Конспект открытого урока вокального ансамбля на тему Песни военных лет


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 148
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Михалева Василия Павловича
г.о.Самара

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
"ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ"
педагога дополнительного образования
Чупахиной Елены Алексеевны
2015 г.
Предмет: Вокальный ансамбль
Класс: 9-10 (6 год обучения)
Тема урока:"Песни военных лет"
Цель урока: активизация творческой и познавательной деятельности учащихся через погружение в атмосферу песен, созданных в годы Великой Отечественной войны, историю их создания.
Задачи:
образовательная- показать на примере песен военных лет роль музыки в жизни человека;
воспитательная- воспитание духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей старшего поколения, отстоявших Родину в трудные годы войны; чувства сопричастности к истории своей страны;
развивающая- развитие образного восприятия музыки, самостоятельности мышления, а также вокально-хоровых навыков при исполнении песен военных лет.
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемые технологии:
-здоровьесберегающая технология;
-информационно-коммуникативная технология;
-технология развивающего обучения;
-проблемное обучение;
Формы работы, используемые на уроке:
-коллективные, групповые, индивидуальные.
Форма проведения урока:
урок смешанный(лекция-беседа с презентацией, работа над практическими навыками пения)
Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, аудиозаписи песен на флеш-карте, фортепиано, нотные партии.
Ход урока
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.
2. Актуализация опорных знаний.
-Скажите, какую знаменательную дату мы будем отмечать в мае этого года?
(Дети: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне)
-Я просила вас дома побеседовать с бабушками и дедушками и узнать, какие песни они пели во время войны. Кто готов рассказать?
(Ребята называют "Катюшу", "Синий платочек","Темную ночь", "В землянке" и др.)
3.Постановка проблемы(цель урока)
-Мы с вами уже знакомы с песнями о Великой Отечественной войне, написанными современными композиторами. Это "Птицы белые" и "А закаты алые".Но сегодня речь пойдет не о них, а о песнях ,созданных во время войны, людьми, которые знают о сражениях не по учебникам истории. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
(Ответ учащихся:"Песни военных лет")
Слайд №1.
- Как вы считаете – нужны ли были песни на войне? Согласны ли вы с выражением: " Когда говорят пушки , музы молчат"?
(Ответы учащихся: "Песни поднимали боевой дух солдат"; "Песни напоминали о доме, родных" и др.)
Слайд №2
-Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, которые были нужны солдатам, уходящим на фронт, первым призывникам и добровольцам.
Новые песни публиковались в газетах, выходили отдельными листовками,
исполнялись по радио, в боевых киносборниках. В них было стремление к борьбе, к отпору врагу, вера в Победу.
4.Открытие новых знаний.
Слайд № 3
(Звучит песня А.Александрова на стихи В.Лебедева-Кумача "Священная война"-аудиозапись)
Слайд №4
-Эта песня была написана и исполнена в первые дни войны .Она прозвучала на Белорусском вокзале перед бойцами, уходящими на фронт. Руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александров прочитал в газете "Красная звезда" стихотворение В. Лебедева-Кумача "Вставай, страна огромная".Музыка родилась на одном дыхании. Уже на следующий день композитор разучивал песню со своим ансамблем, написав ноты мелом на доске(печатать нотные партии было некогда).Еще через день состоялась премьера. После исполнения песни в зале наступила тишина. На глазах у бойцов были слезы. Все встали. Пять раз подряд по просьбе солдат исполнил Краснознаменный ансамбль "Священную войну".Песня сразу же приобрела массовую популярность на фронтах великой Отечественной войны.
-Какие же чувства вызывала эта песня у людей военного поколения?
(Ответы учащихся:" Ненависть к врагу", "Уверенность в Победе"," Песня звучит,как клятва" и т.д.)
-Какие чувства вызывает эта суровая, торжественная музыка у вас?
(Ответы учащихся:"Сопереживание","Как будто побывала в той эпохе",
"Гордость, восхищение мужеством людей того времени")
Слайд №5
Казалось, что среди грохота сражений могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, среди бойцов с первых дней войны были популярны и совсем другие песни: лирические, задушевные. С одной из них вас сейчас познакомит Оля.
(Ученица рассказывает об истории создания песни "Синий платочек"Е.Петербургского .Звучит аудиозапись этой песни в исполнении К.И.ШульженкоСлайд №6
-А вы знаете, что К.И.Шульженко, знаменитая советская певица, дала более 500 концертов на фронтах Великой Отечественной войны, выступала даже на передовой в перерывах между боями. И на каждом выступлении по просьбе солдат пела эту песню, написанную еще до войны. Как вы думаете, в чем секрет популярности песни "Синий платочек"?
(Ответы учащихся: "Песня напоминала о доме, о мирном времени","Песня придавала сил бороться, чтобы вернуться к любимым с победой")
Слайд № 7
История создания следующей песни необычна. Слова этой песни- это письмо жене поэта Алексея Суркова, корреспондента газеты "Красноармейская правда",который в ноябре 1941 года находился на передовой и принимал участие в боевых действиях. В феврале 1942 г. он встретился с композитором К. Листовым ,вспомнил о написанных стихах. Через неделю ноты песни были опубликованы в "Комсомольской правде".Одной из первых исполнительниц песни "В землянке" стала замечательная певица Лидия Русланова. Ее пели фронтовые творческие коллективы и просто солдаты, которые бережно переписывали стихи в свои тетради. Давайте и мы послушаем эту проникновенную песню в исполнении Леонида Утесова.
(Звучит фонограмма песни "В землянке")
Слайд № 8,9
- Песню "Эх, дороги" композитора А.Новикова на стихи Л. Ошанина мы сегодня не только послушаем, но и начнем разучивать. Она появилась сразу после окончания войны в 1945 г..Песня была написана для концертной программы "Весна победная" Ансамбля песни и пляски НКВД. Авторы непосредственного участия в боевых действиях не принимали, но на фронте побывали не раз. Композитор встречался с воинами на Курской дуге, под Орлом и Белгородом, поэт многие месяцы провел среди бойцов на Западном и Белорусском фронтах. Первым исполнителем песни стал солист Ансамбля Иван Шмелев. В дальнейшем ее пели такие известные артисты как В.Трошин, Д.Хворостовский, М.Леонидов, Л. Гурченко. Сегодня песня прозвучит в исполнении Краснознаменного Ансамбля песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова.
(Звучит фонограмма песни "Эх,дороги")
-Какой характер у этой песни? Какие чувства и мысли выражает?
(Ответы учащихся:"Трудность фронтовых дорог","Горечь потери фронтовых друзей", "Тоска по близким" и др.)
-Обратите внимание, что мелодия следует за словами, как будто подражает человеческой речи. Именно так: проникновенно и выразительно мы и будем ее исполнять. Но, прежде чем начать разучивание, нужно привести в рабочее состояние голос.
Дыхательная гимнастика (Стрельникова и др.)
Распевание по методике В.Емельянова, М.И.Глинки, А.Менабени и др., пение трехголосных кадансовых оборотов.
(Ребята раздают нотные партии песни "Эх,дороги")
Разучивание по голосам: партия сопрано и партия альтов отдельно.
Сольфеджирование. Соединение партий. Пение со словами 1 и 2 куплетов.
-Ребята, обратите внимание на текст 2 куплета. Как вы думаете, нужно ли здесь делать дополнительные паузы?
(Ответ учащихся: " После слов "Выстрел грянет" нужно сделать паузу для усиления выразительности исполнения")
Итоговое исполнение двух куплетов песни.
Слайд № 10
Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.
-Мы продолжим разучивать песню на следующем занятии. А теперь давайте вспомним, с каким большим разделом песенной музыки мы сегодня познакомились?
(Ответ учащихся: "Песни военных лет")
-Это занятие было для вас только новой информацией о песнях и их авторах?
( Ответ учащихся: "Нет")
-Что вы почувствовали, когда слушали музыку, говорили о ней?
(Ответ учащихся: "Разные чувства- печаль, тревогу за близких, гордость за людей, защищавших Родину...")
-Стали ли вам ближе люди того времени -ваши прабабушки и прадедушки?
(Ответ учащихся:"Да, конечно.")
-Ваше домашнее задание- поискать в интернете историю создания песен, которые сегодня не прозвучали: "Огонек","Катюша" и другие. Ведь песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Они не утратили своего воздействия и сегодня. И за это низкий поклон их авторам, известным и безымянным.
-Вы сегодня хорошо поработали. Я увидела искренних и неравнодушных людей. Всего вам доброго. До встречи!
(Презентация к этому уроку расположена на сайте infourok.ru)