Самоанализ открытого урока по теме Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения ДШИ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи»
Самоанализ открытого урока по теме: «Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения»
Подготовила: преподаватель
по классу сольного пения
Ткачева Алла Валерьевна.

г.Зея, Амурская область.
2016г.
Самоанализ открытого урока преподавателя по классу сольного пения МБУ ДО «Детская школа искусств г. Зеи» Ткачёвой Аллы Валерьевны.
Урок проведён 27.02.2016г на базе Детской Школы Искусств города Зеи Амурской области, с учащимися класса сольного пения Ивницкой Ариной (4 класс), Дробышевым Иваном(4 класс) , Курочкиной Марией( 3 класс), в рамках Зонального Методического объединения преподавателей ДШИ и ДМШ г. Зеи, Зейского и Магдагачиского районов.
В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Сфера образования, которая находится за пределами общеобразовательного стандарта, является «дополнительным образованием». Дополнительное образование обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Оно по самой своей сути является личностно-ориентированным, в отличие от базового, предметно ориентированного, нацеленного на освоение школьного стандарта образования.
Дополнительное образование в настоящее время находятся в поиске обновления образования и обогащения методов преподавания. Это обусловлено и изменением вкусов, пристрастий, музыкального языка, звуковой атмосферы, в которой растут дети. Методы преподавания современного педагога должны изменяться, обновляться с учетом новых требований. Каждое занятие – это постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного обучающегося. Творческая изобретательность преподавателя – одно из условий проявления ситуационного подхода на уроке. Суть подхода – внимание к возможностям и особенностям обучающегося в каждый данный момент работы с ним.
Преподаватель должен уметь отбирать конкретные приемы и методики, обеспечивающие успех в работе с обучающимися в достижении целей в конкретных ситуациях. А ведь любая дорога дальняя или ближняя начинается с первого шага. Каким бы не был стаж работы преподавателя, если он задаёт себе новые вопросы, то он смело может считать себя наставником-преподавателем. Именно вопрос о том, как научить ребёнка петь в два голоса, направил меня на путь поиска.
Цель урока: «Развитие навыка двухголосного пения в вокальном ансамбле на уроке сольного пения». Задачи:
Обучающие:
— добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; — формировать навыки пения а капелла; — выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой партии; - добиваться сознательного усвоения музыкального произведения. Развивающие: — продолжение формирования вокальных навыков и умений; — продолжение развития гармонического слуха; — развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять; — расширение музыкального кругозора учащейся через новый репертуар « Загадка»- немецкая народная песня, « Тигрёнок» современная детская песня.
Воспитывающие: -воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся; -воспитывать интерес к двухголосному пению и музыке вообще;
Тип урока: комбинированный. Обобщение и углубление в обозначенную тему.
Помимо общих целей и задач, мной были определены частные цели:
Цели педагогические: обучение, воспитание, развитие учащихся.
учить мыслить логично, научно, творчески;
формировать активность и самостоятельность учащихся;
вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на исполняемую музыку;
совершенствование навыков двухголосного исполнения.
Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (Беседа, рассказ, обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения); - индуктивный; -дедуктивный; - методика дыхательной гимнастики Стрельниковой . -проблемно – поисковой; -объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми). Методические приемы: - творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; — побуждение учащейся к самоконтролю и самооценке в процессе пения; — вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала; — представление в «уме» первого звука уже на дыхании; — вокализация песен на слог и сольфеджио; — воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством. — задержка звучания на отдельных звуках по руке преподавателя с целью выстраивания аккорда ; —прием образного сравнения с жизненным опытом и образным мышлением. Для достижения хорошего результата в обучении необходимым являются - Психологические условия на уроке: — психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение; — личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития; — учет индивидуальных особенностей; — дифференцированный подход. Оборудование: Электрофортепиано, мультимедийная система, музыкальный центр, выставка книг и пособий по обучению вокалу, ноты, стулья.
Эффективность реализации цели и задач урока.
Содержание урока соответствует целям урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Деятельность учащихся на уроке продумана и соответствует психологическим особенностям учащихся старших классов. Основные дидактические принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой, согласуются с целью и задачами урока. В ходе уроке были использованы различные виды деятельности, каждое из которых логически мотивировано и целесообразно: слушание, исполнение, творческое осмысление в прочтении музыкальной мысли исполняемых музыкальных произведений. Преподавателю удалось вовлечь учащихся в творческий процесс креативного мышления при создании «сценария» музыкального произведения, как современного, так и фольклорного. В течение урока были использованы общепедагогические технологии в музыкальном образовании направленные на развитие личности и творческих способностей учащихся: личностно-ориентированные и развивающие.
• По источнику знаний: открытый диалог с прямой и обратной связью, наглядно-слуховой метод;
•По назначению: применение в творческой деятельности полученных знаний, умений и навыков;
•По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые;
•По дидактическим целям – обобщение, меж предметные связи;
Структура урока включала в себя введение в тему, основную часть урока (практическое применение полученных знаний, умений, навыков, а так же анализ), где велась практическая работа над музыкальными произведениями по теме « Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения»
Данная структура урока соответствовала психологическим особенностям учащихся, что позволило концентрировать внимание детей, сохранять их активность на уроке, работать творчески и эмоционально. На уроке были использованы различные виды деятельности: слушание, пение (показ, распевание, исполнение изученного материала) творческий поиск, анализ. Соблюдались дидактические принципы доступности, сознательности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой.
Предложенная форма урока работа активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся, позволяет раскрыться детям с разным характером и темпераментом, а так же разным уровнем владения голосом.
Применение ИКТ помогает быстро усвоить новые понятия, новый материал, проследить их взаимосвязь и значение в комплексе рассматриваемой темы.
Анализируя итог урока, хочется заметить: если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует, вовлекает ученика в активный поиск доказательств, основанных на уже имеющихся знаниях, ассоциациях, слуховых впечатлениях, да еще вместе с детьми является исполнителем, то такие занятия превращаются в диалог, совместные размышления, в поиск. В Творчество!
В качестве резюме. Что это даёт юным вокалистам? Педагогу музыкальной школы необходимо найти формы работы, которые бы позволили развить в ребенке интеллект, мышление, воображение, умение общаться со сверстниками. Одной из таких форм является пение в ансамбле. Этот вид совместного творчества приносит детям огромное удовольствие. Ансамблевое исполнение обладает рядом достоинств:
У юных музыкантов имеется возможность активного развития посредством знакомства с множеством разнохарактерных произведений академической и эстрадной музыки, фрагментов из опер, музыки из кинофильмов, мультфильмов и различных спектаклей, что, несомненно, расширяет кругозор учащихся. Пение в ансамбле интенсивно развивает все виды музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро -динамического, внутреннего).
Начинающие вокалисты осваивают новые приемы и учатся слушать друг друга. Учащиеся средних классов осваивают более сложный ритм, решают технические, художественные задачи. Старшие ученики в ансамбле знакомятся с различными стилевыми направлениями в музыке, тем самым развивают музыкальное мышление.
Совместное вокальное исполнение заинтересовывает учащихся, устанавливает благоприятную атмосферу на занятиях, позволяет учащимся преодолевать боязнь публичных выступлений. А участие в концертах наилучшим образом стимулирует интерес к дальнейшему обучению. У подростков же развивает коммуникативные способности, способствуют конструктивному и культурному общению.
 Пение в ансамбле позволяет учащимся с хрупкой и неустойчивой психикой реализовать себя в публичных выступлениях.