Индивидуальная программа для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью 1 класс вид 8.4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №1 имени Г. В. Егорова»
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено и согласовано План составила учитель
Руководитель школы Зам. директора по УР на заседании МО начальных начальных классов
___________ /Бурнашев С.С. / _________ / Васильева В.Л. / классов от « »___________ 20__г. « » _________ 20___г
« » ____________ 20__ г. «. » _____________ 20___г. Руководитель МО ________/Пермякова В.А. /
____________ / Пермякова Е.О. /
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1 КЛАСС
Индивидуальная программа для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью 1 класс вид 8.4
Домашнее обучение
Пермякова Валентина Алексеевна
2016 – 2017 учебный год
Рабочие программы составлены для ученицы 1 класса надомного обучения МКС (К) ОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII.4 вида Бурнашева Вовы на 2016-2017 учебный год.
Рабочие программы разработаны на основе Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1983 г.
Программы составлены в соответствии с законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 и согласованы с родителями. Особенностью программ является то, что они решают в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программы раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученицы средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Мальчик по состоянию здоровья, согласно заключению ПМПК умственно отсталый вид 8.4. Программа составлена индивидуально. Направленность программы: формирование у ребенка потребности узнавать окружающую среду, адаптироваться среди сверстников. Мальчик не посещал детский сад, не умеет общаться, слышит, но плохо говорит.
В программе представлено 6 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю.
Учебный план ученика 1в класса домашнего обучения
Бурнашева Вовы на 2016-2017 учебный год
Учебные предметы Количество часов
в неделю Всего часов
Математика 1 33
Окружающий мир 1 33
Родной язык (якутский язык) 2 66
Русский язык 2 66
Технология 1 33
Изобразительное искусство/трудовое обучение 1 33
Количество часов в неделю 8
Цель обучения – адаптация среди учащихся, в школе, получение учеником доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющих практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям; овладение доступными образовательными уровнями.
Основная задача работы с глубоко умственно отсталым ребенком заключается в том, чтобы всемерно способствовать развитию у него сохранных возможностей, обеспечить выработку необходимых навыков и привычек.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер, максимально индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в части организации образовательного процесса.
Содержание учебных дисциплин имеет:
-  четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения;
- увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах.
Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.
Возраст  обучающейся – 7-8 лет
Сроки: программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю в первой половине дня. Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, беседа, работа по компьютеру.
Ожидаемый результат:
- улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка с ОВЗ
- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.
Тереебут тыл. (Якутский язык)
Үөрэх предметин өйдөбүлэ.
Төрөөбүт тыл — көлүөнэттэн көлүөнэ5э бэриллэр ханнык ба5арар норуот улуу нэһилиэстибэтэ, киһи аймах ытык өйдөбуллэриттэн (сыаннастарыттан) биирдэстэрэ. Төрөөбүт тыл — о5о5о тулалыыр эйгэтин билэр-көрөр, чугас дьонун-сэргэтин кытта истинник бодоруһар, иэйиитэ уһуктар, өйө-санаата сайдар, өбугэтин уөрэ5ин утумнуур сүрүн эйгэтэ.
Ол иһин о5ону кыра сааһыттан о5о тэрилтэтигэр, оскуола5а төрөөбут тылынан иитии-үөрэтии сүрүн ирдэбил быһыытынан билиниллэн, Российскай Федерация уонна Саха Республикатын үөрэххэ уонна тылга сокуоннарыгар ити өйдөбул туспа ыстатыйанан киирэн, быраап быһыытынан көмүскэллээх, билинни усулуобуйа5а үгүс норуот тыла чөл туруктаах хааларыгар тирэх буолар.
Саха Республикатыгар саха тылын төрөөбүт тыл быһыытынан үөрэтии 1922 сыллаахтан тиһигин быспакка, үгүс оскуола5а үгэскэ кубулуйан, уопсай үөрэхтээһин о5ону сайыннарар биир сүрүн предметин быһыытынан билиниллэр. Ити кэм устатыгар сэбиэскэй да, билинни да кэмнэ орто үөрэх систиэмэтигэр буолбут араас реформалар сыалларыгар-соруктарыгар сөп түбэһиннэриллэн, үөрэтии таһыма, хайысхата, ис хоһооно сайдан иһэр.
Билигин төрөөбүт тыл, федеральнай государственнай үөрэх стандартын (ФГУОС) ир-дэбилинэн, уопсай үөрэхтээһин булгуччулаах чааһыгар киирэн, базиснай үөрэх былааныгар (федеральнай) миэстэтэ, үөрэтиллэр чааһа чопчу ыйыллан үөрэтиллэр таһыма үрдээтэ. Алын сүһүөх оскуола таһымыгар төрөөбүт тылы үөрэх предметин быһыытынан үөрэтиигэ түмүк ирдэбили эмиэ федеральнай государственнай үөрэх стандарда сүрүннүүр.
Ити ааттаммыт докумуон быһыытынан, начаалынай үөрэхтээһин таһымыгар нуучча уонна төрөөбүт тылы үөрэтиигэ таһымнаах түмүк ирдэнэр. Төрөөбүт тыл атын үөрэх предметтэрин кытта бииргэ о5ону личность быһыытынан сайдыннарар.
Бодоруһар сатабыл.
Бииргэ үлэлииргэ үөрүйэх. О5олору кытта бииргэ алтыһарга, үлэлииргэ уерэтии. Саастыылаахтарын, улахан дьону кытта алтыһыннарыы,, биир сыаллаах-соруктаах дьонун кытта көдьүүстээхтик үлэлииргэ үөрүйэхтэри инэрии.
Кэпсэтэр үөрүйэх. Кэпсэтии уратыларын өйдүүр, табан кэпсэтэр. Кэпсэтэр киһитин убаастыыр, сэнээрэр, санаатын бол5ойон истэргэ уерэтии.
Кэпсэтии сиэрин (речевой этикет) тутуһар үөрүйэх. Дьону кытта алтыһыыга кэпсэтии сиэрин тутуһар, туттан-хаптан бодоруһуу ньымаларын билиьиннэрииСахалыы дорооболоһор, билсиһэр, быраһаайдаһар, көрдөһөр, бырастыы гыннарар, буойар, телефонунан кэпсэтэр уеруйэхтэри билиьиннэрии.
Yөрэх ирдэбилинэн 8.4 керуннээх о5о билиэхтээх:
- о5о сатаан кэпсэтэр буолуохтаах- кылгас этиини оноруохтаах-кинигэни кере уерэниэхтээх-тыл, суьуех ейдебулун билиэхтээх№ Урок тематаУеруйэхтэр,словарьчаасЫытыллар кунэ1чиэппэр 1 Билсиьии1 2-3 Учебниктары билсиьии. Оскуола5а экскурсия Оскуола иьэ, кылаас2 4-5 Тулалыыр преметтэри билсиьии, дьиэ иьэ-таьа. Санарар дьо5уру бэрэбиэркэ2 6-7 Мин оонньуурдарым. Санара уерэтии. Предметтэр ааттарын билиьиннэри2 8-9 Уерэх тээбириннэрэ. Дор5оннору истэ уерэтии. Предметтэр,хартыыналар. 2 10-11 Харандааьы туттара уерэтии, тэтэрээти туттаргауерэтии. Оонньуу «Туох тыаьыыр?» Тэтэрээт,ручка,харандаас2 12-13 Илиигэ эрчиллиилэр, ручканы тутарга уерэтииОонньуу «Бу тугуй?» Тэтэрээт,ручка,харандаас2 14-15 Остуолга, парта5а олоро уерэтии,уерэнии диэн тугун быьаарыы. Кылаас о5олорун билиьиннэрииПарта, кылаас тээбириннэрин билиьиннэрии2 16-17 Кинигэни туттарга уерэтии, оонньуурга уерэтии. оонньуурдар2 18 Карточканан остуол оонньуулараАраас карточкалар2 2 чиэппэр19-20 Трафареттары билиьиннэрии. Борустуой сурааьыннары онорууКарточкалар, араас уерэнэр тэрил2 21-22 Дьиэ ис тээбириннэрин билиьиннэрии, ааттааьынАраас преметтэр2 23-24 Оскуола, кылаас тээбириннэрин билсиьии, ааттааьынКылаас тээбириннэрэ2 25-26 Тулалыыр эйгэ5э тыаьы истэ уерэнии. Тыаьыыр оонньуурдар,предметтэр2 27-28 Дор5ооннору, суьуехтэри санарда уерэтииАраас карточка,ооньуур2 29-30 Тыллары санара уерэнииКарточкалар, хартыыналар2 31-32 Хартыынаны кердеруу, санарда уерэтииКарточкалар, хартыыналар2 3 чиэппэр33-34 Тыллары холбоон санарда уерэтии. Кыыс турар. О5о кыраАраас предметтэр,оонньуурдар2 35-36 Тыллары суьуеххэ араартара , санарда уерэтии. Остуоруйа истэргэ уерэтии. «Эриэппэ» Остуоруйа кинигэлэрэ.Сахалыы остуоруйалар. 2 37-38 Остуоруйа геройдарын билиьиннэрии, хартыынаттан булла уерэнии. «Колобок» Араас кыыллар хартыыналара2 39-40 Дьиэ кыылларын уерэтии, саналарын истэ-араара уерэнииМультимедийная книга 2 41-42 Дьиэ кыылларын уерэтии, саналарын истэ-араара уерэнииМультимедийная книга 2 43-44 Дьиикэй кыыллары уерэтии, билиьиннэрии. Мультимедийная книга 2 45-46 Дьиикэй кыыллары уерэтии, билиьиннэрии. Мультимедийная книга 2 47-48 Дьиикэй, дьиэ кыылларын хартыынанан араара уерэтииМультимедийная книга 2 49 Барбыты хатылааьын, уерэтииМультимедийная книга 2 4 чиэппэр50-51 Хартыынана предметтэри булуу, ааттарын этэ уерэнииАраас предметтэр,оонньуурдар2 52-53 Этии онотторо уерэтии. А-О дор5оону уерэтииАраас предметтэр,оонньуурдар2 54-55 Этии онотторо уерэтии. Ы-А дор5оону уерэтииАраас предметтэр,оонньуурдар2 56-57 Кэпсэтэргэ уерэтии. Ыйытыы кеметунэн этии онорууАраас предметтэр,оонньуурдар2 58-59 Хартыыналарынан предметтэри кердеен булууАраас предметтэр,оонньуурдар2 60-61 Таьырдьа баар преметтэри, айыл5аны билиьиннэрии. Экскурсия.Санарда уерэтии2 62-63 Тэтэрээккэ улэлэтэ уерэтии.Этии онорооьун. Араас предметтэр,оонньуурдар2 64-65 Тэтэрээккэ улэлэтэ уерэтии.Этии онорооьун. Араас предметтэр,оонньуурдар2 66 Барбыты хатылааьын. Араас предметтэр,оонньуурдар2
Чтение и развитие речи
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1984 г.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.
Цель: формирование навыка чтения изученных букв, слогов и слов.
Задачи:
1. Научить правильно и отчетливо произносить изученные буквы, слоги и слова.
2. Уточнить и развивать зрительное восприятие.
3. Уточнить и развивать слуховое восприятие.
4. Воспитывать усидчивость.
6. Корригировать мышление.

Обучение чтению умственно отсталых ребенка ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности ученика. Прежде чем знакомить его с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На занятиях проводится специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроке учителем): развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.
На занятиях уточняется и развивается зрительное восприятия ученика, соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение, вырабатывается умение показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Ученик должен знать:
- звуки и буквы а, у, о, м, с, х;
- образование из усвоенных звуков и букв, слов (ах, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением;
- образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су ), сравнение их.
Ученик должен уметь:
- правильно сидеть за партой, слушать объяснения и указания учителя;
- правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3-4 звуков (там, мама и т. д.).;- называть слова по предъявленным предметам, картинкам;
- составлять простые предложения из 2-3 слов; делить эти составленные предложения на слова;
- понимать слова «предложение», «слово» и выполнять действия, связанные с этими словами.
- выделять в устной речи звуки «а» и «у» в начале слов.
- составлять слова со слогами из букв разрезной азбуки, читать их;
- правильно и отчётливо произносить изученные буквы в изолированной позиции, а так же различать их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Чтение и развитие речи
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата словарь Коррекционные задачи
1 четверть
1 Вводный урок 1 Формирование положительной мотивации к учению. Обогащение словаря
2-4 Уточнение слухового восприятия 3 Имя фамилия Развитие фонетического слуха.
5-7 Развитие звуков окружающей действительности (стон, звон, гудение, жужжание) 3 колокольчик
Развитие правильного произношения.
6-8 Произнесение слов за учителем, состоящих из одного звука 3 букварь Коррекция мышления
9-11 Произнесение слов за учителем, состоящих из двух звуков (ау, ах и т.п.) 3 Книга Развитие устной речи
12-14 Произнесение слов за учителем, состоящих из 3-4 звуков (ма-ма) 3 Оса Формирование личностных качеств
15-16 Название слов по предъявленным картинкам 2 картинка Формирование читательской самостоятельности
17-18 Название слов по предъявленным предметам 1 Предмет Развитие связной речи
2 четверть
19-21 Составление простых предложений из 2-3 слов 3 предложение Развитие устной речи
22-24 Деление составленных предложений на слова 3 Слово Активизация словаря
25-26 Действия, связанные со словами 2 действие Развитие фонематического восприятия
27-29 Выделение в устной речи звука А в начале слова 3 Атака Развитие устной речи. Развитие умения слушать собеседника
30-32 Выделение в устной речи звука У в начале слова 3 Утка Развитие артикуляционного аппарата
3 четверть
33-34
Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение 2
Развитие фонематического слуха
35-36 Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). 2 Левый-правый Активизация словаря. Развитие умения слушать устную речь
37-40 Звук и буква А, а 4 Аист Развитие устной речи, правильного произношения
41-44 Звук и буква У, у 4 Ура Развитие устной речи. Развитие правильного произношения
45-46 Образование и чтение слога -ау 2 Коррекция и развитие памяти
47-48 Образование и чтение слога -уа 2 Коррекция мышления
49-50 Звук и буква М, м 2 машина Формирование положительной мотивации к учению.
51-52 Образование и чтение слогов –ам, -ум 2 умелый Активизация словаря
4 четверть
53-54 Образование и чтение слогов ма-, му- 2 Увеличение объема памяти.
55-56 Звук и буква С.с2 слон Формирование читательской самостоятельности
57 Образование и чтение слогов и буквой са-, су- 1 Коррекция индивидуальных нарушений
58 Образование и чтение слогов –ас, -ус 1 Развитие внимания
59 Звук и буква Х, х1
муха Коррекция познавательной деятельности
60-61 Образование и чтение слогов с буквой Х ,х2 Активизация словаря
62-63 Образование слогов из изученных букв 2 хорошо Развитие зрительного внимания
64-65 Чтение слогов из изученных букв 2 Плохо Развитие кругозора
66-68 Повторение и обобщение пройденного3 Коррекция внимания
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1983 г.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1,2 части /Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
Цель: обучение ребенка с тяжелыми интеллектуальными нарушениями счету в пределах 3.
Задачи:
1. Сформировать элементарные математические представления о числах числового ряда 1-3.
2. Формировать временные и количественные представления.
3. Развивать умения практических действий с предметами.
4. Развивать умения практического применения полученных знаний в жизни.
5. Воспитать усидчивость и самостоятельность.
6. Корригировать память и мышление.

У данной ученицы очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучению счёту. У него не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, она лишь механически заучивает порядковый счёт, с большим трудом овладевает конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для нее недоступен.
Обучение математике организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы учителя, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельной работы учащимся.
Обучение математике данной ученицы начинается с пропедевтического периода. Ребенок должен научиться работать в тетради, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, дидактические игры.
На уроках ученица считает предметы, называет и записывает числа в пределах программного материала, решает простейшие задачи в одно действие, работает с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомится с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учится распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.

Ученик должен знать:
- счет в пределах 3, прямой и обратный;
- образование чисел 2 и 3;
- знаки сложения и вычитания;
- понятия о величине: большой-маленький, длинный-короткий,, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже. - пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, посередине, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.- геометрический материал (круг, квадрат, треугольник);
- понятие веса: тяжёлый – легкий, тяжелее – легче.
- слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять;- меры стоимости, монеты.
Ученица должна уметь:
- работать со счетами;
- сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду в пределах 3;
- выделять большее и меньшее число;
- соотносить предметы по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения;
- накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы;
- складывать числа в пределах 3 на конкретном материале;
- решать примеры в пределах 3;
- распознавать монеты (копейки);
- отбирать по образцу и по названию геометрические фигуры в играх и упражнениях.
Математика. Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата Геометрический материал Коррекционные задачи
1 четверть
1 Вводный урок 1 квадрат Коррекция мышления и памяти
2 Понятия «большой – маленький» 1 квадрат Коррекция логического мышления
3 Понятия «длинный-короткий» 1 прямоугольники Формирование познав. активности
4 Понятия «широкий –узкий» 1 Геометрические фигуры Формирование личностных качеств
5 Понятия «толстый – тонкий»
1 Геометрические фигуры Развитие объема зрительного внимания
6 Понятия «больше-меньше» 1 Геометрические фигуры Коррекция внимания
7 Понятия «длиннее-короче» 1 Геометрические фигуры Развитие моторики рук
8 Понятия «выше –ниже» 1 игрушки Развитие навыков самостоятельности
9 Понятия «шире-уже» 1 игрушки Развитие навыков самостоятельности
2 четверть
10 Понятия о количестве «много-мало» 1 Геометрические игры, картины, фигуры животных Развитие навыков анализа и синтеза
11 Понятия о количестве «столько же» 1 Геометрические игры, картины, фигуры животных Развитие навыков анализа и синтеза
13 Понятия о количестве «один» 1 Геометрические игры, картины, фигуры животных Коррекция познавательных процессов
14 Понятия о количестве «больше, меньше, поровну» 1 Геометрические игры, картины, фигуры животных Коррекция внимания
15 Пространственные представления «правый – левый» 1
Картины, игрущкиРазвитие навыков самостоятельности
16 Пространственные представления «спереди-сзади и т.п.» 1
Картины, игрущки17 Пространственные представления «рядом, около и т.п.» 1 Картины, игрущкиРазвитие навыков самостоятельности
3 четверть
18 Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путем наложения 1 Разные предметы класса, геомет фигуры 19 Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путем приложения 1 Разные предметы класса, геомет фигуры Развитие логического мышления
20 Понятия веса «тяжелее-легче» 1 Тяжелые и легкие предметы Коррекция памяти
21 Компоненты сложения 1 геометр фигуры, счеты Развитие моторики рук
22 Компоненты вычитания 1 геометр фигуры, счеты Развитие внимания
23 Число и цифра 1 1 Отбор геометрических фигур по образцу Коррекция мышления
24 Число и цифра 2 1 Отбор геометрических фигур по названию
Развитие навыков самостоятельности
25 Число и цифра 3 1 Отбор геометрических фигур по названию Развитие навыков самостоятельности
26 1 4 четверть
27 Сложение в пределах 3 1 геометр фигуры, счеты Мотивация познавательной деятельности
28 Вычитание в пределах 3 1 геометр фигуры, счеты Коррекция мышления и памяти
29 Решение примеров в пределах 3 1 геометр фигуры, счеты Активизация словаря
30 Монеты (копейки) 1 Показать деньги в натуре Развитие объема зрительного внимания
31 Монеты (копейки) 1 Показать деньги в натуре Повышение общего уровня развития
32 Решение примеров в пределах 3 1 геометр фигуры, счеты 33 Повторение и обобщение пройденного1
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН 1984 года.
Речь ученика на уровне двухлетнего ребенка, не умеет говорит.
Цель занятий по развитию речи: расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Задачи:
1. Развивать умения анализировать окружающий мир и предметы;
2. Формировать навыки вести диалог применяя односложный ответ;
3. Продолжать формировать умения классифицировать предметы и соотносить натуральные объекты с их графическим изображением;
4.Научить составлять по картинкам предложения, состоящих из трёх слов;
5.Воспитывать любовь к природе;
6. Корригировать мышление и внимание.
Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов. Нужно учить ученика оформлять свои желания словесно, для чего ввести разучивание фраз-приказаний и фраз-просьб и их выполнение.
Занятия по развитию речи должны способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного учеником на предметных уроках и экскурсиях.
На предметных уроках и экскурсиях ученик знакомится с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей, с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учится анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых ученик знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде
Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у ребенка интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.


Ученик должен знать:
- имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей;
- обобщающие слова для классификации предметов;
- формы множественного числа предметов;
- несколько стихотворений, речевок, считалок, потешек, коротких песенок.
- слова : здравствуйте, до свидания, спасибо, извините,; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти (выйти)», «Можно идти», «Можно сесть» и т. п.
.
Ученик должен уметь:
- повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- внятно выражать свои просьбы и желания;
- рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов учителя;
- отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?
- осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу;
- называть и показывать части тела;
- называть предметы, находящиеся в комнате.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол.чдата Словарь
1 четверть
1-3 Моя семья 3 4 Учебные предметы 1 Парта
5 Понятие «Спасибо», «Здравствуйте» 1 спасибо
6-7 Понятия «извините», «пожалуйста» 2 извините
8 Осень пришла 1 Времена года
9 Экскурсия в осенний парк 1 парк
2 четверть
10 Одежда. Уход за одеждой 1 одежда
11 Обувь. Уход за обувью. 1 обувь
12 Огород (морковь, лук). Различия по цвету и вкусу 1 огород
13 Сад (яблоко, груша). Различия. 1 Сад
14 Наблюдения за погодой 1 погода
15 Скоро зима 1 зима
16 Изменения в природе зимой 1 3 четверть
17
Домашние животные. Кошка. 1 животное
18 Домашние животные. Собака 1 19 Птицы. Голубь. 1 птица
20 Внешний вид птиц 1 Крыло
21-22 Сбор природного материала 2 23 Весна пришла 1 Весна
24 Весенние изменения в природе 1 25 Экскурсия в весенний парк 1 26 1 4 четверть
27-28 Части тела человека 2 туловище
29-30 Сбор природных материалов 2 Сбор
31-32 Праздники 2 праздник
33 Скоро лето 1 Лето
Письмо и развитие речи
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1983 г.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: развитие моторики руки и пальцев
Задачи:
1. Уточнять и развивать восприятие обучающейся.
2. Уточнять и развивать зрительное восприятие.
3. Корригировать волевые и эмоциональные качества.
4. Развивать движения кисти и пальцев рук.
Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
На младших годах обучения ученик осваивает рукописное начертание букв, учится написанию слов по слогам, много работает с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.
Особенности занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
На занятиях должна проводиться привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться ручкой, развитие движений кисти и пальцев рук, обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов, письмо основных элементов рукописных букв.

Ученик должен знать:
- рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв А а, У у, О о, М м, С с, Х х.
Ученик должен уметь:
- правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом;
- обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их;
- рисовать прямые линии и несложные предметы;
- писать основные элементы рукописных бук
Письмо и развитие речи
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов
Дата Словарь Коррекционные задачи
1 четверть
1 Вводный урок 1 Ученик
Учитель Мотивация познав. Деятельности
2-4 Усвоение умений сидеть за партой 3 Парта Развитие фонематического слуха.
5-6 Усвоение умений держать карандаш 2 карандаш Развитие движений и кистей рук
7-8 Усвоение умений держать ручку 2 Ручка Развитие пальцев и кистей рук
9-10 Усвоение умений правильно располагать тетрадь на парте 2 Тетрадь Развитие координации движений
11-15 Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам 5 фигура Коррекция личностных качеств
16-18 Закраска геометрических фигур 3 Закрашивать Развитие мелкой моторики пальцев рук
2 четверть
19-23 Штриховка геометрических фигур 5 штриховать Развитие координации движений
24-27 Рисование прямых линий 4 прямая Развитие навыков самостоятельности
28-30 Рисование несложных предметов 3
рисовать Коррекция личностных качеств
31-32 Соотнесение предмета с его графическим изображением 2
Развитие навыков самостоятельности
3 четверть
33-35 Письмо основных элементов букв 3 Увеличение объема запоминания
Развитие координации
36 Письмо по обводке и по образцу, данного учителем 1 обводить движений
37-38 Усвоение и рукописное начертание строчной буквы а 2 Буква Развитие словаря и фразовой речи
39-40 Усвоение и рукописное начертание прописной буквы А2 арбуз Активизация словаря. Коррекция личностных качеств
41-42 Усвоение и рукописное начертание строчной буквы У2 улыбка Коррекция и развитие познавательной деятельности, коррекция речи
43-44 Усвоение и рукописное начертание прописной буквы У2 урожай Развитие слухового внимания
45-46 Усвоение и рукописное начертание слога -ау 2 Огород Развитие мелкой моторики пальцев рук
47-48 Усвоение и рукописное начертание слога -уа 2 Развитие навыков самостоятельности
49-50
Усвоение и рукописное начертание строчной буквы м2 молоко Развитие навыков самостоятельности
51-52 Усвоение и рукописное начертание прописной буквы М 2 Коррекция индивидуальных нарушений
4 четверть
53-54 Усвоение и рукописное начертание слогов ма-, му- 2 санки Развитие зрительного внимания, кратковременной памяти
55-56 Усвоение и рукописное начертание строчной и прописной буквы С, с 2 Слева Развитие слухового внимания, слуховой памяти
57-58 Усвоение и рукописное начертание слогов са-, -ас 2 Хорошо Коррекция и развитие памяти. Развитие навыков самостоятельности
59-60 Усвоение и рукописное начертание строчной и прописной буквы Х, х2 справа Развитие понимания фразовой речи
61 Усвоение и рукописное начертание слогов с буквой х1 Развитие моторики кистей рук
62-64 Письмо изученных слоговых структур 3
Развитие навыков самостоятельности
65-66 Повторение и обобщение пройденного2 Коррекция речи
Трудовое обучение
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1983 г.
Содержание обучения на уроках труда очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым ребенку. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности ученика, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Цель: формирование умений и навыков выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.
Задачи:
1. Научить предметно-манипулятивным действиям с предметами.
2. развивать потребность в трудовой деятельности.
3. Воспитывать положительные качества личности: самостоятельность и аккуратность;
4. Корригировать моторику и внимание.
Достижение поставленных перед данным предметом задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых ребенком знаний, умений, навыков. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
На уроках труда применяются различные игры.
Ученик должен знать:
- три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
- разнообразные приемы работы с пластилином;
- названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник.

Ученик должен уметь:
- выполнять предметно-манипулятивные действия и действия по подражанию;
- действовать с предметами разного цвета, формы, величины.
- выбирать по образцу и инструкции « Дай такой» предмет одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. д.).
- группировать по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющему образцу).
- выбирать предметы по образцу и инструкции;
-группировать по форме предметов контрастных форм, разных цветов;
- группировать различные парные предметы по величине;
- использовать приема наложения предметов для их сравнения по величине.
- понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше;
- действовать с разобранными игрушками;
- работать с мозаикой;
- работать с пластилином,уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме;
- работать с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
- работать с нитками (разборка ниток, размотка трикотажного срыва, сортировка по цвету, намотка на катушку)
Трудовое обучение
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата
1 Складывание матрешки 1 2 Нанизывание колец маленькой пирамиды 1 3 Складывание простейших фигур из счетных палочек 1 4 Постройка башни из 4-х фигур 1 5 Работа с бумагой (дом с крышей) 1
6 Работа с мозаикой (курочка и цыпленок) 1 7 Работа с мозаикой (ромашка) 1 8 Лепка из пластилина: соединение двух частей 1 9 Лепка из пластилина: снеговик 1 10 Лепка из пластилина: буквы 1 11 Нитки (намотка на катушку) 1 12 Нитки (разборка, сортировка по цвету) 1 13 Изготовление книжечки из бумаги 1 14 Изготовление закладки из бумаги 1 15 Складывание бумаги (дом с крышей, грибок) 1 16 Изготовление из бумаги геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) 1 17 Лепка из пластилина: цветы 1 18 Лепка из пластилина: фрукты 1 19 Лепка из пластилина: овощи 1 20 Нитки (намотка на катушку) 1 21 Мозаика 1 22 Складывание из кубиков картин 1 23 Складывание из кубиков картин 1 24 Изготовление из бумаги геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) 1 25 Изготовление из бумаги геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) 1 26 Экскурсия в музей школы 1 27 Уметь пользоваться ножницей. 1 28 Уметь пользоваться ножницей1 29 Аппликация из цветных бумаг. Весна. 1 30 Аппликация из цветных бумаг. Мой двор. 1 31 Аппликация из цветных бумаг. Моя игрушка. 1 32 Прогулка на аллею Героев 1 33 Экскурсия Озеро Муру. 1
Изобразительное искусство. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «ИЗО» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1983 г.
Цель: формирование навыков изображения предметов по образцу.
Задачи:
- формировать умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.
- работать над обогащением зрительных представлений;
- научить передавать в рисунке основную форму знакомых предметов;
- оказать воздействие на эмоциональную и волевую сферу.
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя ученица внимательно рассматривает предмет, определяет его форму и цвет.
Ученик тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности ученика целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые он мог бы по возможности анализировать. Для этого имеется строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.
В уроки ИЗО входит изображение явлений окружающей жизни. Оборудование таких уроков составляют игрушки, модели, муляжи.
Ученица изображает очень простые по форме предметы, раскрашивает их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности.
Ученик должен знать:
- понятия «верх», «низ» (лист бумаги;
-основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый);
- различия круга, квадрата, треугольника;
- различия несложных предметы по форме, величине, цвету;
Ученик должен уметь:
- правильно располагать бумагу на парте;
- правильно держать карандаш;
- проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.
- рисовать геометрические фигуры по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.
- правильно раскрашивать с соблюдением контура.
-обводить и закрашивать изображения несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
- рисовать несложные предметы по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.
- по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов ( наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета.
Изобразительное искусство
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата
1 Вводный урок. Знакомство с предметом «изобразительное искусство» 1 2 Знакомство с акварелью, кисточкой 1 3 Упражнения кисточками 1 4 Рисование по точкам и раскрашивание осеннего листа 1 5 Рисование круга по трафарету 1 6 Рисование квадрата по трафарету 1 7 Рисование треугольника по трафарету 1 8 Рисование по точкам и раскрашивание деревьев 1 9 Рисование по трафарету цветов 1 10 Рисование по точкам и раскрашивание моркови 1 11 Рисование узора в квадрате 1 12 Рисование узора в полосе из кругов 1 13 Рисование узора в полосе из квадратов 1 14 Рисование 1 15 Рисование на тему «Новогодняя елка» 1 16 Рисование на тему «Новогодняя елка» 1 17 Рисование геометрического орнамента по трафарету 1 18 Рисование домика (высокого, низкого) по трафарету 1 19 Рисование домика (высокого, низкого) по опорным точкам 1 20 Рисование узора в полосе из треугольников 1 21 Рисование по трафарету фруктов и раскрашивание их 1 22 Рисование по трафарету овощей и раскрашивание их 1 23 Рисование по трафарету собаку и раскрашивание их 1 24 Рисование по трафарету учебных принадлежностей и раскрашивание их 1 25 Рисование по трафарету кота и раскрашивание его 1 26 Рисование на тему «Моя машина» 1 27 Рисование на тему «Улица» 1 28 Рисование на тему «Моя школа» 1 29 Рисование на тему «Цветы на полянке» 1 30 Рисование по замыслу «Что бывает круглое» 1 31 Рисование на тему «Ярко светит солнышко» 1 32 Рисование на тему «Разноцветные флажки» 1 33 Рисование на тему «Лето пришло» 1 Список литературы
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ сост. НИИ дефектологии АПН 1984.
2. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012.
3. Алышева Т.В. Математика 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.
4. Агеев И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик.- СПб.: СОЮЗ, 1999.
5. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.
6. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Методич. пособие. Рекомендации к планированию занятий. – М.: 1994.
8. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997.
9. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
10. Игра для детей: Счет до 20/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2005.
11.Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.
12. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение / Автор-составитель А.А. Шабанова . – Волгоград: Издательство «Учитель». 2007.
13. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
14. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г - Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.
15.Соловьёва, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера (Библиотека журнала «Логопед»), 2009.
16.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. М.: - Просвещение, 1993.
14.Чтение. 3 класс: коррекционно- развивающие занятия / авт.- сост. Л.И.Рудченко.- Волгоград: Учитель, 2007.