О гармонии в хоровой песне Россия Россией останется (муз.Я.Дубравина, сл.В.Суслова)


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Клинцовский индустриально-педагогический колледж»
О гармонии
в хоровой песне «Россия Россией останется»
(муз.Я.Дубравина, сл.В.Суслова)
подготовила преподаватель
музыкальных дисциплин
Чарненко Е.А.
Клинцы2017
Хоровая песня «Россия Россией останется» написана в тональности c-moll.
Тональный план произведения
Первая часть запева звучит в основной тональности c-moll. Вторая часть запева начинается с отклонения в параллельную тональность Es-dur, затем звучит хроматическая секвенция в тональности c-moll.
Первое предложение припева начинается с отклонения в тональность Es-dur. Второе предложение звучит в тональности c-moll.
Таким образом, в этом произведении один тип тональных соотношений – отклонение.
Виды каденций
В первой части запева срединная и заключительная каденции полные несовершенные. Во второй части запева заключительная каденция половинная автентическая. Срединная и заключительная каденции припева полные несовершенные.
Гармония вступления
Проходящий гармонический оборот во вступлении звучит напряженно и неустойчиво: t53 – SS53 – VI53 – VI7 – DDVII+3 – t53.
Гармония первой части запева
В первой фразе первой части запева звучит полный гармонический оборот t–s7–D7-t. Каденция готовится аккордами VI53 и II7. Аккорды доминанты и тоники в каденции появляются с задержаниями.
В каденции второго предложения первой части запева звучит альтерированное трезвучие VI-3 и тонической трезвучие с задержанием.
Гармония второй части запева
Вторая часть запева начинается с отклонения в параллельную тональность Es-dur. Далее звучит хроматическая секвенция в тональности c-moll. В этой неточной секвенции мотив и два звена. Мотив секвенции состоит из аккордов T-D.
Вторая часть запева гармонизована так: (s43III53 - D53) (s53 - D53) (VI 53 - D53) VI53 - D53.
Гармония припева
В первом предложении припева звучит отклонение в тональность Es-dur: D9 III-D-S-III. Первый аккорд доминанты и оба аккорда временной тоники с задержаниями неустойчивые и диссонирующие.
Второе предложение припева звучит в тональности c-moll: s53 – t53 – II7 - VI-3 – D7 – t53.
В третьем предложении припева звучит гармонический оборот: s53 – t53 – SS53 – VI53 – D7 – t.
Выводы:
1. Благодаря каденциям музыкальная форма имеет чёткие границы.
2. Важными способами гармонического развития являются отклонения в параллельный мажор и хроматическая секвенция.
3. Основным средством усложнения гармонии в песне являются задержания в аккордах тоники, доминанты и побочных доминант в хроматической секвенции и отклонении.
4. Мажорное трезвучие VI ступени и минорное трезвучие VI ступени с низкой терцией в каденциях второго предложения первой части запева, второго и третьего предложения припева вносят в звучание разные ладовые оттенки.
Литература
1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М., 1985.
2. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1979.
3. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/chorus_notes.htm (Дубравин Я. Ищу в природе красоту. Женские хоры. – ”Композитор”, 1997 г.)