Пояснительная записка к КТП по русскому языку (1 класс, УМК школа 2100)


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП ОУ, Примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык» авторы: Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной и др., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Образовательная система «Школа 2100» входит в список федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва. Основанием для использования учебников является федеральный закон «Об образовании в РФ».
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по русскому языку разработана на 165 часов в год при 5 часах в неделю, что соответствует авторской программе ОС «Школа 2100».
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1-й класс (прежнее название «Моя любимая Азбука»). – Изд. 4-е, перераб. –М.: Баласс, 2014. - 160 с., ил.
О.В. Пронина Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5-ти тетрадях. – М.: Баласс, 2014. - 32 с.
Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Пронина О.В. Русский язык (первые уроки). Учебник для 1-го класса - М.: Баласс, 2012. – 64 с.
Пронина О.В. Тетрадь для письменных упражнений. 1-й класс. - М. : Баласс, 2014. – 80 с.
Для реализации программного содержания используется следующая дополнительная литература:
Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» («Моя любимая Азбука») и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеёв, О.В. Пронина, М.А. Яковлева, Е.Г. Колокольцева, А.Б. Серова; под науч. ред. Е.В. Бунеевой. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2012. - 288 с.
Комплект наглядных пособий. 1-й класс. Обучение грамоте. В 4-х ч. – по 40 с., ил. / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, М.А. Яковлева. – М.: Баласс, 2012.
Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Баласс, 2012. — 256 с.
Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие к учебнику «Русский язык (первые уроки)». 1-й класс / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – 64 с..
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель обучения в 1 классе: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции; формирование функциональной грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребенка.
Задачи 1 года обучения:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
воспитание потребности пользоваться всеми языковыми богатствами, совершенствовать свою устную и письменную речь;
формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать.
Материал курса «Русский язык» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями, которые определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками: «Обучение грамоте. Добукварный период», «Обучение грамоте. Букварный период», «Русский язык. Слово», «Русский язык. Предложение. Текст».
Линии, общие с курсом литературного чтения:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Курс русского языка способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет языкового материала урока. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Изучение русского языка создает условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ООП за счет соблюдения гигиенических норм и требований к организации учебной деятельности, строгого соблюдения всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств, упражнений по профилактике утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата, чередования позы, видов деятельности.
Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе и русского языка. В рабочей программе спланированы уроки (22 урока), на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Учебный предмет русский язык является приоритетным для формирования следующих УУД:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются:
текущий (на уроке);
диагностическая работа (тематический);
контрольной списывание;
словарный диктант
портфолио.
№ п/п № урока Вид работы Название
1. 67 Самостоятельная работа по письму 2. 73 Запись под диктовку 3. 130 Диагностическая работа № 1 «Слово»
4. 148 Диагностическая работа № 2 «Звуки и буквы»
5. 152 Словарный диктант 6. 160 Контрольный диктант «Предложение.Текст»
7. 163 Диагностическая работа № 3 «Предложение. Текст»
Содержание программы
№ п/п Название раздела Кол-во часов
Обучение грамоте
Добуквенный период 20 ч
Букварный период 99 ч
Русский язык
Слово 6 ч
Звуки и буквы 28 ч
Предложение. Текст. 12 ч
ИТОГО: 165 ч
Требования к уровню подготовки учащихся
Интеллектуально-речевые умения Учебно-языковые умения Правописные умения
1-й класс
составлять предложения из слов;
отличать текст от предложений;
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;
правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом. различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);
делить слова на слоги, ставить ударение;
находить корень в группе однокоренных слов. писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;
писать буквы и, у, а после букв шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
писать изученные слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне;
делить слова на части для переноса;
ставить знак препинания в конце предложения.
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Учебно-методический комплект (УМК) для 1 класса.
Предметные картинки. Наглядные пособия по русскому языку для 1-го класса.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку для 1 класса.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).