Открытый урок по Эстрадному пению тема: Работа над двухголосием


Конспект открытого урока
по эстрадному пению
Тема: « Работа над двухголосием в младших классах вокально-эстрадного ансамбля » на примере песни из репертуара группы ВОЛШЕБНИКИ ДВОРА -«Капитошка»
1-3 класс (групповое занятие – анасмбль)
Кадеркина Антонина Николаевна
Преподаватель первой квалификационной категории
МКУ ДО Базарносызганская ДШИ
Тема: « Работа над двухголосием в младших классах вокально - эстрадного ансамбля » на примере песни из репертуара группы ВОЛШЕБНИКИ ДВОРА- «Капитошка»
Цель: Создание условий для развития многоголосного вокального мастерства обучающихся.
Образовательная функция: обучать правильному произношению гласных и согласных, развивать умение использовать полученные знания при работе над репертуаром ,закреплять навык многоголосия
Воспитывающая функция: формировать речевую культуру поведения на сцене, воспитывать внимательность и добросовестное отношение к труду и актёрское мастерство.
Развивающая функция: развивать терпение, трудолюбие, волю, воображение, наблюдательность, «чувство партнёра».
Ожидаемый результат: постепенное повышение уровня вокального и актёрского мастерства обучающихся.
Оборудование: просторное светлое помещение, фортепиано, акустическая система, микрофоны.
Методическое обеспечение: дидактический материал, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент.Подготовка места занятия, проверка готовности музыкальной аппаратуры к работе.
II. Основная часть.
а) Повторение теоретического материала.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжим работу над песней «Капитошка», добавим сюжетные действия и хореографические движения, так как текст этой песни требует определённых актёрских навыков для исполнения. Продолжим развивать навыки и умения по правильному произношению гласных и согласных звуков, закреплять навык двухголосного пения, совершенствовать дыхательно – артикуляционный аппарат.- Дети, а кто мне скажет, что такое дикция?
( Дикция - это чёткое, ясное, разборчивое произношение всех звуков).
- Правильно, а зависит она от активности губ, языка, правильного дыхания и артикуляции. Именно артикуляционный аппарат формирует звуки речи.
Дети, перечислите, что относится к артикуляционному аппарату?
(Ученики (по очереди): ротовая полость; щёки; губы; зубы; язык; челюсти; нёбо; глотка; гортань).- Молодцы, ребята, правильно! Человек, обладающий хорошей дикцией, экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние звуки. Как видите дети, правильное дыхание на прямую зависит от артикуляции и дикции. А теперь, переходим к подготовке и настройке нашего голосового аппарата.
б) Учебно-тренировочные упражнения.- Вначале выполним ряд разогревающих упражнений.
Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
Упражнение №1 «Тряпичная кукла»
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны. Упражнение №2 «Лошадка»
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы. Упражнение №3 «Хоботок»
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вверх- вниз и влево-вправо.
Дыхательная гимнастика( по системе А.Н. Стрельниковой):
Упражнение№1 «Ладошки»
Исходное положение: встань прямо, покажи ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делай короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимай ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
Упражнение №2 «Погончики»
Исходное положение: встань прямо, сжатые в кулачки кисти рук прижми к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкай кулаки к полу ,как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это очень важно
Если при выдохе ты выпускаешь воздух через рот, то рот широко не открывай. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты)- воздух уходит абсолютно пассивно.
Упражнение№3 «Насос» («Накачивание шины»)
Исходное положение: встань прямо, руки опущены. Слегка наклонись вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделай короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхай пол»).
Слегка приподнимись, но не выпрямляйся полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонись и одновременно с поклоном сделай короткий шумный вдох. Затем слегка выпрямись, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.

Упражнение№4 «Кошка» (присядь с поворотом)
Исходное положение: встань прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое хватательное движение.
Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы тебя «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени слегка гнутся и выпрямляются, присядь легкая, пружинистая. Спина всё время прямая, ни в коем случае не сутулься!
Итак, повернись вправо, слегка присядь – вдох. Колени выпрямились – выдох пассивно уходит при их выпрямлении. Повернись влево, слегка присядь, кистями рук сделай лёгкое хватательное движение – вдох. Сразу же после этого колени выпрямились, воздух ушёл абсолютно пассивно при их выпрямлении. Вдох справа, вдох слева.

Артикуляционная гимнастика:
Зарядка для шеи и челюсти (для освобождения мышц):
1)«Удивлённый бегемот» (резко отбрасывем вниз челюсть, двигаем из стороны в сторону, контролируем пальцами рук).
2)«Зевающая пантера» (резко опускаем нижнюю челюсть широко открыв рот, произносим «вау,вау», при этом зеваем и потягиваемся, контролируя пальцами рук).
3)«Горячая картошка» (как бы положить в рот горячую картошку и сделать закрытый зевок. Губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань опущена).Зарядка для губ:
«Воздушный шарик» (надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу).
«Обезьянки» (язык под верхнюю и нижнюю губу).
Зарядка для языка:
«Покусывание языка» (с кончика по мере движения языка вперёд)
«Шпага» (протыкаем языком «как шпагой» щёки)
«Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут далеко вперёд и двигается вправо и влево).
Дикционная гимнастика( скороговорки):
1.Три сороки - тараторки тараторили на горке.
2.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3.Кавалеры к королеве приплывали в каравелле . 4.От топота копыт, пыль по полю летит!
5.«Долгоговорка».
Исходное положение: встань прямо, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохни, задержи дыхание и медленно произноси:
Как на горке, на пригорке
Встали двадцать два Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т. д.
Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянными тренировками можно добиться прочтения на одном выдохе не менее «22-х Егорок».
в) Распевки:
«Ми-и-и-и-я» движение по трезвучию вверх и вниз.
«Мы перебегали берега»( поступенное движение вверх вниз I-V-I-V-I-V-I )
«Как под горкой»( двухголосный вариант).
г)Работа над вокальным материалом.
- Итак, переходим к следующему этапу занятия: работе над вокальным произведением.Что самое сложное в исполнении мелодии этой песни?(Темп, распевание, деление на голоса).
- Правильно! Давайте повторим сложные места в песне.
(Дети вместе со мной повторяют партии каждого голоса отдельно и вместе во второй части куплета и вокализе, распевание отдельных слогов и темпоритм в припеве ).
- А теперь давайте добавим определённые хореографические движения к исполнению припева.
(Дети вместе со мной разучивают хореографические движения, затем добавляют их к исполнению припева).
- Молодцы ребята! Отдохните, а мы поработаем с солистами.Полина, Ирина,Арина и Настя, у вас очень сложная задача: донести до зрителей весёлое настноение , радость, тепло. Поэтому мы с вами добавим сюжетные действия, то есть, умелую передачу вокального материала через сценическое движение и действие для более глубокого раскрытия содержания песни.
( Преподаватель показывает и отрабатывает с детьми сюжетные действия и добавляет ко всей песне).
Несколько раз дети исполняют песню с использованием хореографических движений и сюжетных действий.
- Молодцы, ребята, получилась очень яркое и артистичное исполнение этой песни. А теперь давайте повторим ваши самые любимые песни, которые мы разучили на наших занятиях. Ребята, назовите их.
(Ученики перечисляют разученные песни, преподаватель выбирает одну из перечисленных песен).
III. Подведение итогов занятия. - Какими знаниями, умениями и навыками должен владеть певец?
(Ученики отвечают по очереди (хорошо владеть артикуляцией, дикцией, дыханием, голосом, выразительностью исполнения умением слушать себя и других и умением работать с микрофоном).IV. Выставление оценок и их мотивация.
- Спасибо, ребята, урок окончен, до свидания!