Использование приёмов ТРИЗ для активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы


Использование приёмов ТРИЗ для активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Мизанова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Анисимовская СОШ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была придумана советским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалось для помощи в нахождении решений технических задач. Позднее выяснилось, что законы, открытые в ТРИЗ, применимы не только в технике и методы решения изобретательских задач можно преобразовать так, чтобы они подходили для решения проблем в любой области знаний. Так начала развиваться общая теория сильного мышления на базе ТРИЗ – ОТСМ-ТРИЗ.
Алла Александровна Нестеренко на базе ОТСМ-ТРИЗ разработала технологию проблемно-ориентированного обучения. Инструменты этой технологии описаны ею в учебно-методическом пособии «Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ»
«Проблемно-ориентированная образовательная технология на базе ОТСМ-ТРИЗ, созданная Аллой Александровной Нестеренко, является эффективным средством достижения многих целей, поставленных новыми российскими образовательными стандартами… Проблемно-ориентированная технология – одна из немногих, изначально проектировавшихся под деятельностно-ценностную образовательную парадигму, предполагающую овладение учениками как универсальными, так и предметными компетентностями», - пишет доктор педагогических наук, профессор В.В. Гузеев.
Внедрение ТРИЗ в практику позволяет учить: сбору и структурированию информации, постановке вопросов, выявлению и решению противоречий, проведению исследований, выполнению проектов, созданию творческих текстов.
Остановимся лишь на некоторых приёмах ТРИЗ, активизирующих деятельность учащихся.
Удивляй!
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.
Для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках литературы, используются интересные факты биографии отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
Например, при изучении творчества В. Маяковского в 11 классе я использую материалы из книги воспоминаний Б. Лившица «Полутораглазый стрелец». Вот некоторые из них.
«Одетый не по сезону легко в черную пелерину со львиной застежкой на груди, в широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилианской мафии, игрою случая заброшенным на Петербургскую сторону.
Его размашистые аффектированно резкие движения, традиционный для всех окрестных злодеев басовый регистр и прогнастическая нижняя челюсть, волевого выражения которой не ослабляло даже отсутствие передних зубов, сообщающее вялость всякому рту, - еще усугубляли сходство двадцатилетнего Маяковского с участником разбойничьей шайки или с анархистом-бомбометателем… Однако достаточно было заглянуть в умные, насмешливые глаза, отслаивавшие нарочито выпячиваемый образ от подлинной сущности его носителя, чтобы увидать, что все это – уже поднадоевший «театр для себя», которому он, Маяковский, хорошо знает цену и от которого сразу откажется, как только найдет более подходящие формы своего утверждения в мире.»Другой отрывок дополняет представление о поэте и снова удивляет.
«Купив две шикарных маниллы в соломенных чехлах, Володя предложил мне закурить. Сопровождаемые толпою любопытных, пораженных оранжевой кофтой с комбинацией цилиндра с голой шеей, мы стали прогуливаться.
Маяковский чувствовал себя как рыба в воде.
Я восхищался невозмутимостью, с которой он встречал устремленные на него взоры.
Ни тени улыбки.
Напротив, мрачная серьезность человека, которому неизвестно почему докучают беззаконным вниманием.
Это было до того похоже на правду, что я не знал, как мне с ним держаться.
Боялся неверной, невпопад интонацией сбить рисунок замечательной игры. <…> Москва еще не привыкла к подобным зрелищам, и вокруг нас разрасталась толпа зевак. <…> Он привел меня к себе домой, странным казалось, что у Володи есть дом, мать, сестры, семейный быт.
Маяковский – нежный сын и брат, это не укладывалось в им самим уже тогда утверждаемый образ горлана и бунтаря.»
Эти и другие факты из книги Б. Лившица привлекают внимание к личности и творчеству В. Маяковского, удерживают интерес в течение длительного отрезка времени.
Лови ошибку!
Формула : объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.
В старших классах об опасностях подстерегающих ошибок следует предупреждать лишь первое время. Впоследствии старшеклассники готовы услышать и увидеть ошибку без предупреждения.
Этот прием примечателен не столько тем, что учитель преднамеренно сделал ошибку (это встречается нередко), а тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы не рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что вы не правы.
Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.
Пример. Предлагаю небольшую часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками (подчеркнуты).
Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» (1923 - 1925) он называет свою семью «простой крестьянской». На самом деле была она не такой уж простой и даже не совсем крестьянской. «Отец поэта, Алексей Никитич, с 12 лет жил и работал в Москве, в мясной лавке купца Крылова».
Рекомендации. Учитель должен допустить ошибку в «важном» месте. Т.е. необходимо сделать акцент на тот факт, который нужно запомнить.
Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный, Александр.
Паспорт объекта
Паспорт объекта – это каркас, на который ученики учатся самостоятельно натягивать информацию об объекте. В качестве примера приведём паспорт самостоятельной части речи.
Объект Имя признака (вопрос) Значение признака (ответ)
Грамматическое значение (Что обозначает?) Вопросы Постоянные признаки Непостоянные признаки Роль в предложении Паспорт объекта можно превратить в загадку: отгадай слово по паспорту.
Паспорт какого слова из предложения «Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд» перед вами? Заполните все ячейки паспорта.
Объект Имя признака Значение признака
Грамматическое значение предмет
Одушевлённость/неодушевлённость неодушевлённое
Собственное/нарицательное нарицательное
Род женский
Склонение Число единственное
Падеж Роль в предложении На уроках литературы можно составлять паспорта литературных героев, жанров, направлений.
Копилка
Информационная копилка – неструктурированное множество собранных по определённому признаку объектов или их описаний, предназначенное для исследований объектов данного типа. Функция копилки – обеспечить мотив к деятельности. Структурировать информацию в копилке, т.е. выделить имена признаков, на значения которых мы будем обращать внимание. Копилки могут быть подготовлены учителем или собраны ребятами на уроке (экспресс-копилки), например, копилки черт литературного героя.
Исследования на копилках с целью выявления закономерностей позволяют ученикам переводить новую для них проблему в стандартную. Например, сталкиваясь с новой орфографической задачей дети формулируют проблему, собирают соответствующую копилку слов, а затем проводят мини-исследование.
Покажем, как выглядит исследование написания приставок на з/с. Сначала собираем копилку: даём задание придумать слова с приставками раз/рас; из/ис; воз/вос. В результате дети обнаруживают проблему: почему приставки, имеющие одинаковое значение и сходное звучание пишутся по-разному? Формулируем цель – найти правило правописания приставок, оканчивающихся на з/с. Делим слова на 2 группы: 1) с приставками на –з; 2) с приставками на –с. Ищем закономерность, выдвигаем гипотезу, проверяем себя по учебнику.
Игровые тренинги
Игровые тренинги создают условия для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения: обеспечивают интерес к познанию, преобразованию, формируют логические и познавательные универсальные учебные действия, позволяют привить вкус к анализу.
Моделей игровых тренингов А.А. Нестеренко предлагает в своей книге много. Остановимся лишь на нескольких, которые могут быть использованы как разминка в начале урока
Пинг-понг. Играют две группы учащихся в режиме «Вопрос-ответ». Первая группа задаёт вопрос, вторая отвечает. Затем вторая задаёт вопрос, а первая отвечает.
Учитель: Вспомним всё, что мы знаем о существительном.
1 группа: Что обозначает имя существительное?
2 группа: Предмет. На какие вопросы отвечает?
1 группа: Кто? Что? Какие имена существительные относятся к первому склонению? И т.д.
Да-нет. Учитель (ведущий – ребёнок) загадывает предмет. Учащиеся задают вопросы, ответить на которые можно только одним из следующих способов: «Да», «Нет», «Не имеет значения». Цель игры – найти ответ за минимальное количество вопросов. Тренинг формирует умение задавать вопросы, эффективно сужающие поисковое поле.
Витрина. На доске представлено множество пронумерованных объектов (слов). Учитель или ученик загадывает объект из заданного множества. Дети формулируют вопросы, пытаясь угадать, какой предмет загадан.
Главная сложность, которая возникает при планировании этого упражнения заключается в том, чтобы подобрать множество объектов, которое позволило бы учителю решить свои задачи, высветить нужные признаки предмета.
.
Урок с использованием элементов ТРИЗ позволяет решать следующие педагогические задачи:
-развивать у детей самостоятельность, уверенность в своих силах;
- формировать положительное отношение детей к учебному процессу;
- формировать умение анализировать, синтезировать;
-целенаправленно развивать системно-диалектическое мышление.
Использованные источники:
Афанасьева М., Капустина Л. На пути к новому стандарту. // https://gazeta-licey.ru
Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов/Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая): - М.:BOOKINFILE, 2013. -603с.
Нестеренко А.А. Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ// https://gazeta-licey.ruМатериалы сайта http://triz.natm.ru/