Школа 2100 Пояснительная записка, матрица на 4 гола, тематическое планирование по математике 1,2 класс






Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2 и на основе авторской программы «Школа 2100» по курсу «Математика» авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.
Цели и задачи учебного предмета
Цели обучения в предлагаемом курсе математики, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика курса Математика
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
Метапредметные


Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.



Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ


Содержательные линии
Кол-во часов
Элементы содержания
Планируемый предметный результат

1
Числа и величины
250
Числа
Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте. Число «нуль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел. Запись и чтение от 1 до 1 000 000, представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел, знаки сравнения. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.
Сложение и вычитание
Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел.
Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля. Взаимосвязь сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста). Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление
Умножение. Множители, произведение. Знак умножения. Таблица умножения. Перестановка множителей в произведении двух чисел. Перестановка и группировка множителей в произведении нескольких чисел. Умножение на нуль, умножение нуля.
Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения. Внетабличное деление в пределах ста. Деление нуля. Деление с остатком.
Взаимосвязь умножения и сложения, умножения и деления, деления и вычитания. Нахождение неизвестного компонента умножения, деления. Устное умножение и деление в пределах ста. Умножение и деление суммы на число. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трёхзначное число.
Числовые выражения
Чтение и запись числового выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного. Сравнение и упорядочение величин по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна.
Единицы вместимости: литр.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.
Единицы стоимости: копейка, рубль.
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
- Сравнивать числа по классам и разрядам.
- Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
- Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
- Исследовать ситуации, требующие сравнение чисел и величин, их упорядочения.
- Описывать явления и события с использованием чисел и величин.
- Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
- Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
- Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
- Моделировать изученные арифметические зависимости.
- Прогнозировать результат вычислений.
- Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
- Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения.
- Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
- Переходить от одних единиц измерения к другим.
- Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.
- Описывать явления и события с использованием величин.
- Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины.
- Находить геометрические величины разными способами.

2
Работа с текстовыми задачами
150
Задача
Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Решение текстовых задач арифметическим способом
Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление); понятия «увеличить на (в) », «уменьшить на (в) »; сравнение величин.
Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, пройденный путь); работы (производительность труда, время, объём всей работы); изготовление товара (расход на предмет, кол-во предметов, общий расход); расчёта (цена, кол-во, общая стоимость товара); задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение текстовой задачи в несколько действий разными способами.
Предметное представление о доле. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.); задачи на нахождение доли целого и целого по значению доли.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочкам
- Моделировать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
- Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.
- Выбирать удобный способ решения задачи.
- Планировать решения задачи.
- Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
- Объяснять (пояснять) ход решения задачи.
- Использовать геометрические образы для решения задачи.
- Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
- Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
- Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.
- Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.
- Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных и нестандартных задач.
- Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.
- Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.

3
Пространственные отношения и геометрические фигуры
20
Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между.
Геометрические фигуры
Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая, незамкнутая), угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки и с помощью чертёжных инструментов на нелинованной бумаге и на бумаге в клетку. Построение окружности с помощью циркуля.
- Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
- Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур.
- Описывать свойства геометрических фигур.


4
Геометрические величины
20
Геометрические тела
Распознавание и называние геометрического тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Площадь
Единицы площади: см2, дм2, м2, км2, га; соотношения между ними. Измерение площади геометрической фигуры с помощью палетки. Вычисление площади прямоугольника, квадрата.
- Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.

5
Арифметические действия
40
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Равенство и неравенство.
Уравнения вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с 
· b; а – х = с : b; х : а = с±b;а 
· х = с±b;а : х = с 
· b и т.д.
Переменная. Выражения с переменной. Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а 
· b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
- Применять буквы для обозначения чисел и записи общих утверждений.
- Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.
- Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.
- Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий.
- Составлять уравнение как математическую модель задачи.
- Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств.

6
Работа с информацией
40
Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.
Диаграмма. Чтение и составление диаграммы.
Сбор информации по плану. Фиксирование результатов сбора. Представление информации в таблице и на диаграмме.
- Выполнять сбор и обобщение информации а несложных ситуациях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
- Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций.
- Приводить примеры случайных событий; вычислять вероятности событий в простейших случаях.


Резерв
32



























Тематическое планирование по математике (1-й год обучения)



Тема урока
Кол-во часов
Дата
проведения
/корректировка
Планируемый
предметный результат
Характеристика деятельности учащихся
Примечание









ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (36ч)

Признаки предметов (6 часов)

1
Цвет. Знакомство с радугой
1
2.09

Уметь объединять объекты в группы по цвету
Выделять различные признаки предметов.
Устанавливать соответствие между предметами по одному из признаков. Сравнивать количество предметов в группах.
Объединять предметы в группы и разбивать на группы в соответствии с выделенными признаками.
Наблюдать изменения, происходящие с объектами по одному или нескольким признакам.
Выявлять закономерности в изменении признаков.
Вести счет предметов.
Уметь ориентироваться в пространстве.
Ориентироваться в таблице, различать строки, столбцы.
Готовиться к письму цифр и математических знаков.



2
Форма

1
3.09

Выделять свойства предметов (цвет, форма). Сравнивать, классифицировать предметы по цвету и форме.



3
Размер
1
7.09

Объединять объекты в группы по размеру. Разбивать совокупности объектов на группы по размеру.



4
Признаки предметов. Математический диктант №1
1
8.09

Сравнивать предметы по размеру. Различать понятия выше – ниже, шире – уже, длиннее - короче



5
Признаки предметов
1
9.09

Выделять общие и различные признаки предметов. Сравнение и классификация предметов



6
Признаки предметов Урок - экскурсия
1
10.09

Умение выделять часть из множества предметов по характеристическому признаку



7
Порядок
1
14.09

Устанавливать отношения порядка на основе отрезка натурального ряда чисел
Объединять предметы в группы по заданному признаку и разбивать совокупность предметов на группы в соответствии с заданными признаками.
Выделять различные признаки предметов.
Устанавливать соответствие между предметами по одному из признаков. Сравнивать количество предметов в группах.
Упорядочивать группы предметов.


8
Отношения «равно», «не равно»
1
15.09

Сравнивать количество предметов в группах, сравнивать группы предметов



9
Отношения «больше», «меньше»
1
16.09

Сравнивать количество предметов в группах, сравнивать группы предметов



10
Прямая и кривая линии. Луч.
Урок - экскурсия
1
17.09

Иметь представление о геометрических фигурах: прямая и кривая линии, луч



11
Число 1. Цифра 1.
1
21.09

Различать понятия «один» и «много». Научиться писать цифру 1.. Различать цифру и число. Иметь представление о геометрических фигурах: точка, множество точек, прямая и кривая линия.
Составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы.
Строить заданные отрезки натурального ряда чисел. Находить для любого натурального числа на изученном числовом концентре следующее и предыдущее (кроме единицы).
Читать, понимать и строить модели натуральных чисел в виде рисунков, схематических рисунков, числовых отрезков. Обозначать изученные числа цифрами.
Использовать общеупотребимые в математике знаки сравнения и арифметических действий сложения и вычитания.
Представлять любое изученное число (кроме единицы) в виде набора меньших чисел.
Рассматривать связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания.
Узнавать и называть изученные геометрические фигуры.























































































12
Замкнутые и незамкнутые кривые
1
22.09

Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии; оперировать терминами «замкнутые» и «незамкнутые» линии



13
Число 2. Цифра 2.
1
23.09

Получение числа 2 присчитыванием 1 к числу 1 и обозначение его цифрой 2; освоить написание цифры 2. Уметь строить натуральный ряд чисел. Знать состав числа 2, случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 2



14
Знаки «>», «<», «=». Математический диктант №2
1
24.09

Освоить знаки «>», «<», «=». Использовать эти знаки для записи результатов при сравнении групп предметов.



15
Равенства и неравенства
1
28.09

Различать понятия «равенство» и «неравенство». Различать верные и неверные равенства и неравенства, читать их и записывать



16
Отрезок
1
29.09

Уяснить понятие «отрезок». Уметь чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине.



17
Число 3. Цифра 3.
1
30.09

Уяснить получение числа 3 путем прибавления 1 к числу 2 и обозначение его цифрой 3. Освоить написание цифры 3. Уметь строить натуральный ряд чисел. Знать состав числа 3, случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 3



18
Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник
1
1.10

Уяснить понятие ломаной линии; понятие треугольника как замкнутой ломаной, имеющей три вершины и три звена – стороны треугольника.



19
Сложение
1
5.10

Уяснить понятие «сложение» и знак «+» для записи сложения. Усвоить смысл действия сложения, как объединения совокупностей предметов.



20
Вычитание
1
6.10

Усвоить смысл действия вычитания. Познакомиться со знаком «-» для обозначения действия вычитания.



21
Выражение. Значение выражения. Равенство
1
7.10

Усвоить новые термины: числовое выражение, значение выражения, числовое равенство. Соотносить рисунки, рассказы и математические записи.



22
Целое и части. Математический диктант №3
1
8.10

Уяснить понятия целое и части, соотношение между целым и частями



23
Сложение и вычитание отрезков
1
12.10

Уяснить, что сложение отрезков связано с понятием части и целого, отношения целого и частей отрезка. Моделирование на отрезках операций сложения и вычитания



24
Число 4. Цифра 4
1
13.10

Усвоить способ получения числа 4 прибавлением 1 к числу 3 и обозначение его цифрой 4. Освоить написание цифры 4, построение натурального ряда чисел; состав числа 4, случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 4



25
Мерка. Единичный отрезок.
1
14.10

Уяснить, что сравнить отрезки, когда этого нельзя сделать наложением, можно при помощи одинаковых мерок. Усвоить понятия единичного отрезка и числового отрезка.



26
Числовой отрезок
1
15.10

Уяснить представление о числовом отрезке как модели натурального ряда чисел. Учиться присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу. Моделировать числа с помощью единичных отрезков



27
Угол. Прямой угол
Урок - экскурсия
1
19.10

Уяснить понятие угла и прямого угла. Делать модель прямого угла и выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью



28
Прямоугольник
1
20.10

Получить представление о прямоугольнике



29
Число 5. Цифра 5
1
21.10

Усвоить способ получения числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5. Строить натуральный ряд чисел. Усвоить состав числа 5 и соответствующие случаи сложения и вычитания



30
Числа 1 – 5. Математический диктант №4
1
22.10

Усвоить два способа прибавления и вычитания числа 2. Усвоить состав числа 5. первоначальные представления о пятиугольнике



31
Числа 1 – 5. Повторение и закрепление
1
26.10

Усвоить состав числа в пределах 5; взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания; способы сложения и вычитания с помощью числового отрезка



32
Числа 1 – 5. Повторение и закрепление
1
27.10

Сравнивать числа с помощью числового отрезка. Усвоить приемы сложения и вычитания; состав числа 5



33
Числа 1 – 5. Повторение и закрепление
1
29.10

Усвоить приемы сложения и вычитания в пределах 5



34
Число 6. Цифра 6
1
9.11

Получить представление о числе 6, цифре 6, научиться ее писать. Усвоить взаимосвязь между частью и целым. Сравнивать числа с помощью составления пар и числового отрезка. Складывать и вычитать числа на числовом отрезке. Освоить способы решения примеров вида + 3.
Получить представление о шестиугольнике



35
Числа 1 - 6
1
10.11





36
Числа 1 - 6
1
11.11





37
Числа 1 - 6
1
12.11

Усвоить навыки счета в пределах 6; таблицу сложения в пределах 6; взаимосвязь между частью и целым
Читать, понимать модели натуральных чисел в виде схематических рисунков, схем.
Составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы.
Строить заданные отрезки натурального ряда чисел. Находить для любого натурального числа на изученном числовом концентре следующее и предыдущее (кроме единицы).
Обозначать изученные числа цифрами.
Использовать общеупотребимые в математике знаки сравнения и арифметических действий сложения и вычитания.
Представлять любое изученное число (кроме единицы) в виде набора меньших чисел.
Рассматривать связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания.
Узнавать и называть изученные геометрические фигуры.



























































































38
Число 7. Цифра 7
1
16.11

Получить представление о числе 7, как последующем для числа шесть, цифре 7, научиться ее писать. Усвоить состав числа 7. Сравнение чисел с помощью числового отрезка. Связь целого и частей



39
Числа 1 – 7. Математический диктант №5
1
17.11

Усвоить приемы прибавления и вычитания числа 4 в пределах 7.



40
Слагаемое, сумма
1
18.11

Усвоить счет в пределах 7; названия компонентов и результатов сложения; взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия сложения, между частью и целым; сравнение выражений



41
Переместительное свойство сложения
1
19.11

Усвоить состав числа 7; случаи сложения и вычитания вида + 2, + 3, + 4; связь изменения компонент и результатов действий. Уяснить суть переместительного свойства сложения.



42
Слагаемое, сумма
1
23.11

Усвоить взаимосвязь между слагаемым и суммой; между частью и целым. Уметь выполнять вычисления вида + 2, + 3.



43
Уменьшаемое, вычитаемое, разность
1
24.11

Усвоить счет в пределах 7; название компонент и результата действия вычитания; взаимосвязь между изменением компонент и результатом вычитания, между частью и целым; способы вычитания числа 4



44
Числа 1 – 7
1
25.11

Усвоить состав числа 7; название компонент и выражений, связанных с действиями сложения и вычитания; способы прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4. Составление числовых выражений. Вычисление значений числовых выражений



45
Число 8. Цифра 8
1
26.11

Представление о числе 8; написание цифры 8; состав числа 8. Закрепить знание взаимосвязи между частью и целым, сравнение чисел с помощью числового отрезка.



46
Числа 1 – 8. Математический диктант №6
1
30.11

Закрепить написание цифр, навыков счета в пределах 8, представление о связи компонентов. Выражения с переменной. Установление зависимости изменения результата действий от изменения какой-либо из компонентов в общем виде. Составление выражений и простых задач по рисункам, сравнение выражений



47
Число 9. Цифра 9
1
1.12

Представление о числе 9; написание цифры 9; состав числа 9. Составление и сравнение выражений. Закрепление представления о взаимосвязи между частью и целым



48
Числа 1 – 9
1
2.12

Выполнение сложения и вычитания в пределах 9. Составление простых задач и выражений по рисункам и схемам, сравнение выражений



49
Число 0. Цифра 0
1
3.12

Понятие о числе 0 как характеристике пустого множества и начале отсчета на числовом отрезке. Написание цифры 0



50
Числа 0 – 9
Урок - экскурсия
1
7.12

Закрепление представлений о свойствах 0; навыков счета в пределах 9. Воспроизведение последовательности чисел от 0 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; 17.11различение цифр от 1 до 9 и цифры 0. Сравнение чисел без опоры на наглядность; сравнение выражений с опорой на наглядность. Составление выражений и простых задач по рисункам и схемам



51
Число 10
1
8.12

Усвоить получение и запись числа 10; состав числа 10. Закрепить навык счета; взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатом действий. Сравнение чисел и выражений



52
Таблица сложения. Математический диктант №7
1
9.12

Составление таблицы сложения, навыки пользования ею. Систематизация и закрепление знаний о составе чисел 2 – 10. Взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания. Составление математических рассказов по рисункам



53
Таблица сложения.
1
10.12

Строение таблицы сложения, умение пользоваться ею; опора для быстрого запоминания, систематизация знаний о составе чисел 2 – 10. Взаимосвязь между компонентами и результатом действий, между частями и целым



54
Числа и цифры. Римские цифры
1
14.12

Систематизация и обобщение знаний о цифрах и числах. Знакомство с некоторыми системами нумерации; с римскими цифрами и их написанием. Счет в пределах 10



55
Числа 0 – 10
1
15.12

Счет в пределах 10. Состав чисел 2 – 10. Запись чисел арабскими и римскими цифрами. Сравнение выражений. Сложение и вычитание чисел в пределах 10, таблица сложения. Составление рассказов по рисункам, выражений, постановка вопроса



56
Числа 0 – 10
1
16.12

Состав чисел 0 – 10. Сложение и вычитание на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого. Составление и сравнение выражений.



57
Самостоятельная работа №1
1
17.12

Умение применять полученные знания на практике



58
Работа над ошибками
1
21.12

Умение находить и исправлять ошибки



59
Задача
1
22.12

Усвоить термины, связанные с понятием «текстовая задача»:условие, вопрос, выражение, решение, ответ. Нормы оформления и решения задачи в тетради
Соотносить текст задачи со схемой.
Оформлять запись решения задачи.
Узнавать и называть изученные геометрические фигуры.
Оперировать понятиями «задача», «известные данные», «неизвестные данные».
Знать таблицу сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 10.
Моделировать изученные натуральные числа.



60
Задачи на нахождение целого или части
1
23.12

Владение терминами, связанными с понятием «задача». Чтение схем к задачам; соотнесение условия и вопроса задачи со схемой. Запись решения задач.



61
Задачи на нахождение целого или части
1
24.12

Владение терминами, связанными с понятием «задача». Чтение схем к задачам; соотнесение условия и вопроса задачи со схемой. Запись решения задач.



62
Обратные задачи
Урок - экскурсия
1
28.12

Владение термином «обратная задача»; самостоятельное объяснение решения задачи на основе взаимосвязи целое – часть.



63
Задача на разностное сравнение
1
29.12

Усвоить правила разностного сравнения чисел. Усвоить схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение



64
Решение задач. Математический диктант №8
1
30.12

Правила разностного сравнения чисел. Соотнесение схемы и текста задачи. Самостоятельное объяснение решения задачи.




Резерв
2 ч
11.01








65
Задача на увеличение числа
1
12.01

Решение задач на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности этих чисел
- Читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков и схем;
- Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием;
- Читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на схемы;
- Строить, в случае необходимости, вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.



66
Решение задач.
1
13.01

Решение текстовых задач на основе технологии продуктивного чтения. Вычислительные навыки в пределах 10



67
Задача на уменьшение числа
1
14.01

Решение задач на нахождение меньшего числа по известному большему числу и разности в прямой форме. Счет в пределах 10



68
Решение задач
1
18.01

Решение задач с использованием технологии продуктивного чтения. Вычислительные навыки в пределах 10



69
Решение задач
1
19.01

Решение задач на основе связи целое – часть и технологии продуктивного чтения. Решение обратных задач к задачам на разностное сравнение



70
Решение задач
1
20.01

Решение задач изученных видов. Корректировка действий.



71
Самостоятельная работа №2
1
21.01

Умение применять полученные знания на практике



72
Работа над ошибками
1
21.01

Умение находить и исправлять ошибки



73
Уравнение.
1
25.01

Усвоить понятия «уравнение», «решение уравнения». Решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформление решения уравнения
Владеть понятиями «уравнение», «известные данные», «неизвестные данные», «решение уравнения».
Знать таблицу сложения и соответствующих случаев вычитания
Определять в уравнении неизвестное число на основе знания таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания


74
Уравнение
1
26.01

Решение уравнений, оформление решения. Формулировка задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме



75
Уравнение. Проверка решения уравнения
1
27.01

Умение выполнять проверку решения уравнения. Умение решать и оформлять решение уравнения. Решение простых задач, сформулированных в прямой и косвенной форме; вычислительные навыки в пределах 10



76
Уравнение Математический диктант №9

1
28.01

Умение решать простые задачи; решать уравнения



77
Длина. Сантиметр
Урок - экскурсия
1
1.02

Обобщение представлений о способах измерения длины. Познакомиться с единицей измерения длины – 1 см
Владеть понятиями «величина», «масса», «объем».
Сравнивать величины различными способами. Измерять величины с помощью мерки.
Выполнять операции сложения и вычитания с именованными числами.
Измерять с помощью линейки отрезки заданной длины на клетчатой бумаге.
Строить отрезки заданной длины на клетчатой бумаге.
Различать изученные геометрические фигуры.




























78
Величина. Длина
1
2.02

Представление о величине как свойстве предметов, которое можно измерить, а результат выразить числом, о длине как величине;
Закрепить представление о сантиметре, способе измерения длин отрезков, правилах сравнения, сложения и вычитания длин отрезков



79
Длина. Дециметр
1
3.02

Усвоить новую единицу измерения длины – 1 дециметр. Уметь измерять длины отрезков, сравнивать их, складывать и вычитать. Решение уравнений и простых задач



80
Длина. Решение задач
1
4.02

Различать свойства прямоугольника и квадрата. Решение составной задачи в два действия.



81
Длина. Решение задач
1
8.02

Усвоить свойства сторон квадрата и прямоугольника. Вычисления в пределах 10.



82
Величина. Масса. Килограмм
1
9.02

Усвоить первые представления о массе; единицу измерения массы – килограмм; правила сравнения, сложения и вычитания масс. Закрепление знаний об общем принципе измерения величин



83
Сравнение, сложение и вычитание величин. Математический диктант №10
1
10.02

Уметь сравнивать, складывать и вычитать величины. Решение составных текстовых задач



84
Величины. Объем. Литр
1
11.02

Усвоить представление об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин



85
Сложение и вычитание величин
1
15.02

Умение решать составные задачи на нахождение неизвестной величины. Вычислительные навыки.



86
Величины. Решение задач
1
16.02

Умение решать составные задачи на нахождение неизвестной величины. Вычислительные навыки.



87
Решение задач
1
17.02

Уметь сравнивать, складывать и вычитать величины. Решение составных текстовых задач



88
Самостоятельная работа №3
1
18.02

Умение применять полученные знания на практике



89
Работа над ошибками
1
29.09

Умение находить и исправлять ошибки



90
Числа от 10 до 20
1
1.03

Усвоить название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
Моделировать изученные натуральные числа.
Строить отрезки натурального ряда чисел в пределах 20.
Выполнять операции сложения и вычитания с натуральными числами второго десятка на основе понятия «разрядные слагаемые»


91
Числа от 10 до 20
1
2.03

Читать, записывать и сравнивать числа второго десятка, используя аналогию между счетом предметов и измерением длины. Решение уравнений, задач.
Уметь представлять изученные числа в виде суммы трех и белее слагаемых



92
Числа от 10 до 20.
1
3.03





93
Числа от 10 до 20 Математический диктант №11
1
7.03





94
Табличное сложение
1
9.03

Усвоить вычислительный прием сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд.



95
Табличное сложение
1
10.03

Отработка вычислительного приема сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд



96
Табличное сложение
1
14.03






Резерв
3 ч
15.16,17.03





97
Табличное сложение
1
21.03

Отработка вычислительного приема сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20, усвоив их название и последовательность.
Моделировать изученные натуральные числа.
Строить отрезки натурального ряда чисел в пределах 20.
Выполнять операции сложения и вычитания с натуральными числами второго десятка на основе понятия «разрядные слагаемые».



98
Табличное вычитание
1
22.03

Усвоить вычислительный прием вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд



99
Табличное вычитание
1
23.03

Усвоить вычислительный прием вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычислительные навыки сложения и вычитания а в пределах 20



100
Табличное сложение и вычитание
1
24.03

Отработка вычислительного приема сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Решение задач и уравнений
Освоение вычислительных приемов в пределах 20 с переходом через разряд. Упражнение в решение задач



101
Табличное сложение и вычитание
1
4.04





102
Табличное сложение и вычитание
1
5.04





103
Сложение и вычитание в пределах 20
1
6.04





104
Сложение и вычитание в пределах 20
1
7.04





105
Сложение и вычитание в пределах 20. Математический диктант №12
1
11.04





106
Сложение и вычитание в пределах 20.
1
12.04.





108
Работа над ошибками
1
13.04

Развитие самоконтроля



109
Признаки предметов. Состав числа.
1
14.04

Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. Выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 20. Находить значение выражений в 2 действия.
Сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.
Читать и записывать именованные числа (длина, масса, объем).
Читать и записывать информацию в таблицу.
Решать простые задачи.
Решать уравнения изученных видов.
Решать числовые ребусы и головоломки.
Выделять признаки предметов.
Узнавать и называть плоские геометрические фигуры.
Определять длину отрезка.




























110
Задачи. Обратные задачи
1
18.04

Соотнесение задачи со схемой, решение задач по схеме



111
Прямая, кривая, Луч, отрезок.
Урок - экскурсия
1
19.04

Различение изученных геометрических фигур. Моделирование расположения фигур в пространстве



112
Равенства. Выражения. Значение выражений
1
20.04

Анализ, сравнение и нахождение значения буквенных выражений



113
Двузначные числа. Разрядные слагаемые
1
21.04

Сравнение чисел по классам и разрядам



114
Решение задач
1
25.04

Оперирование алгоритмом решения задач, самостоятельное нахождение способа решения и оформление решения задачи



115
Натуральный ряд чисел. Состав числа
1
26.04

Оперирование соответствующей терминологией при записи и выполнении арифметического действия



116
Геометрические фигуры
Урок - экскурсия
1
27.04

Распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую



117
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание
1
28.04

Использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 20



118
Числа от 1 до 20. Равенства и неравенства
1
2.05

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. Использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения



119
Числа от 1 до 20. Величины
1
3.05

Сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;




120
Числа от 1 до 20. Величины. Сравнение величин
1
4.05

Сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;




121
Проверочная работа за год
1
5.05

Контроль усвоения программного материала



122
Работа над ошибками
1
10.05

Развитие самоконтроля



123
Решение задач
1
11.05

Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий



124
Решение задач
1
12.05

Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий



125
Решение задач
1
16.05

Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий



126
На балу у Царицы Математики
1
17.05

Свободное и самостоятельное оперирование имеющимися предметными и метапредметными знаниями



Резерв
6 ч
18,19.05





















Календарно-тематическое планирование по математике во 2 классе


Тема урока
Дата
Примечание


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ




Повторение изученного в 1 классе



1
Действия сложения и вычитания
5.09


2
Сложение и вычитание чисел (Повторение и закрепление знаний)
6.09


3
Сложение и вычитание чисел (Повторение и закрепление знаний)
Математический диктант №1
7.09


4
Сложение и вычитание чисел
8.09


5
Сложение и вычитание чисел
12.09



Сложение и вычитание в пределах 20 (24 часа)



7
Высказывания.
13.09


8
Высказывания. Математический диктант
14.09


9
Высказывания. Урок - экскурсия
15.09


1
Выражения с переменной
20.09


14
Выражения с переменной Математический диктант
21.09


13
Уравнения. Нахождение неизвестного слагаемого
22.09


14
Уравнения. Нахождение неизвестного уменьшаемого
26.09


15
Уравнения Нахождение неизвестного вычитаемого
27.09


16
Порядок действий в выражении
28.09


17
Порядок действий в выражении
29.09


18
Сочетательное свойство сложения
3.10


19
Группировка слагаемых
4


20
Вычитание суммы из числа. Математический диктант
5


21
Сложение и вычитание чисел
6


22
Вычитание числа из суммы
7


23
Сложение и вычитание чисел
11


24
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
12


25
Работа над ошибками Сложение и вычитание чисел
13


26
Плоские и объёмные фигуры
Урок - экскурсия
17


27
Плоскость
18


28
Обозначение геометрических фигур
19


29
Острые и тупые углы
20


30
Контрольная работа за 1 четверть по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»
24


31
Работа над ошибками
25


32
Плоские и объёмные фигуры Математический диктант №4
26


33
Плоские и объёмные фигуры
27



ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ



34
Плоскость
8.11


35
Обозначение геометрических фигур
9


36
Острые и тупые углы
10


37
Плоские и объёмные фигуры
14



Сложение и вычитание в пределах 100 (35 часов)




Числа от 1 до 100
15


38
Сложение и вычитание двузначных чисел
16


39
Сложение и вычитание двузначных чисел
17


40
Сложение и вычитание двузначных чисел
21


41
Сложение и вычитание двузначных чисел
22


42
Сложение и вычитание двузначных чисел
23


43
Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик
24


44
Сложение и вычитание чисел двузначных чисел
28


45
Сложение и вычитание вида 27+7
29


46
Решение задач
30


47
Сложение и вычитание чисел вида 33-7.
1.12


48
Сложение и вычитание чисел Математический диктант
5


49
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»
6


50
Работа над ошибками
7


51
Сложение и вычитание двузначных чисел вида 26+18; 44-18 в столбик
8


52
Сложение и вычитание чисел
11


53
Сложение и вычитание чисел
12


54
Сложение и вычитание чисел
13


55
Сложение и вычитание чисел
14


56
Сложение и вычитание чисел
15


57
Сложение и вычитание чисел
19


58
Сложение и вычитание чисел
20


59
Контрольная работа «Сложение и вычитание двузначных чисел»
21


60
Работа над ошибками
22


61
Сложение и вычитание чисел
26


62
Сложение и вычитание чисел
27


63
Сложение и вычитание чисел
28


64
Сложение и вычитание чисел
29



ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ



65
Сложение и вычитание чисел
11.01


66
Сложение и вычитание чисел
12


67
Сложение и вычитание чисел Математический диктант
16


68
Площадь фигур. Сравнение площадей
17


69
Площадь фигур. Сравнение площадей
18


70
Единицы площади. Квадратный сантиметр
19


71
Единицы площади. Квадратный сантиметр
23



Единицы площади. Квадратный дециметр
24



Умножение и деление чисел



72
Умножение. Понятие о действии умножения.
25


73
Умножение
26


74
Множитель, произведение Математический диктант
30


75
Переместительное свойство умножения
31


76
Умножение с нулём и единицей
1.02


77
Умножение числа 2
2


78
Умножение числа 2
6


79
Деление. Связь умножения и деления
7


80
Умножение и деление чисел
8


81
Чётные и нечётные числа
9


82
Делимое, делитель, частное Математический диктант
13


83
Таблица умножения и деления на 3
14


84
Порядок действий в выражении
15


85
Таблица умножения и деления на 4
20


86
Площадь прямоугольника
21


87
Площадь прямоугольника, его длина и ширина
22


88
Контрольная работа «Умножение и деление»
28


89
Работа над ошибками
1.03


90
Таблица умножения и деления на 5
2


91
Периметр квадрата и прямоугольника Математический диктант
6


92
Умножение и деление чисел
7


93
Деление с нулём и единицей
9


94
Цена, количество, стоимость Урок - экскурсия
13


95
Умножение и деление чисел
14


96
Таблица умножения и деления на 6
15


97
Делимое, делитель, частное
16


98
Умножение и деление чисел
20


99
Контрольная работа «Умножение и деление»
21


100
Работа над ошибками
22


101
Уравнения Математический диктант
23


102
Уравнения
24



ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (32 ч)



103
Уравнения
3.04


104
Таблица умножения и деления на 7
4


105
Умножение и деление чисел
5


106
Время. Единица времени - час
6


107
Решение задач
10


108
Окружность
11


109
Круг Математический диктант
12


110
Увеличить в Уменьшить в
13


111
Увеличить в Уменьшить в
17


112
Таблица умножения и деления на 8 и 9
18


113
Больше в Меньше в
19


114
Решение задач
20


115
Решение задач
24


116
Контрольная работа «Умножение и деление»
25


117
Работа над ошибками
26


118
Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Математический диктант №
27


119
Арифметические действия над числами. Повторение и закрепление изученного.
2.05


120

3


121

4


122
Умножение и деление на 10
10


123
Арифметические действия над числами
11


124
Алгоритм. Блок-схема
15


125
Алгоритмы с условием
16


126
Арифметические действия над числами
Математический диктант
17


127
Арифметические действия над числами

18


128
Контрольная работа №9 (итоговая)
22


129
Работа над ошибками
23


130
Арифметические действия над числами. Повторение и обобщение изученного за год

24


131

25


132

28


133

29


134

30


135

31















График контрольных и проверочных работ по математике 2 класс

Темы
Дата

2
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
12.10

3
Контрольная работ по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»
24.10

4
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»
6.12

5
Контрольная работа «Сложение и вычитание двузначных чисел»
21.12

6
Контрольная работа «Умножение и деление»
28.02

7
Контрольная работа «Умножение и деление»
21.03

8
Контрольная работа «Умножение и деление»
25.04

9
Контрольная работа (итоговая)
22.05










Программно-методическое обеспечение обеспечения по математике
Учебник, рабочие тетради (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен)
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля

1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-4-го класса в 3-х частях. – М.: Баласс; Школьный дом, 2014
2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс, 2014

1.Примерные программы начального общего образования в 2 частях М.: Просвещение 2014(Стандарты второго поколения)
2.Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 1-4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011


1.Козлова С.А., Гераськин В.Н., Кузнецова В.И. Дидактические материалы к учебнику «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс, 2012
2.Козлова С.А. Наглядные пособия к учебнику «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс, 2011
3.Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы
4.Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение
5.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике: 1 – 4 классы. – ВАКО, 2008
6.Гордеев Э.В. 1200 задач и примеров по математике. – Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2008
7.Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание
8.Ресурсы Интернет
1.Козлова С.А., Рубин А.Г. Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012