Открытый урок на тему Создание художественного образа музыкального произведения (класс домры)


Методическая разработка открытого урока с учащейся 2 класса ОНИ (домра)
на тему: «Создание художественного образа музыкального произведения»
Салтыкова Татьяна Анатольевна, преподаватель ДШИ
Цель урока:
Образовательная: Закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, ритм, темп, тембр, мелодия). Применение практических навыков для создания музыкального образа произведения (игра штрихами legato, detacher, переменным штрихом, нажимом вниз, работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах). Знакомство ученика с родственными видами искусства – с живописью и поэзией.
Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыке, усидчивость и трудолюбие. Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.
Развивающая: Развивать образное мышление, творческое воображение и творческое внимание, «увлеченность» при игре, умение самостоятельно работать над музыкальным образом.
Форма урока – индивидуальный урок
Методы урока:
Практический
Словесный
Структура урока:
Организационный момент, разыгрывание.....5 мин.
Вступительное слово………………………...5 мин
Работа над музыкальным образом………….25 мин
Итог урока…………………………………….3 мин.
Домашнее задание……………………………2 мин.
Средства обучения: домра, ноты, иллюстрации родственных видов искусств – живописные репродукции и стихи.
Ход урока.
Организационный момент – приветствие, посадка за инструмент (обратить внимание на правильную посадку и постановку инструмента).
Вступительное слово.
Музыкантам-педагогам хорошо известно, что развитие способностей учащегося (слуха, памяти, ритма и, особенно, творческой исполнительской активности) протекает интенсивней при изучении художественных произведений, нежели при изучении гамм и упражнений, имеющих вспомогательное значение. Но, тем не менее, изучение гамм и упражнений не стоит недооценивать в педагогическом процессе. Кропотливая работа над ними повышает технико-исполнительский уровень учащегося. Музыкант, не владеющий техникой и исполнительскими средствами, никогда не сможет в полной мере воплотить художественное содержание исполняемого произведения, донести созданные художественные образы до слушателя. Поэтому в начале каждого урока мы приступаем к игре упражнений и гамм, проигрывая их различными штрихами, приемами, исполняя группировки, играя разной динамикой и т.д. Тем не менее, и одностороннее увлечение исполнителя внешней виртуозностью в ущерб художественному содержанию чуждо настоящему искусству.
На уроках специальности ученика-музыканта мы можем научить
замечать настроение, когда он слушает музыку, открывать настроение, когда он исполняет музыкальное произведение или разучивает его и
порождать художественное настроение, когда ученик исполняет музыкальное произведение в первый раз.
Чтобы получить представление о художественном образе мы обращаемся к родственным видам искусства – к живописи и поэзии. Родственны они по настроению. Например: ощущение восторга, радости, красоты или спокойствия, нежности, печали одинаково легко отражаются в работах художников, музыкантов и поэтов. При работе над художественным образом произведений речь должна идти об эмоциональной логике. Задача педагога суметь направить мысли ученика в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения.
3. Работа над музыкальным образом.
Ученица 2 класса исполняет выученную пьесу:
Р.н.п. «Уж ты, поле мое». Обработка В. Сапожникова
Какие средства музыкальной выразительности используются в музыке? Прошу рассказать о мелодии, ладе, динамике, штрихах и т.д. Как они меняют настроение произведения? Вспоминаем слова народной песни, словесные образы русского поля, встречающиеся у поэтов, выбираем репродукции, сходные по настроению с музыкальной пьесой. Сопоставив все, создаем единый художественный образ и начинаем работу над произведением. Результата добиваемся, работая над мягким, плавным движением кисти левой руки при смене позиций, над аккуратным, незаметным переходом с одной струны на другую, качеством звука, дыханием. Стараемся провести выстроенную мелодическую линию, украсив динамически, достигнуть кульминации и, тем самым, передать настроение пьесы. Используя штрих legato, создаем певучесть, приближая звучание инструмента к пению голосом. Обязательно обращаем внимание на частоту и степень погружения медиатора в струну. В создаваемом образе стараемся передать и изобразить широту, красоту русского поля. Очень важно выбрать правильную аппликатуру для сохранения тембра мотива. Исполнение пьесы должно быть эмоциональным и находиться под постоянным слуховым контролем.
Д.Шостакович. Танец
Эта пьеса контрастна первой по темпу, штрихам, настроению, ладу.
Передачи художественного настроения добиваемся через подвижный темп, а это подразумевает технические навыки, такие как беглость пальцев левой руки и четкая координация с правой рукой, ровное движение медиатора от струны к струне. Лад мажорный, поэтому рисуем образ яркой палитрой звуков, но окультуривая звук, чтобы он не выглядел кричаще. Украшения (флажолеты) создают игривое, веселое настроение. Стараемся их исполнить коротко, четко (представляем хлопки в ладоши). Танцевальная мелодия наполнена светом, праздничными огоньками и должна прозвучать легко, непринужденно. Обязательно используем образный материал. Девочка приготовила и свой небольшой рассказ с художественным оформлением на тему «Праздник в танце».
Г.Гендель. Ригодон
«Ригодон» - старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII — XVIII веках как бальный и сценический танец, а впоследствии занявший своё место в академической музыке. В произведении уже заложено программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки. Остается дорисовать картинку, ориентируясь на ту атмосферу, ту эпоху, в которой было написано произведение, подключив творческое воображение и внимание. Делаем тональный план и определяем кульминацию. Выясняем при помощи каких средств выразительности и технических приемов будем добиваться танцевального образа, стиля, музыкальной формы.. Пьеса подвижна и требует определенных технических навыков.
4. Итог урока.
В работе над музыкальным произведением, над созданием его художественного образа нужно использовать информативно - компьютерные технологии, ресурсы интернета, видеосъемку рабочих моментов. Обязательно послушать пьесу в исполнении солистов, ансамблей разных уровней, обратиться к живописи, найти поэтические образы. Работать вместе, вовлекая в процесс ученика, над созданием сюжета, постепенно увеличивая количество художественных признаков и усложняя их взаимодействие между собой.
Такой подход к изучению произведения пробуждает творческие способности учащихся, «увлеченность при игре», развивает способности к самостоятельной работе, способствует развитию внутреннего слуха, умению в воображении услышать характер музыкального произведения.
Педагогу всегда необходимо стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

В конце урока я и все преподаватели похвалили Катю за проделанную работу.
Затем я объяснила и записала домашнее задание.