Использование разных форм и методов активизации деятельности учащихся на уроках производственного обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин/
Отдел среднего профессионального образования

Использование разных форм и методов
активизации деятельности учащихся
на уроках производственного обучения
РЕФЕРАТ
Макарцевой Светланы Александровны,
слушателя курсов повышения квалификации
мастеров производственного обучения,
мастера производственного обучения
Свердловского строительного колледжа
ЛУГАНСК
2017
Содержание
Введение
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках
производственного обучения
2.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной
деятельности учащихся 5
2.2 Педагогические технологии активного обучения 8
2.3. Принципы технологий активного обучения 10
2.4. Система совершенствования методики активного обучения 12
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда подросток занимается из-под палки, он доставляет преподавателю массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В психологических знаниях в общественном виде отраженны уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психолого-педагогическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более полно использовать резерв учащегося, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие преподаватели ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания, но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе не- стандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как отечественных, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает преподавателю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и производство», «Специалист», «Производственное обучение».
 
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения
2.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учащихся в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учащихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувство долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только изучить тему, раскрывая ее значимость, в самом начале занятия, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока, особенно во второй его части, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес.
Интерес – это мотив, способствующий ориентированию, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение, это быстро может наскучить. Необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь учащихся, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
После объяснения материала, для проверки и закрепления знаний, хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос преподавателя, так как учащиеся, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.
Например, в процессе изучения темы «Укладка волос» учащимся по окончании урока был предложен тест, который они должны были выполнить в течение 10 минут (приложение 1).
Педагогу необходимо переводить учащихся со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учащихся с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале для учащихся может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически запоминали услышанный материал, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые преподавателем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учащихся, слишком быстрых подсказок, предоставлять им возможность самим находить выход из возникающего затруднения.
Во время занятий по производственному обучению очень важно обучать учащихся доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов в ученической бригаде, приемам изучения рационализаторской деятельности во время экскурсий на предприятия.
2.2 Педагогические технологии активного обучения
 
Ориентация системы среднего и высшего образования на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в школе, лицее, колледже и ВУЗе. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую, познавательную деятельность учащихся. В школе и вузовской практике находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способствуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основанием для разработки конкретных педагогических технологий.
Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач направленных на формирование умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.
Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на начальном этапе обучения, я использую игру.
Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «лото», «кроссворд» (приложение 2).
В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности выполнения операции.
Так, например, учащимся выдаются карточки-задания с вопросами по критериям оценивания, в которых отражена конкретная задача с заданием:
Учащийся должен внимательно прослушать диалог парикмахера с клиентом, выявить все ошибки, допущенные в разговоре и работе учащихся и исправить их (отлично).
2. Учащемуся поручается роль парикмахера, который должен
перечислить те термины, которые он должен будет употребить в речи
при беседе и со слов клиента выполнить модель стрижки (хорошо).
Учащийся в роли клиента пришел в парикмахерскую постричься. Его задача суметь правильно объяснить мастеру желаемый фасон стрижки, используя терминологию (удовлетворительно).
Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Учащиеся привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели стрижек или укладок по описанию. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.
Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.
Следующим шагом самостоятельной работы учащегося будет подготовка творческой работы на заданную тему. Работы можно оформить в виде фотомакетов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция. При изучении темы оформление причесок были выделены лучшие фотомакеты, дополнены и переработаны в обучающие плакаты. Заключительным этапом работы по этой теме была игра «Колесо истории», на которой был использован материал этих фотомакетов.
Благодаря таким формам обучения учащиеся учатся работать с наглядными пособиями, делать самостоятельные выводы и применять их на практике.
2.3. Принципы технологий активного обучения
Любая форма работы, любой метод, любая форма урока, выбранная мастером производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения.
Интеграция инновационных методов образования позволяет:
рационально сочетать содержание и формы организации учебной и профессиональной деятельности;
создать условия продуктивного сопряжения процесса воспитания, обучения и развития;
обеспечить условия выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
помочь учащимся достичь состояния успешности в соответствии с их способностями;
решить проблемы развития социальной и профессиональной мобильности учащихся.
Принцип инновационного подхода способствует раскрепощению, в результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию на нем превращается в творческий.
Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обучения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.
Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интегрированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протяжении многотысячелетнего пути развития.
На основе принципа многофункциональности создаются реальные условия для повышения эффективности педагогического процесса.
Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия), обеспечивает отражение действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.
Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить процесс обучения и более полно использовать имеющиеся средства.
Все эти принципы ярко видны в построении учащимися «генеалогического дерева». Выстраивая, его учащиеся видят конечный результат своей деятельности, составляют пооперационную последовательность выполнения парикмахерских услуг, используя при этом свои знания и терминологию.
2.4. Система совершенствования методики активного обучения
 
Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют:
опережающее задание по теме;
комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опорный конспект разно-целевого назначения;
оперативное блочное повторение части изучаемого материала;
познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовленных учащихся;
специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся;
зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков производственного обучения и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять:
оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью карточек-заданий;
фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством мастера п/о.
зачеты с элементами игровых ситуаций.
Общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов. Как показывает наблюдение, учащиеся практически и психологически на готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. Использование в процессе обучения бригадный метод, основной задачей ставится создании микро- климата, близкого к производственной обстановке в парикмахерской, салоне красоты.
Урок я начинаю с создания подгрупп. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание на каждую подгруппу. Затем провожу текущий инструктаж. Во время текущего инструктажа слежу за правильностью выполняемой работы, техникой безопасности и качеством выполняемых работ.
На заключительном инструктаже я предоставляю слово каждой подгруппе для анализа выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оценки учащимся. Лучшие работы демонстрируются учащимися.
Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми учащимися и контроль, за всем производственным процессом.
Заключение
Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд преподавателя и учащегося, увеличивает возможности мастера п/о, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы, увеличивая время для творческой.
Технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.
Списоклитературы
1. Алешина С.А. Педагогика профессионального образования: [Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования»] / С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – 84 с.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2002. – 352 с.
3. Каратаева Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2000. - №9. - С.75-80.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
5. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: Ассоциация профессионального образования, 1999. – 904 с.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] / И.Г. Захарова – М., 2007.
7. Норенкова, Н. А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие / Н. А.Норенкова. – Челябинск, 2001. - 50 с.
8. Педагогика / В. А.Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И.Мищенко, Е. Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
9. Рыжов В. Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В. Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
10. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения: [учебное пособие с практикумом] / Г.И. Кругликов . – [3-е изд.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288 с.
11. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2004. – 150 с.
12. http://window.edu.ru
Приложение 1
Примерное тестовое задание

п/п Вопросы
Ответы и уровень усвоения материала 1 Укладка волос - это а) изменение структуры волоса на продолжительное время, минимум - на три месяца; б) изменение структуры волоса на непродолжительное время, чаще всего от мытья до мытья. 2 Инструменты для укладки волос:  а) классические и видоизмененные коклюшки; б) бигуди, щипцы, фен; в) вибрационные, роторные, аккумуляторные машинки 3 Крон - это  а) прямая линия , разделяющая волосяной покров головы на две равные или неравные части; б) прядь волос, завитая в трубочку; в) наивысшая линия волны, где волосы меняют свое направление на обратное. 4 Пульверизатор, шейкер, таймер - это  а) инструменты для завивки волос, б) приспособления, применяемые в парикмахерской 5 Профессиональный фен для укладки волос должен иметь мощность не менее а) 1200 Вт, б) 1600 Вт, в) 1800 Вт. Приложение 2
Кроссворд
По горизонтали: 5. Создание естественного соотношение между длинными и короткими волосами в процессе стрижки (филировка)10. Равномерное укорачивание длины волос по всему волосяному покрову головы или на отдельных его участках(простая стрижка)15. Линии волос направлены от определенной линии центра по росту волос в разные стороны (ацентрический)20. Полуоткрытые ножницы вводят в прядь и скользят ими вдоль пряди от корней к концам(скольжение)21. Равномерное укорачивание длины волос по всему волосяному покрову головы или на отдельных его участках (стрижка)22. Волосы направлены от лица к затылку (обратный)23. Выполняется бритвой или ножницами (пейс)
По вертикали:1. Получение плавного перехода от коротких к длинным (тушевка) 2. Вид операции (шлифовка) 3. Создание плавного перехода методом точной ступенчатой стрижки (градуировка) 4. При какой градуировке волосы после стрижки заворачиваются внутрь (внутренняя) 6. Линия волос направлена от затылка к лицу (фронтальная)7. Полуоткрытые ножницы вводят в прядь в прядь и скользят ими вдоль пряди от корней к концам (слайсинг)8. Сочетают в себе 2-3 базовые стрижки (комбинированные) 9. Линии волос направлены от лица, висков, затылка к макушке (концентрические) 10. Окантовка которая выполняется в женском и мужском залах (подковообразная) 11. Сочетают в себе 2-3 базовые стрижки  (комбинирование)12. Взбивание волос лишь наполовину толщины пряди (тупирование)13. Прядь отчёсывают перпендикулярно и водят по ней ножницами вверх-вниз (начес)14. Пробор от уха до уха через наивысшую точку головы  (сагиттальный)16. Как называется горизонтальный или дугообразный пробор (сегментальный) 17. Процесс создания нижней линии контура стрижки  (окантовка)18. Один из главных элементов стрижки и является декоративно-художественным украшением лба (челка)19. Используются для создания коротких стрижек, а также для выстригания «мысиков» (машинка) 22. Отклонение пряди волос на определенный угол по отношению к голове (оттяжка)