2ч.
29. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа « Служить России», «Мир нужен всем» , «Десятый наш десантный батальон», «Война» Б. Окуджава.
3. Подготовка к празднику «За честь школы». 25 04 2ч.
30. 1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа « Служить России», «Мир нужен всем», «Десятый наш десантный батальон», «Война» Б. Окуджава.
3. Подготовка к празднику «За честь школы». 02 05 2ч.
31. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа « Служить России», «Мир нужен всем», «Десятый наш десантный батальон», «Война» Б. Окуджава.
3. Подготовка к празднику 9 Мая. 09 05 2ч.
32. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа «Счастье тебе, земля» муз. Ю. Саульского, р. н. п. «А я по лугу».
3. Подготовка к празднику 9 Мая. 16 05 2ч.
33. 1. Распевание.
2. Разучивание, вокально-хоровая работа «Счастье тебе, земля» муз. Ю. Саульского 23 05 2ч.
34.
1. Распевание.
2. Вокально-хоровая работа «Счастье тебе, земля» муз. Ю. Саульского
3. Музыкальная грамота (формы музыкального произведения, лад, мелодия, ритм). 30 05 2ч.
2ч.
35. 1.Распевание.
2.Разучивание, вокально-хоровая работа « Страна знаний» муз. И. Римденок, р. н. п. «А я по лугу». Итого: 70 час.