Календарно-тематическое планирование по русскому языку (+обучение грамоте) 1 класс (ФГОС), УМК Школа XXI века


Поурочно-тематическое планирование
Обучение грамоте (Письмо)
на первое полугодие (в неделю-2ч.; 23 учебных недели-46 ч.)
Дата № уроков Темы уроков Кол-во часов Характеристика деятельности Формы работы Методы оценки достижений
02.09 1 Ориентировка на странице прописей.
Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». Знакомство со схемой звукового состава слова. Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «А, а». Тренировка в написании букв. Звуковой анализ слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова. Нахождение места звуков [у], [а] в словах (под ударением).
Индивидуальная 05.09 2 Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Я, я». Тренировка в написании букв. Выбор и запись недостающей буквы.
Индивидуальная
Игровая 08.09 3 Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». 1 Тренировка в написании букв «О,о».
Сопоставление строчных букв «а -о». Выбор и запись недостающей буквы.
Индивидуальная 12.09 4 Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ё, ё». Тренировка в написании букв. Повторение изученных букв.
Индивидуальная 15.09 5 Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). 1 Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». Разгадывание кроссворда. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Сравнение рассказов на с.33 и 41.
Индивидуальная
Игровая 19.09 6 Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами.
1 Тренировка в написании букв. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Индивидуальная
Игровая 22.09 7 Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». 1 Сравнение слов «утка», «утята». Соотнесение схем со словами. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «У, у». Тренировка в написании букв. Индивидуальная
26.09 8 Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». 1 Определение положения звука [у] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю». Тренировка в написании букв.
Индивидуальная
29.09 9 Закрепление правил обозначение звуков [у], [о] и [а] буквами. 1 Письмо изученных букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. Индивидуальная
03.10 10 Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Э, э».Отработка написания изученных букв. Индивидуальная
06.10 11 Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре 1 Соотнесение схем с гласными буквами со словами. Соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок (для сильных учеников). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Е, е».Тренировка в написании букв. Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре.
Индивидуальная
10.10 12 Письмо строчной буквы «ы». 1 Поэлементный анализ строчной буквы «ы».Тренировка в написании буквы. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв.
Индивидуальная
13.10 13 Письмо заглавной и строчной буквы «И, и». Звуковой анализ слов «кит», «кот». 1 Определение положения звука [и] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «И, и».Тренировка в написании букв. Сопоставление строчных букв «и -у». Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре.
Подбор слов к схемам.
Индивидуальная
17.10 14 Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове.
1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «М, м». Тренировка в написании букв. Письмо слогов и слов. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Запись слов в соответствии с последовательностью моделей. Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков.
Индивидуальная
20.10 15 Знакомство с буквой «Н, н». 1 Звуковой анализ слов «нос», «нитки». Отработка способа чтения прямых слогов с буквой «н» с использованием пособия «окошечки». Составление словосочетаний с местоимениями «он», «она», «оно», «они». Чтение слогов, слов и текстов (дифференцированная работа).
Индивидуальная
24.10 16 Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов. 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Н, н». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Н, н» и «Ю, ю». Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная
27.10 17 Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов. 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Р, р». Тренировка в написании букв. Письмо слогов, слов, предложений. Сопоставление слов, написанных печатным и письменным шрифтом. Составление и запись слов. Запись слов в соответствии с заданными моделями. Индивидуальная
31.10 18 Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Л, л». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Л, л» и «М, м». Дифференциация букв «л» - «м», «л» - «р». Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная
10.11 19 Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Й, й». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Й, й» и «И, и». Письмо слогов, слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями.
Индивидуальная
14.11 20 Введение понятия «слог». Деление предложения на слова. 1 Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку (подбор пар слов по первому звуку: пальто-панама, шапка-шорты, варежки-валенки, босоножки-ботинки; зимние и летние вещи; головные уборы, предметы, которые носят парами).
Тренировка в проведении наклонных параллельных линий.
Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. Чтение слов, предложений. Чтение учителем рассказа Г.Цыферова «Как цыплёнок рисовал».
Индивидуальная
17.11 21 Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». 1 Отработка умения определять место ударения в слове. Соотнесение слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Г, г». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Г, г» и «Р, р». Письмо слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями. Восстановление деформированных предложений.
Индивидуальная
21.11 22 Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «К, к». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение и запись слов по образцу. Индивидуальная
24.11 23 Дифференциация букв «Г, г» - «К, к». 1 Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Работа с деформированными предложениями.
Индивидуальная
28.11 24 Письмо заглавной и строчной буквы «З, з». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «З, з». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу.
Индивидуальная
02.12 25 Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». 1 Тренировка в написании заглавной и строчной буквы «С, с». Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Изменение и запись слов по образцу.
Индивидуальная
05.12 26 Дифференциация букв «З, з» - «С, с». 1 Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковым моделям. Составление и запись текста. Работа над осознанностью записываемых предложений.
Индивидуальная
09.12 27 Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Д, д». Тренировка в написании букв. Сравнение строчных букв «д» - «у». Письмо слов, предложений. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Преобразование печатного шрифта в письменный. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу. Восстановление деформированных предложений.
Индивидуальная
12.12 28 Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т». 1
Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Т, т». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Восстановление деформированных предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная 16.12 29 Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т». 1 Изменение слова в соответствии с изменением звуковой модели. Запись слов на нужной строчке в зависимости от наличия определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Преобразование печатного шрифта в письменный. Письмо слов, предложений. Запись слов в порядке следования моделей. Составление словосочетаний. Самостоятельная запись слов.
Индивидуальная
19.12 30 Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Б, б». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Дифференциация букв «Б, б» - «Д, д». Вписывание нужных букв. Индивидуальная
23.12 31 Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «П, п». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «П» - «Т», «П» - «Г», «п»-«т», «п»-«г».. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «Б, б» - «П, п». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная
26.12 32 Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «В, в». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием.
Индивидуальная
29.12 33 Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ф, ф». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «В, в» - «Ф, ф». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная
13.01 34 Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ж, ж». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «жи». Изменение слов по образцу, их запись. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Фронтальная
Индивидуальная
16.01 35 Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ш, ш». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ш, ш» - «И, и». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «ши». Изменение слов по образцу, их запись. Дифференциация букв «Ж, ж» - «Ш, ш». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная
20.01 36 Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ч, ч». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ч» - «У». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ча», «чу». Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов.
Индивидуальная
23.01 37 Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Щ, щ» - «Ш, ш». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ща», «щу». Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов. Запись слов в порядке следования звуковых моделей.
Индивидуальная
27.01 38 Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Х, х». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Х, х» - «Ж, ж». Письмо слов, предложений. Запись слов на нужной строчке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковой модели. Составление и запись слов.
Индивидуальная
30.01 39 Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». 1 Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ц, ц». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ц, ц» - «Щ, щ», «ц» - «и». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Выбор и запись слов, соответствующих звуковой модели. Дифференциация букв «ц» - «ч» - «щ».
Индивидуальная
03.02 40 Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь». 1 Чтение стихотворения Г.Сапгира. Знакомство с одной из функций мягкого знака: ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Чтение слов по моделям. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение по таблице слов с использованием данных слогов. Чтение учителем рассказа Г.Юдина «Отец и мать».
Индивидуальная
Игровая 06.02 41 Письмо строчной буквы «ь». 1 Тренировка в написании буквы «ь». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Отгадывание загадок. Списывание загадки.
Индивидуальная
09.02 42 Слова с разделительным мягким знаком. 1 Письмо слов, предложений с «ь» - показателем мягкости согласных. Письмо слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись слов. Вписывание в предложения пропущенных слов.
Индивидуальная
13.02 43 Письмо строчной буквы «ъ». 1 Тренировка в написании буквы «ъ». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Вписывание нужных слов в стихотворение И. Токмаковой.
Индивидуальная
Игровая 16.02 44 Закрепление написания всех букв русского алфавита. 2 Работа в прописях:
Отгадывание и списывание загадок. Тренировка в написании всех букв на узкой строке. Работа с деформированными предложениями. Преобразование печатного шрифта в письменный.
Индивидуальная
20.02 45 Закрепление написания всех букв русского алфавита. 3 Работа в прописях:
Отработка написания предложений на узкой строке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Списывание предложений. Запись рассказа.
Индивидуальная
02.03 46 Резерв 4 Контрольное списывание
Письмо под диктовку Индивидуальная
Рубежный контроль
Поурочно-тематическое планирование
Русский язык
на второе полугодие (в неделю-2ч.; 10 учебных недель-20 ч.)
Дата №
урока
Тема урока Кол-во часов Речевые задачи Языковые задачи Методы оценки достижений
05.03 1
Язык как средство общения. Устная и письменная речь. 1
Общение посредством устной и письменной речи. Ситуации, связанные с выбором устной или письменной речи
Звуковой анализ, алгоритм списывания. Знаки препинания в конце предложения 09.03 2
Речевой этикет
1 Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности
Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения и отказа Интонация предложения.
Звуковой анализ.
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения. 12.03 3 Знакомство со взрослыми и сверстниками.
Возраст 1 Ситуация представления себя и обращения к взрослому. Речевые/языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника. Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных
Алфавит, звуковой анализ.
Заглавная буква в именах собственных.
15.03 4
Внешность 1 Ситуация описания внешности. Сравнения при описании внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая»...
Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов
Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?» 19.03 5
Адрес
1 Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры).
Написание адреса на конверте, открытке. Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов. Перенос. 23.03 6
Родина 1 Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина).
Перенос, звуковой анализ.
Развернутое толкование значения слова 06.04 7 Исторические места 1 Приглашение на экскурсию Ударение, развернутое толкование значения слова 09.04 8
Профессия 1 Профессии родителей. Объяснение профессий Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
13.04 9
Характер 1
Словесное описание характера человека.
Ситуации, в которых необходимы слова извинения. Роль слова в изменении характера
Описание своего характера. Правописание сочетаний жи – ши,
ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ
Постановка вопросов к словам, перенос 16.04 10
Кто что любит...
Интересы детей 1 Как рассказать о том, что любишь. Как задать точный вопрос.
Речевые/языковые средства, позволяющие договориться с собеседником.
Умение правильно задать вопрос, проявляя свою любознательность. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос.
Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками.
Постановка вопросов к словам. 20.04 11 Хобби 1 Объявление как жанр. Структура объявления Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши
23.04 12
Детские фантазии.
Любимые книги 1 Речевые/языковые средства, позволяющие развеселить собеседника.
Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния.
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить просьбу, отказ и совет. Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос.
Перенос 27.04 13 Домашние питомцы 1 Объявление как жанр. Структура объявления. Выбор необходимых речевых/языковых средств для выражения просьбы. Речевые/языковые средства, необходимые для описания внешности и характера животного.
Отличие языка человека от языка животных.
Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос Заглавная буква в именах собственных
Звуковой анализ. Ударение. Интонация предложения
Определение слова, от которого образовано заданное слово Соотношение количества звуков и букв в словах. Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ 30.04 14
Мои друзья 1 Речевые/языковые средства, позволяющие выразить радость
Мимика и жесты как дополнительные средства общения
Использование в речи многозначных слов, умение определить значение из контекста
Слова, которые можно записать цифрами. Образные выражения. Постановка вопросов к словам.
Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ. 07.05 15 Школьная жизнь 1 Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека и его культуры. Речевые/языковые средства, которые используются при извинении. Слово как единство звучания и значения. Ударение.
Пропедевтика написания слов с
безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ.
Знакомство с транскрипцией. Многозначность.
Функция мягкого знака.
Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос. 11.05 16 День рождения.
Детские развлечения 1 Выбор точных языковых средств в зависимости от ситуации. Речевые/языковые средства, которые используются при поздравлении.
Что делает нашу речь понятной и точной 14.05 17
Театр 1 Речевые/языковые средства, которые используются при обращении с просьбой.
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить восторг, позволяющие точно выразить свои впечатления от просмотренного спектакля. Точность, выразительность речи.
Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ
Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов.
Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос.
Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение. 18.05 18 Разговорная и научная речь 1 Наблюдение над разными стилями речи.
Художественный и научный стиль Образование слов. Разделительный мягкий знак. Пропедевтика написания слов с безударными гласными.
Звуковой анализ. Многозначность. Пропедевтика написания слов с парными по звонкости- глухости согласными. 21.05 19 Зоопарк.
Цирк 1
Передача в письме своего отношения к увиденному. Речевые/языковые средства, позволяющие выразить запрет.
Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы.
Йотированная функция букв гласных.
Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам 24.0520 Повторение 1 Контрольное списывание.
Диктант.
Тест. Итоговый контроль