Открытый урок на тему Освоение штрихов detache, legato и tenuto на начальном этапе обучения игры на флейте

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств № 4 г.Курск



Открытый урок на тему:
«Освоение штрихов detache , legato и tenuto
на начальном этапе обучения игре на флейте»



Подготовила: преподаватель
Оркестрового отделения
Будко М.В..




г. Курск
2016г.
Открытый урок с Суховой Варварой учащейся 2-го класса пятилетнего срока обучения на тему:
«Освоение штрихов detache , legato и tenuto на начальном этапе обучения игре на флейте»
преподавателя Будко М.В.
Цель урока: освоение приемов игры detache и legato на техническом и музыкальном материале.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: индивидуальная.
Задачи:
Образовательные:
закрепить изученные теоретические знания (штрихи, темп, ритм, мелодия),
продолжить формирование практических навыков (игра штрихами detache и legato);
работа с динамическим планом пьесы, исполнение произведения в заданном темпе;
Развивающие:
развитие слуха и координации движений;
развитие образного музыкального мышления и музыкальной памяти;
развитие творческой активности через различные виды деятельности (исполнение различными штрихами, игра в «Штангу», «Говорящие пальцы»).
Воспитывающие:
воспитывать любовь к музыке,
воспитывать эстетический вкус,
воспитывать трудолюбие и собранность.
Методы обучения:
Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры detache, legato.
Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Применение педагогических технологий:
1.Здоровьесберегающая:
Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для рук и пальцев на расслабление мышц, упражнение «Штанга» и упражнение «Говорящие пальцы».
Чередование различных видов учебной деятельности (игра длинных звуков, гаммы и упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученного и слушание музыки).
на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.

2.Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками) повышает интерес учащихся к занятиям на инструменте, активизирует их творческую деятельность.
 Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

План урока:
Организационный момент.
Разыгрывание.
Работа с техническим материалом.
Разминка. Упражнения на расслабление мышц рук, корпуса и свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика.
Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).
Итог урока.
Домашнее задание.

Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, сбор инструмента, настрой на активную творческую работу.
Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.
Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта). Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.
Преподаватель задает вопрос: «На каких опорных точках при игре держат флейту?»
Ответ учащейся.
Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки педагог рекомендует заниматься перед зеркалом.
Разыгрывание. Игра продолжительных звуков от ноты соль 1-ой октавы до ноты соль 2-ой октавы. Каждую ноту исполнять на все дыхание. Игра четвертными длительностями, по четыре доли на каждом звуке штрихом detachе.
Разыгрывание на инструменте является обязательным при каждодневном занятии на инструменте. Не «разогрев» мышц губ, не «провентилировав» свой дыхательный аппарат, музыкант-духовик не сможет извлечь качественный звук. На длинных нотах отрабатывается ровность и красота звучания, а так же умение долго держать звук на одном дыхании, поэтому эти упражнения должны быть всегда представлены в занятиях.
Преподаватель задает учащейся вопросы:
Все ли звуки были исполнены качественно?
С какой продолжительностью?
На какие звуки необходимо обратить внимание при следующем разыгрывании?
Хватило ли дыхания на четыре доли на всех звуках?
Ответы учащейся.

Работа с техническим материалом. Исполнение гаммы Соль мажор в одну октаву и арпеджио тонического трезвучия.
Теперь можно переходить к работе над гаммой. На начальном этапе следует работать над гаммой в медленном темпе.
Очень полезно упражняться, исполняя арпеджио трезвучий. Играя разными штрихами арпеджио, учащаяся развивает интервальную и штриховую гибкость, что в дальнейшем поможет в исполнении любых пассажей.
При исполнении гаммы и арпеджио необходимо обратить внимание на следующие моменты:
атака звука – она должна быть четкой, исполнение штрихом деташе;
звуковедение – активно соединять дыханием ноту с нотой, дыхание через четыре четверти при исполнении штрихом деташе и на легато;
координация пальцев и языка. Пальцы должны работать активно без рывков и толчков, а при исполнении штрихом деташе одновременно с языком.
при исполнении арпеджио особое внимание обратить на губную артикуляцию и подачу дыхания.
Преподаватель задает учащейся вопросы:
Удалось ли правильно исполнить гамму?
Какие ошибки были допущены?
Все ли звуки прозвучали качественно при исполнении на легато?
Переходы от звука к звуку были исполнены без толчков и чужих призвуков?
Ответы учащейся.
Разминка. Упражнение «Штанга» для снятия усталости и мышечного напряжения; Упражнение «Говорящие пальцы» направленное на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно – ориентированной технологии.
1.Упражнение на расслабление мышц рук и корпуса «Штанга».

Будем заниматься спортом. Представим, что поднимаем тяжёлую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища.) Руки расслабленны, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушай и делай, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!... (3 раза.)

2.Упражнение «Говорящие пальцы» для пальцев и кистей рук.
Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполнить иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Для большего интереса учим со словами:
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро. -Доброе утро!- Солнцу и птицам. - Доброе утро!- - Улыбчивым лицам. - И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красилышков
Работа с музыкальным материалом. Работать мы будем над пьесами из Нотной папки флейтиста №1 (Тетрадь №2) Для начальных классов музыкальной школы. Профессора Московской консерватории, выдающегося музыканта и педагога, создателя собственной, уникальной флейтовой школы Ю.Н. Должикова. Имя его хорошо известно как у нас в стране, так и во всем мире.
Надо отдельно заметить, что методика Ю.Н. Должикова по праву является лучшей за всю историографию педагогики. Об этом красноречиво говорит количество его выпускников, ставших лауреатами международных конкурсов, солистами ведущих симфонических оркестров, и, конечно, великолепных педагогов! 
Достоинством данного пособия является, то, что нотный материал постигается легко, благодаря тому, что начинается с пьес на первые четыре изучаемые на начальном этапе на флейте ноты и все пьесы ассоциируются с разными образами («Колыбельная», «Танец», «Мишка»), с постепенным усложнением музыкального материала. Позволяют ребенку почувствовать себя настоящим музыкантом, исполняя произведения в доступных ему темпах и сочетании различных штрихов (detache и legato), динамический план mf и f.
На пьесе «Мишка» - Мы закрепим усвоение штрихов detache и legato и познакомимся с новым штрихом tenuto. В работе над этой пьесой самое главное - научить ребенка правильно соединять звуки на одном дыхании штрихом detache, чтобы между ними не было остановок, и на legato. После ознакомления (преподаватель сам исполняет новую пьесу). Вместе с учащейся проводим анализ:
- определяем характер и строение произведения;
- определяем темп, особенности ритма;
- обсуждаем динамику и разбираем штрихи;
- решаем, какие технические приемы будем использовать в работе;
После этого учащаяся рассказывает о своих впечатлениях о произведении. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста. Необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе;
- метро - ритмическая точность;
- применение верных штрихов;
- осмысленная фразировка и динамика;
Заключительный этап – исполнение пьесы в заданном темпе, с правильными штрихами, с дыханием в обозначенных местах, в характере.

Итог урока. Настя сегодня молодец!
Цель урока «освоение приемов игры detache и legato» - достигнута. Поставленные задачи выполнены. В ходе урока удалось добиться ровного звучания гаммы, существенно улучшилось исполнение штрихов, закрепили изученные теоретические знания (штрихи, темп, ритм, мелодия), ознакомилась с новым штрихом tenuto, освоена динамическая сторона и характер пьесы.
В дальнейшем следует продолжить работу над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев, работу над координацией работы пальцев и языка, а так же овладения способами звуковедения и звукоизвлечения и объединения всех этих требований в единое целое.
На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам начинающего ученика.

Домашнее задание.
Играть гамму Соль мажор и арпеджио штрихами detache и legato, как играли на уроке.
Пьесу «Мишка» - выучить на память с правильными штрихами, чтобы окончательно закрепить приемы игры detache и legato, а так же освоить новый штрих tenuto.
При занятии дома не забывать следить за координацией пальцев и языка, дыханием, звуковедением и звукоизвлечением.
Вывод. Обучение игре на духовых инструментах представляет собой сложный и длительный процесс. Наравне с такими требованиями к учащимися, как слух, память, интонация, ребенок должен обладать хорошими физическими данными.
Таким образом, важнейшим показателем успешности начального этапа обучения в игре на флейте является овладение правильным дыханием, простейшими штрихами и умением соединять на одном дыхании четыре ноты. При освоении ребенком этих навыков преподаватель может делать дальнейшие шаги, постепенно увеличивая сложность технических задач, которые ставятся перед юным исполнителем и усложняя круг образов изучаемых произведений.








13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 315