«Позиционная аппликатура на начальном этапе обучения игры на баяне»

Открытый урок
Ученица 1 класса Исламиева Сафия (баян)

Дата посещения: 7 марта 2017 г.
Место проведения :  МБОУ ДОД «Уинская ДШИ»
Предмет: «Баян»
Класс:  1-7 год обучения
Ф.И.О. преподавателя: Шайдуллина Л.Р.
Целевая аудитория: Преподаватели ДШИ
Характеристики урока (занятия) – Открытый урок.
Уровень образования:  дополнительное образование детей
Тема : «Позиционная аппликатура на начальном этапе обучения игры на баяне»
Тип урока: комбинированный урок

Цель:  Целью данного урока является применение позиционной аппликатуры на начальном этапе обучения игры на баяне и, их органичное использование в художественном материале.
Задачи:
1. Обучающая: обобщить и углубить знания учащейся, сформировать навык первой, второй, третьей позиции на правой клавиатуре.
2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, позиционных упражнений, творческих способностей.
3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио,аккорды.
3. Б.Н.П. «Савка и Гришка», П.Чайковский «Птичка»
4. «Этюд».
5.В.Семенов «Скоморошина» (игра в ансамбле).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.


Аппликатура – (в переводе с латинского «прикладывать», «приставлять») – наиболее употребляемое понятие на клавишных инструментах. В иностранной литературе понятие аппликатура обозначается термином, производным «палец». Среди баянистов-практиков с достаточным основанием одно время бытовало слово «пальцовка», сущность которого связывалось с функционированием пальцев, их движениями и порядком чередованием на клавиатуре.

Во многих методических пособиях для баяна обоснованием целесообразности того или иного двигательно-аппликатурного варианта является, умение сделать неудобное удобным – важный этап в овладении и преодолении технических трудностей в музыкальном произведении. Однако механически понимаемое удобство зачастую ограничивается узкой задачей наиболее легкого выполнения данного технического эпизода и исходит исключительно из принципа простейшего расположения пальцев на клавиатуре. Так в «Школе игры на баяне» П.Говорушко читаем:
«Аппликатурой называется распределение пальцев при исполнении музыкального произведения», далее «... аппликатура подбирается исходя из определенных возможностей движения пальцев и кисти». Подчеркиваем, подбирается исходя не из содержания, а «из возможностей движения пальцев и кисти».
Причина подобной трактовки понятия «аппликатура кроется в том, что возможности двигательных функций исполнительского аппарата вытекают из употребления школьно-формальных комбинаций соответственно аппликатуре, принятой при игре гамм и арпеджио, что, в свою очередь, не всегда согласуется с задачами художественной интерпретации.....
Удобная аппликатура значительно облегчает исполнение музыкального произведения, способствует выработке беглости пальцев, извлечению звука хорошего качества и облегчает преодоление различных трудностей. Особенно важна правильная аппликатура для исполнения легато, т. е. для связной игры.
Правильная аппликатура обеспечивает удобное, естественное положение пальцев руки и свободные плавные движения.
В начальной стадии обучения для звукоизвлечения на левой клавиатуре используются в основном четыре пальца.
Аппликатура для правой руки также в большинстве случае составляется для четырех пальцев (без большого пальца).
Типичные аппликатуры гамм, арпеджиообразных последовательностей, двойных нот, аккордов должны быть твердо усвоены учащимся, чтобы, встретив ту или иную последовательность, пальцы как бы сами собой находили правильную аппликатуру.
Выбирая аппликатуру, необходимо учитывать следующие положения:
1. по возможности сообразоваться с естественным расположением пальцев на клавиатуре
2. повторяя пассаж или иную последовательность, сохранять первоначальную аппликатуру
3. если в пассаже содержится отрывок из какой-нибудь гаммы или арпеджио, то этот отрывок должен использоваться по возможности с сохранением аппликатуры соответствующей гаммы или арпеджио.
4. избегать повторением одним и тем же пальцем соседних нот, исключая скольжение пальца на близко расположенную клавишу.
5. при повторении одной и той же ноты более двух раз смена пальцев обязательна.
Умение находить удачную аппликатуру приобретается учащимся не сразу, а в результате длительной работы. Поэтому самостоятельность в вопросах выбора аппликатуры не должна предоставляться учащимся слишком рано, так как это приведет к бессистемной и беспорядочной игре.
Учащийся с самого начала должен приучаться к аппликатуре с применением перекладывания первого (указательного) пальца после третьего (безымянного) пальца в восходящем порядке вниз по клавиатуре и третьего после первого – в нисходящем порядке.
Эта аппликатура имеет особое значение при исполнении арпеджиообразных последовательностей и некоторых мел
·одических оборотов
Вопрос аппликатуры, то есть расстановки, и использования пальцев для игры является существенным уже на первых порах обучения. Но это не значит, что хорошее исполнение обусловлено только хорошей расстановкой пальцев, как нередко предполагают многие, требуя во всех нотах точно указанной аппликатуры. Последнее невозможно хотя бы потому, что разница рук в отношении их длины, ширины, расстяженности пальцев вызывает необходимость каждому исполнителю выверять в трудных местах указанную аппликатуру и в случае надобности заменить её более соответствующей его руке.
Тем не менее, в начале обучения необходимо придерживаться определенных установок в отборе аппликатуры, нужна, так сказать, «аппликатурная дисциплина», чтобы не вводить путаницу в пальцах; важно привить элементарные и правильные игровые навыки, которые послужат в дальнейшем исходным моментом при исполнении технических трудностей. Даже кажущиеся в начале неудобными аппликатуры необходимо усваивать, если они дают возможность играющему достичь выразительного, художественного исполнения.
В вопросах практического использования пальцев необходимо учитывать следующее:
1. В основу аппликатуры должен быть положен принцип использования разных пальцев, а не скольжения одного и того же пальца при переходе с клавиши на клавишу. Скольжение применяется лишь в исключительных случаях. При этом важно избежать стуки клавиш
2. Естественное положение и движение руки создают и естественный вид аппликатуры.
3. В игре арпеджио и подобных фигураций следует предусматривать аппликатуру аккорда, составляющего основу даннной технической фигуры.
4. Аппликатуры с большим растяжением пальцев следует избегать. Использование смежных пальцев на больших расстояниях, а также применение второго пальца для игры октав (главных образом в первом ряду) в начале занятий требует осторожного обращения. Также не надо забывать о необходимости с первых же занятий привлекать к работе и четвертый палец – мизинец, как, наиболее слабый.
Особенности аппликатурных приемов:
1. Использование одного и того же пальца на разных клавишах при занятости других.
2. Беззвучная смена пальца на одной и той же клавише (подмена пальца).
3. Применение большого пальца правой руки. Связный и певучий характер игры на баяне во многом зависит от удачной аппликатуры, а потому подбор аппликатуры, технически целесообразной, обеспечивающей качество звучания – певучесть(легато), - является первоочередной задачей учащегося.




Придерживаясь того или иного вида аппликатуры, надо учесть что всякое насилие над рукой, чувство затрудненности в игре, ощущение утомляемости в пальцах и кисти могут только препятствовать дальнейшему росту учащегося, а потому никогда не следует насиловать аппликатурой, которая, возможно, и удобна для другого исполнителя.
Естественная постановка руки и естественные движения кисти и пальцев выявит естественный вид аппликатуры, удобный для исполнителя.
В вопросе аппликатуры надо помнить основное: здесь дело не ограничивается одним лишь техническим средством, а главное ее назначение – всемерно способствовать выразительности музыкальной фразы и раскрытию характера исполняемого произведения. Сигналом, указывающим на неудачный подбор аппликатуры, является не только техническая затрудненность, но и невозможность обеспечить нужную связанность звучания.



Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.



Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Б.Н.П. «Савка и Гришка», П.Чайковский «Птичка»
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.

Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».