Статья Особенност преподавания акушерства и гинекологии студентам медицинских колледжей по специальности Сестринское дело


Макаренкова Ю. Е.,
преподаватель филиала ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» в г. Северодвинске.
Особенности преподавания акушерства и гинекологии студентам медицинских колледжей по специальности «Сестринское дело»
Деятельность медицинской сестры – это работа в системе «человек – человек» в ситуации повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Успешное выполнение медсестрой своих профессиональных обязанностей невозможно без ясного и чёткого понимания целей и задач сестринского процесса, правильного планирования его этапов, знания и грамотного выполнения всех необходимых сестринских манипуляций в каждом конкретном клиническом случае. Всё это под силу только профессионалу, имеющему солидный багаж как теоретических, так и практических знаний. И если практический опыт приобретается в течение всей профессиональной деятельности, то основы теоретических знаний закладываются во время первичного профессионального обучения, а затем постоянно пополняются в рамках непрерывного профессионального образования. Следовательно, те знания, которые студент получает при обучении в медицинском колледже, являются основой его будущего профессионализма и базой для дальнейшего совершенствования в профессии.
В настоящее время всё большую роль в подготовке среднего медицинского персонала играют качество и объём полученных знаний, их актуальность и возможность применения в практической деятельности. Основная цель, которая должна быть достигнута в процессе обучения студентов в системе среднего профессионального образования, - это овладение профессиональными навыками, усвоение норм профессионального общения, умение применять эти знания на практике; воспитание творческого отношения к своей профессии; потребности постоянно повышать свой профессиональный и общий уровень. Достижение этих целей – плод совместных усилий преподавателей и студентов, результат правильно методически и методологически организованного учебного процесса, полного и осознанного усвоения современных знаний по всему комплексу общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин.
«Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» относится к группе специальных дисциплин, и для подготовки медицинских сестёр даётся только 44 часа, что ставит перед преподавателем данной дисциплины достаточно сложную задачу.
Акушерство и гинекология – два больших раздела медицины. В рамках этого количества часов представляется возможным дать студентам только основы знаний, обратив особое внимание на такую организацию подачи материала, которая позволит обучающимся легко понять и усвоить предоставленную теоретическую информацию, а также овладеть основными практическими навыками, необходимыми медицинской сестре при работе в системе акушерско-гинекологической помощи.
Для наилучшего усвоения материала следует широко использовать современные наглядные пособия, манекены и фантомы, аудио- и видеоматериалы, представление информации в виде компьютерных презентаций, привлекать студентов к решению ситуационных задач и участию в ролевых играх, готовить краткие и развёрнутые сообщения по вопросам, изучаемым при прохождении данного курса.
Обязательному освещению подлежат такие теоретические вопросы, как анатомия и физиология женской половой системы в различные возрастные периоды женщины, физиология беременности и родов, методы предохранения. К патологическим состояниям, изучаемым в рамках данного курса, относятся только наиболее распространённые и значимые заболевания, такие как воспаления женских половых органов, фоновые заболевания, ИППП, опухолевые заболевания, нарушения менструального цикла, основные патологические состояния во время беременности, родов и послеродового периода. Практическому усвоению подлежат методы обследования в акушерстве и гинекологии и сестринские манипуляции, используемые при оказании акушерско-гинекологической помощи. Также студенты должны иметь представление о таких актуальных направлениях, как профилактика абортов, заболеваний молочных желёз, внедрение современных методов контрацепции, ЭКО, органосберегающих и малоинвазивных операциях, современных методах родоразрешения.
Таким образом, основной задачей преподавателя при чтении данного курса является предоставление студентам логически организованной информации по основным вопросам акушерства и гинекологии, укладывающейся в чёткие схемы, лёгкие для усвоения. А также предоставление ознакомительной информации по современным актуальным вопросам репродуктивного здоровья.
Для успешного выполнения этой задачи преподавателю данной дисциплины следует постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, своевременно знакомиться с современной литературой по вопросам акушерства и гинекологии, использовать в своей преподавательской деятельности новые методы и приёмы обучения.