Роль музыки и балетного концертмейстера в уроке танца. (преподаватель Фильевая М.В.)


Роль музыки и балетного концертмейстера в уроке танца.
(преподаватель Фильевая М.В.)
Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка даёт пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Значение музыки в хореографии отмечали многие выдающиеся хореографы. Между музыкой и танцем существует теснейшая связь. Танец не самостоятелен, он нуждается для своего воплощения в музыкальном сопровождении, поэтому хореограф должен осознавать важность и степень участия концертмейстера в уроке. Именно он помогает хореографу в работе над грамотным музыкальным оформлением урока танца, будь то классика, народно-сценический или историко-бытовой танец. Залогом успеха общего дела является полное взаимопонимание хореографа со своим концертмейстером.
Необходимо помнить о том, что балетный концертмейстер, полноценно существующий в этой профессии,- это пианист особый, обладающий чутьём для успешной работы в этой области. Этому делу надо не только упорно учиться, его надо полюбить. Ведь это вечное напряжение: за секунды нужно вычислить нужную музыку, да ещё исполнить её, перестраиваясь на ходу, ловить каждое слово педагога-хореографа. А ещё необходимо всё время обновлять репертуар, искать красивые мелодии, перекраивать музыку, меняя размер, всегда быть в тонусе, своей энергетикой помогать ученикам более выразительно исполнять упражнения.
Концертмейстер должен уметь чутко следовать каждому движению, настроению, темпу, стараться совпадать со всеми задачами, которые ставит педагог перед своими учениками. От пианиста зависит эмоциональный настрой на уроке, он даёт возможность ученикам у станка чувствовать себя людьми искусства.
Музыка, и балетная в частности, может существовать автономно, а вот танец без музыки нет. Поэтому хореографам нужно не терять контакт с концертмейстером – от него очень многое зависит в учебном процессе.
И ещё несколько слов о подборе музыкального материала для урока. Здесь необходим консенсунс. Если концертмейстер опытный, прислушайтесь к его рекомендациям, а если начинающий, надо мягко, но достаточно настойчиво побудить его искать необходимый нотный материал и, в конце концов, музыка будет точно отвечать характеру, ритму, стилю и жанру вашего урока.